Решение задач на движение.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Липаева Антонина Павловна

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_dvizhenie.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, 3 класс.

      Учитель: Липаева Антонина Павловна

      Учебник: Л.Г. Петерсон «Математика» (Часть 3)

      Тип урока: открытие нового знания

Тема

Решение задач на движение.

Цель урока

Развитие УУД при решении задач на движение;  умение устанавливать зависимость между величинами – скорость, время, расстояние и использовать формулы движения.

Задачи урока

Образовательные: устанавливать зависимость между величинами – скорость, время, расстояние и использовать формулы движения при решении задач на движение.

Развивающие: развитие УУД выработки и координации мнений при совместной работе в группе; способствовать развитию логического мышления, внимания, речи.

Воспитательные: Расширить представление о нормах общения и коммуникативного взаимодействия, о навыках сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Формировать УУД:

-   Личностные:нравственно-этическое оценивание  усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

- Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, самоконтроль.

- Коммуникативные УУД: коммуникация в разных формах: как интериоризация, как кооперация и как взаимодействие, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- Познавательные УУД: анализировать  учебную ситуацию,

              -проверять гипотезы;

             -устанавливать зависимости  между величинами;

             -проводить аналогию;

             -получать теоретические и эмпирические обобщения;

            -строить знаковые модели отношений.

Планируемый результат

Предметные:ученики научатся:

  • распознавать понятие «движение»,«задача на движение одного тела»;
  • устанавливать взаимосвязь между величинами «скорость», «время», «расстояние» и использовать эту взаимосвязь при решении задач на движение;
  • устанавливать пропорциональную зависимость между величинами«скорость», «время», «расстояние».

Ученики получат возможность научиться:

  • выявлять типы задач на движение;
  • использовать пропорциональную зависимость между величинами «скорость», «время», «расстояние» для решения задач на движение.

Метапредметные: ученики научатся:

  • выявлять существенные признаки понятия в процессе его изучения,
  • сравнивать изучаемые объекты с целью выявления общих и отличительных свойств;
  • классифицировать объекты по заданным основаниям;
  • действовать по заданному алгоритму.

Ученики получат возможность научиться:

  • проводить классификацию понятий по самостоятельно выделенным признакам;
  • проводить разносторонний и всесторонний анализ изучаемых объектов;
  • работать с таблицами: читать, организовывать данные в виде таблицы;
  • строить знаковые модели выявленных зависимостей.
  • коммуникативным умениям: взаимодействию и кооперации для достижения цели;
  • регулятивным умениям: принимать и сохранять учебную задачу.

Основные понятия

Скорость,  время, расстояние, формула S=v∙t.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык, чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник.

Мультимедиа презентация, проектор, компьютер

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1.Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

Настраиваемся на очень хорошую работу, чтобы получить хорошие результаты  по математике.

Начнем урок с разминки:

-«ленивые восьмерки»

-«вращение головой»

-«стрельба глазами»

Актуализация имеющихся у учащихся знаний

Регулятивные умения: принятие учебной задачи.

2.Актуализация знаний.

-Во время проведения  разминки мы включали в работу различные части нашего организма.

-Что они совершали? ( движение)

Движемся не только мы, движение совершают машины, переезжая из одного населенного пункта в другой, движутся животные. Есть такое высказывание, которое впервые произнес древний поэт Вольтер «Движение –это жизнь».Мы сегодня будем рассматривать процесс движения с точки зрения математики.

Тема нашего урока «Движение»

Актуализация имеющихся знаний

3. Постановка цели урока

Будем работать в центрах активности. Сегодня открыты центры:

  • информационный;
  • центр исследований;
  • центр измерений;
  • центр перспективного планирования;

4. Совместное открытие знаний (изучение нового материала)

На «Утреннем сборе» вы сделали выбор.

-Какие задания вас ждут в центрах?

 (информационный: самостоятельно будем искать информацию о движении;

 измерений: будем вспоминать единицы измерений разных величин;

 исследований: будем что-то исследовать, проводить эксперимент;

перспективного планирования: должны определить то, что сможем  в перспективе узнать о движении.)

Чтобы достичь хороших результатов, вспомним правила совместной работы.

Коммуникация как интериоризация и как взаимодействие

5. Самостоятельное применение полученных знаний

В каждом центре есть инструкция. Внимательно прочитайте ее и начинайте выполнять.

Центр « Измерений»

Инструкция

  1. Прочитайте слова: расстояние, время, см,  скорость, км, мин, линейка, спидометр, ц , кг, масса, часы, ч, м, мм
  2. Выберите величины, используемые при движении.
  3. Запишите их в первый столбик.
  4. Выберите мерки, которыми измеряются эти величины.
  5. Запишите их во второй столбик.
  6. Вспомните, какими инструментами можно измерить данные величины. Выбери эти слова из списка.
  7. Запишите их в третий столбик.

Величины

Мерки

       Инструменты

                                          Центр « Исследований»

                                                    Инструкция

1.Рассмотрите таблицу:

В 1 большой мерке

           Количество

      больших мерок

            Всего

маленьких мерок

2.С движением связаны  величины: скорость, время, расстояние.

Расставьте эти величины в таблице.

3.Вспомните правила, которые показывают взаимосвязь между величинами в строке таблице.

