Главные вкладки

    Конспект урока по системе Л.В. Занкова "Парные звонкие и глухие согласные в конце слов"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Халитова Ольга Ринатовна

    Урок по системе Занкова по русскому языку для 2 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока «Парные звонкие и глухие согласные в конце слов»

    2 класс, система Л.В. Занкова

                                                                       Преподаватель: Халитова О.Р.

                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                            первая категория

    ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

    Цели:

    Образовательные:

    - расширить представления об оглушении парных согласных в конце слова;

    - уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    - научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.

    Развивающие:

    - развивать умение анализировать, обобщать, формулировать выводы;

    - развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;

    - обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;

    - развивать положительное отношение к учебе.

    Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

    На уроке используется презентация, изображения жирафов со словами, конверты с заданием от ястреба, шарики вырезанные из бумаги

    Вот звонок нам дал сигнал,

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем,

    И работать начинаем.

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на один очень удивительный остров. А находится он в Орфографическом океане. Во время нашего путешествия мы должны использовать все свои знания, правила и быть очень внимательными! Итак, «В путь!»

    Давайте запишем сегодняшнюю дату.

    Пятнадцатое февраля.

    Классная работа.

    - А вот на чем мы будем добираться на остров вы узнаете, открыв учебник на стр. 18 упр.273

    Когда я с Д, меня сорвут.                   ПЛОД

    Когда я с Т, на мне плывут.               ПЛОТ

    Что такое ПЛОТ?

    Плот- это средство передвижения по воде

    А ПЛОД?

    Плод –

    - Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются ПРОВИЗИЕЙ (едой), в том числе, полезными овощами.

    А вот какие овощи возьмем с вами мы:

    1) Итальянцы называли этот овощ «золотым яблоком» - ПОМИДОР

    2) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова» - КАПУСТА

    3) Огородное растение с крупными семенами-горошинами – ГОРОХ

    4) Этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличии от других овощей его едят неспелым -  ОГУРЕЦ

    5) Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, как и трюфель, они растут в земле – КАРТОФЕЛЬ

    6) Весь алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный – АРБУЗ

    Эти слова –словарные. (Дети записывают словарные слова в тетради, выделяя орфограммы)

    - Какое слово лишнее? Почему?

    (Арбуз – это ягода)

    - Почему еще? Обратите внимание на написание и произношение. ( в конце слова слышим глухой звук, а пишем согласную букву З, которая обозначает звонкий звук).

    - Давайте подберем родственные слова. Выделим корень.

    АРБУЗ – АРБУЗИК, АРБУЗНЫЙ,АРЬУЗИЩЕ

    -Где находится согласный звук? (в корне)

    - Какое слово будет проверочным? (арбузик, арбузище)

    - Дайте характеристику звукам, которые мы слышим в конце корня в слове арбуз и арбузик. Что общего между этими звуками? Чем различаются?

    - Эти звуки жители острова на который мы отправились. Кто-нибудь догадался как он называется?

    Остров парных согласных

    - Кто жители этого острова?

    Б-П, В-Ф, З-С, Г-К, Ж-Ш, Д-Т

    П А Р Н Ы Е   С О Г Л А С Н Ы Е

    Эти буквы-двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними еще будет много хлопот. А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце слова оглушаются и нужно знать, какую букву следует писать.

    -Давайте поздороваемся с хозяевами, называя их имена, а они нас проведут по своему острову.

    (Дети по вариантам называют звонкий – глухой парный)

    - Прислушайтесь, кто-то очень громко разговаривает и о чем-то спорят.

    Сказка

    - В таких словах, как гриб, зуб, мороз, город, глаз нужно на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

    -Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, - говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

    - Попробуйте доказать, что в словах огород, дуб, зуб, колхоз, обед нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

    - Звонкие приуныли, они не знали, как себя защищать.

    Ребята, а вы могли бы выручить звонкие согласные?

    ПРАВИЛО:

    ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НАДО ПРОВЕРЯТЬ. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО СЛЫШАЛСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК

    -Давайте, проверим себя – откройте учебник на ср.17

    - А сейчас вы будете в роли исследователей. Оказывается, что это правило имеет дополнение. А вот какое – мы сейчас сами раскроем.

