Урок математики по системе Л.В. Занкова 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

Урок по теме "Измерение углов транспортиром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matem_3_klass.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ СОШ № 68 г. Хабаровска Дятлова Надежда Анатольевна

Предмет: математика

Класс: 3

Учебник: авторы И.И. Аргинская,Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина

Тема урока: Измерение углов при помощи транспортира .

Тип урока:  урок открытия нового знания

Технология: технология развивающего обучения

Цель: формирование общего понятия о способе измерения углов транспортиром, овладение практическими способами работы с ним.

Формируемые УУД:

-личностные: смыслообразование

-регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, понимать учебную задачу

-коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в паре

-познавательные: формирование знаково-символических действий, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Оборудование:

  1. Учебник «Математика» авт. И.И. Аргинская,Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина.
  2. Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
  3. Карточки для работы в парах; карточки нахождения площади фигур; геометрические фигуры( прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, транспортиры индивидуальные у учащихся и транспортиры для работы на доске.
  4. Рабочие тетради учащихся

  Содержание урока:

  1. Актуализация имеющихся знаний, мотивация к учебной деятельности

-Сегодня наш урок посвящен разделу математики: науке геометрии. Что изучает геометрия?

Блиц-опрос: (по мере ответов на вопросы, карточки с фигурами выставляются на доску)

  1. Назовите фигуру, у которой противоположные стороны и углы равны (прямоугольник). Какое другое название можем дать этой фигуре?
  2. Замкнутая ломаная линия из 3-х звеньев (треугольник). Какие виды треугольников знаете?
  3. Фигура, у которой все углы прямые, а стороны равны? (квадрат). Какое другое название можем дать этой фигуре?
  4. Граница круга? (окружность)

 -Какие задания можно выполнить с данными фигурами? ( разделить на группы( варианты проговариваются), найти лишнюю фигуру( варианты проговариваются), найти Р и S квадрата и прямоугольника, найти центр у окружности, провести радиус (диаметр, хорду) у окружности.

-Предлагаю вам следующее задание: подобрать к каждой фигуре подходящую формулу.

На доске : Р=a

                 S=a٠b

                 P=a+b+c

                 P=a+b+a+b

                 P=a٠4

                 S=a٠b:2

                 P=(a+b)٠2

-Какая формула осталась не востребованной? ( S=a٠b:2)

-Как вы думаете , к какой фигуре она могла бы подойти? (треугольник) Почему?

-К какой фигуре не подошла ни одна формула? (окружность). Как вы думаете, почему? ( окружность- это граница круга, площадь можно вычислить только у круга).

-Раз речь пошла о круге, напомните мне, какую новую мерку мы смогли получить при помощи круга на предыдущих уроках? (градус)

-Как его получили? (разделили круг на 360 центральных углов-360 градусов)

-Для чего нужна эта мерка?

-Какое новое знание мы получили на предыдущем уроке математики?

(познакомились с транспортиром)

-Что мы о нем узнали? (бывают разные, 2 шкалы)

  1. Определение цели совместной деятельности

-Мы уже знаем что такое транспортир , для чего он изобретен. Как вы думаете чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Каких знаний и умений  у нас еще нет? (измерять углы, определять градусную меру угла, чертить углы)

Формулировка целей (слайд1)

  1. Выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке.

-Для того, чтобы правильно пользоваться транспортиром, рассмотрим его еще раз. (слайд2 с разными транспортирами) С какого деления идет измерение на любой шкале? (с нуля).

-Найдите ноль на транспортире. На транспортире шкалы угломерные: внутренняя слева направо (от 0 до 180) и внешняя справа налево (от 0 до 180)

-Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга-центр транспортира, в круглом транспортире это хорошо видно)

-Давайте пробовать проводить измерения.

(Слайд 3)

-Что изображено на доске? (углы, прямые углы)

-Как бы вы предложили использовать транспортир для измерения величины углов?