4.Сделайте вывод о правилах нахождения скорости, времени, расстоянии:

Словесная формулировка

       Формула

Чтобы найти расстояние,нужно_______________________________

Чтобы найти скорость,        нужно _____________________________________

Чтобы найти время,нужно _____________________________________

Инструкция.

1.Используя формулу S=V*t,заполните таблицу:

В1 большой      мерке

  Количество

больших мерок

       Всего

маленьких            мерок

V

t

S

12км/ч

2

?

?

3

36

12км/ч

?

48

        12км/ч

             ?

60

?

6

72


2.Что заметили?

3.Определите,как изменяется скорость.

4. Сделайте вывод о том, как зависит расстояние  ( S) от скорости(v)

Вывод:

Если скорость остается одинаковой, а время _____________________,

то расстояние ____________________.

(слова для справок: увеличивается, уменьшается )

Инструкция

1.Используя формулу S=V*t,заполните таблицу:

В1 большой      мерке

  Количество

больших мерок

Всего

маленьких  мерок

V

t

S

12км/ч

?

72

?

6

78

    14км/ч

6

?

        15км/ч

             ?

90

?

6

96

2.Что заметили?

3.Определите,как изменяется время.

4. Сделайте вывод о том, как зависит расстояние  ( S) от времени(t)

Вывод:

Если время остается одинаковым, а скорость _____________________,

то расстояние ____________________.

(слова для справок: увеличивается, уменьшается )

«Центр перспективного планирования»

Инструкция

1.Прочитайте задачи:

«Турист в первый день пути прошел 35 км, в во второй день 56км. Какое расстояние прошел турист за два дня?»

« Два туриста вышли  навстречу друг другу из двух деревень. Один турист прошел до встречи 75 км, а другой -67км.Какое расстояние между этими городами?»

-Чем похожи эти задачи?

-Чем отличаются?

-Подбери чертеж ко второй задаче. (Стрелки показывают направление движения. Чем длиннее стрелка ,тем большую скорость она показывает!)

2.Подумайте и расскажи что показывают 3 другие схемы .

3.Заполните таблицу

На сближение тел

На удаление тел

Движение в одном направлении

Движение в разных направлениях

4. Презентуйте виды движения на моделях машин.

 Центр информации

Инструкция

  1. Прочитайте тексты.
  2. Найдите определение движения( определение – набор существенных признаков понятия)
  3. Сравните определения движения. Найдите общее в них.
  4. Составь из слов  определение движения.

Слова для справок: тела, за, некоторое, изменение, время, положение, называют, движением.

Актуализация и систематизация имеющихся знаний: работа с величинами.

Установление взаимосвязи между величинами скорость, время, расстояние.

Формулирование гипотезы о пропорциональной зависимости между этими величинами.

Обобщение способа решения задач с величинами скорость, время, расстояние.

Выявление разных типов задач на движение.

Выявление существенных признаков понятия движение.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

Выполнение действий по заданному алгоритму;

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

дедуктивные рассуждения;

умение структурировать знания;

знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символическую);

работа с таблицами;

построение логической цепи рассуждений,

Работа с таблицами;

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

сравнение;

классификация по заданным основаниям.

Работа с таблицами;

Структурирование информации.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

6. Включение нового понятия  в систему знаний и повторение.

А сейчас я приглашаю всех на заседание ученого совета. На протяжении некоторого времени учениками 3 класса изучалась тема «Движение». Вашему вниманию предлагается познакомиться с результатами данной работы.

1.Презентация информационного центра.

    -Мы прочитали несколько текстов о движении. Узнали, что движение изучается в разных науках. Используя эти знания, попробовали записать определение движения(выкладывают на доске из слов  полученное определение).

2.Презентация работы центра «Измерений»

(на интерактивной доске выбирают из списка величины, характеризующие движение, их мерки и инструменты, которыми их можно измерить и заполняют таблицу)

3. Презентация центра «исследований»

На интерактивной доске заполняют таблицу)

-С движением связаны величины: скорость , время, расстояние.

 Для того, чтобы провести наше исследование мы вспомнили правила, которые показывают взаимосвязь между этими величинами(выбирают из списка буквы  вставляют формулы в таблицу).Затем мы рассмотрели, как зависит расстояние от изменения скорости и времени( показ таблицы на экране). У нас получились следующие выводы:

Если время остается одинаковым, а скорость увеличивается, то и расстояние тоже увеличивается.

Если скорость не изменяется, а время увеличивается, то и расстояние увеличивается.

Использование общего способа решения задач на движение при решении задач.

Проверка гипотезы о пропорциональной зависимости межу величинами скорость, время, расстояние.

Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

7. «Перенос» сформированного способа действия в новые условия.

Итак, наши отделы в результате своей работы получили выводы, но эти выводы пока еще предположительные. Предлагаю  проверить полученные выводы.

(работа на нетбуках)

4.Центр перспективного планирования приготовил нам сюрприз.

Проанализировав две задачи мы сделали вывод, что в задачах на движение может двигаться не только один объект. Мы предлагаем вашему вниманию наши результаты.

(на интерактивной доске заполняют таблицу, вставляя в нее схемы)

(затем демонстрируют на моделях машин)

.

Проверка гипотез.

8. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Итак, что мы узнали на уроке? Чему научились?

рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

9 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение

Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Решение задач на движение.

Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...