    -Вернемся к слову АРБУЗ – АРБУЗИК, АБУЗНЫЙ.

    - В слове АРБУЗНЫЙ  мы тоже слышим звонкий звук. Какая буква стоит после? (Н). Какой звук она обозначает?(Сонорный)

    - Сделайте вывод.

    …ЕСЛИ ПОСЛЕ ПАРНОГО СОГЛАСНОГО СЛЫШИМ СОНОРНЫЙ ЗВУК.

    - Какие сонорные вы знаете?

    Молодцы! Помогли парным звукам не поссориться!

    Физминутка

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Все мы встали поиграть.

    Ручками похлопаем,

    Ножками потопаем

    И попрыгаем скорей,

    Чтобы стало веселей.

    Ветер дует сильный, сильный

    И качается сосна.

    Нам зарядка помогает

    Быть здоровыми всегда.

    - Теперь правило, которое мы узнали поможет нам продолжить прогулку по острову.

    - А вот и первое задание. Вам надо догадаться, кто на острове живет вместе с парными согласными? И объясните почему. (в названиях этих животных в конце слова сомнительный согласный звук)

    Даны транскрипции:

    (йастрип) (насарок) (жыраф) (крот) (б*иг*имот)

    - Запишите в тетради слова, которые у вас получатся

    Ястреб, носорог, жираф, крот, бегемот

    - Какое слово здесь лишнее? (крот – как слышится, так и пишется)

    - Запишите проверочные слова. Поменяйтесь тетрадями

    - Эти животные хотят проверить как вы запомнили их главный закон –правило.

    Задание от бегемота

    Вам нужно подобрать имена существительные в ед.числе, и записать слова через запятую. Подчеркните орфограмму. Например:

    Дождливый  - дождь

    Трудовой – труд

    Огородный – огород

    Годовой – год

    Народный – народ

    Городской – город

    Задание от ястреба

    У вас на столах конверты с заданиями от ястреба.

    -Что предлагает нам эта птица? (вставить орфограммы)

    - Это текст? Почему?

    - Расставьте во втором предложении слова так, чтобы появился смысл.

          Кто какие гнезда вьет?

            Гнездо дикой утки похоже на слоёный пиро… .

    Коврик, дроз…., себе, травки, из, построил. Стри…. Выбрал для жилья крутой бере… . А вот кукушка гнез… не строит.

    Дрозд построил себе из травки коврик.

    - Какой части речи не хватает, чтобы предложение было бы более красочным?

    - Придумайте сами свое прилагательное, которое вы подберете к слову коврик?

    - Запишите предложение в тетрадь.

    - Подпишите части речи над словами. Подчеркните главные члены предложения.

    Задание от крота

    -Вы научились подбирать проверочные слова, в теперь вам предлагают догадаться, какие слова проверяются данными.

    Сюрпризы –

    Удавы –

    Стрижи –

    Краб –

     - Какое слово здесь лишнее? (сюрпризы) Почему?

    А вы любите сюрпризы?

    Задание от жирафа

    Жираф вам приготовил игру соревнование: (по колоночкам) Вам надо будет быстро, начиная с последних парт, написать правильную букву в словах, используя наше сегодняшнее правило.

    Итак, наше путешествие подошло к концу, и чтобы вернуться домой нам надо надуть множество шариков, чтобы подняться в воздух и полететь. У вас есть у каждого на столе шарик. Раскрасьте его. Но не просто так….если вам занятие понравилось, и вы теперь точно знаете как надо проверять сомнительные согласные на конце слова – в зеленый цвет, если вам что-то осталось непонятно и вы считаете, что вам надо еще поупражняться в проверке парных согласных – раскрасьте в синий, и если вы совсем растерялись и наделали много ошибок в тетради – в красный! Поднимите шарики вверх..полетелиии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

    Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

    Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

        Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

    конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

    Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

    Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

    Конспект  и презентация открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"....

    Звонкие и глухие согласные на конце слова 2 класс в системе СДО

    Урок по теме "Звонкие и глухие соглассные на конце слова"в технологии Способа Диалектического обучения, с заданиями для детей по АОП....

    Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)

    Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1....