 (начало составления алгоритма проведения измерения:, совмещение вершины угла с центром транспортира, одной из сторон угла с краем транспортира  определение величины угла  по шкале.  В ходе  проведенных действий выясняем, что величина любого прямого угла  90 градусов)

  1. Поиск недостающего способа действия

-А для чего же тогда нужны две шкалы на транспортире? Напомните, что мы знаем об остром угле? ( меньше прямого)

-Если величина прямого угла 90 , то какой величины может быть острый угол? ( меньше 90: от 1 до 89

- А что мы знаем о тупом угле? ( больше прямого)

-Какой может быль его величина? ( больше 90)

Физминутка: показать угол развернутый, прямой, тупой, 90, 180

(Слайд 4: на нем два варианта измерения одного и того же острого угла, но по разным шкалам и с разными ответами)

- Ребята проводили измерение угла по заданию учителя. Но почему-то ответы у них получились разными. Почему так произошло? Каких знаний ребятам не хватило? (анализ ошибки: забыли, что шкала угломерная, что острый угол  должен быть меньше 90 градусов)

-Давайте еще раз проговорим, что каждый должен помнить начиная измерения? (продолжение алгоритма: обращать внимание на расположение угла, выбрать правильную шкалу и помнить, что острый угол меньше 90 , а тупой наоборот больше 90

 

(Слайд 5: Два угла, измеряемые транспортиром, ошибка пользования транспортиром: вершина одного угла не совмещена с центром транспортира)

-Что же мы должны еще обязательно помнить, проводя измерения?

(завершение алгоритма: обязательно совместить центр транспортира с вершиной угла)

  1. Формулирование теоретических знаний, открытых учащимися.

-Давайте попробуем разработать пошаговый алгоритм  в действий при проведении измерения углов транспортиром. С чего начнем?

(Разработка алгоритма:

  1. Совместить центр транспортира с вершиной угла
  2. Посмотреть на направление угла
  3. Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла прошла через деление 0 одной из двух шкал)
  4. Посмотреть, через какое деление этой шкалы пройдет другая сторона угла. Это и будет величин этого угла.

(слайд 6: проговаривание алгоритма)

Физминутка музыкальная

      6. Включение «открытий» в систему знаний учащихся

Работа в парах по алгоритму. (карточка 1: начерчены несколько углов разной величины))

-Измерить предложенные углы, опираясь на алгоритм.

Проверка.

 7. Определение следующего шага в движении

Работа с задачей с недостающими данными.

(Слайд 6 и карточка 2 )

«Лёня начертил угол величиной 30.  Угол Павла больше угла Веры на 45

-Что с задачей не так? (в ней недостаточно данных)

-Что необходимо сделать? (добавить данные)

 Анализ содержания задачи

-Подчеркните имеющиеся данные.

–Каких данных нам не хватает? (данных об угле Веры)

-В ваших карточках начерчены несколько углов. Как узнать, какой из углов начертил Лёня? (измерить)

Самостоятельная работа по измерению углов.

-Угол под каким номером начертил Лёня?

-Что нужно сделать, чтобы внести недостающие данные в задачу? (измерить угол Веры).

Самостоятельная работа по измерению угла, внесение данных в задачу, выбор действия, решение задачи

-Какой величины угол у Павла?

-Закончена ли работа по этой задаче? (нет, угол Павла не построен)

-Умеем ли мы это делать?

-Чему же нам предстоит научиться на следующем уроке математики?

(научиться самостоятельно строить углы по заданным параметрам)

       8. Рефлексия

-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я…..»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в системе Л. В. Занкова

Ни один урок конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: хорошее знание теории, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, яв...

Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя.

Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя....

Доклад на ШМО "Развитие и изучение мыслительной деятельности учащихся 2 класса на уроках математики" (система Л.В.Занкова)

Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует развитию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является пробуждение их самостоятельной мысли.В данной статье у...

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Самоанализ урока по системе Л.В.Занкова

Комментарии к самоанализу урока по системе Л.В.Занкова...

Урок по окружающему миру в 4 классе. "Система пищеварения человека" Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова ( развивающая система Л.В.Занкова)

Представлена технологическая карта урока и конспект по теме "Система пищеварения человека". Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова...