Умножение на 0
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Ламзина Татьяна Александровна

Цели: 1) ознакомить с приемом умножения на нуль, вспомнив предварительно изученные действия с нулем;

2) упражнять в решении задач изученных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_na_0_i_dr.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_umnozhenie_na_0_lamzina_t.a.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ – «Редкодубская СОШ»

МАТЕМАТИКА

3 класс

Тема урока: «Умножение на 0»

Учитель: Ламзина Т.А.

2014 год

МАТЕМАТИКА

ТЕМА УРОКА: «УМНОЖЕНИЕ НА 0»

3 КЛАСС

РЕДКОДУБСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

УЧИТЕЛЬ: ЛАМЗИНА Т.А.

Тема: Умножение на 0.

Цели: 1) ознакомить с приемом умножения на нуль, вспомнив предварительно изученные действия с нулем;

2) упражнять в решении задач изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение на 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока:

1. Организация класса к уроку.

2. Самоопределение к деятельности.

           - Дорогие ребята! Нас приглашает сегодня в гости Ноль.

- На что он похож?

- А сейчас? (положить лист на бок и дорисовать его до колобка).

- Ноль приглашает нас в математическую сказку. За каждое правильное задание он просит нас подрисовать палочку. Согласны помочь Нулю-колобку? (Да!)

3. Актуализация знаний.

       1)Устный счёт.

          1) Поможем нулю-колобку сбежать от бабушки с дедушкой.

(Плакат: домик, дорожка, уравнения, записанные в столбик)

80:х=8                              х:8=8                             х+29=80

32:х=4                              х:3=21                           х-2=40

2) Кто первым попался колобку по дорожке? (зайка).

Что он сказал? А наш Зайка математику любит. Все дорожки, тропинки в лесу замеряет и просит Колобка выполнить задания (на картинке Зайка и Колобок).

8 см=___мм                 6 дм=___см                              8 дм 7 см=___см

5 м =___дм                  8 см 4 мм=___мм                     2 м 4 дм=___дм

4. Изучение нового материала

Сказка о стране Цифирии.

Убежал Колобок-Нуль от Зайца, сел на пенек отдохнуть и рассказать вам, детки, сказку о себе Нуле.

1.  Далеко-далеко за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.

2.  Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все.

Между Цифирией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекали 4 реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики?

Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

3.  Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться».

Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число с которым он сложился осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Посчитайте сами:

14+0=14        9+0=9        7+0=7        99+0=99        1+0=1

4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получился меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с Нулем, оказалось в проигрыше и было расстроено.

12-0=12        99-0=99          9-0=9         1-0=1

5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

3*0=0      3*0=0      12*0=0      0*12=0       58*0=0      0*58=0

-По какому правилу это можно доказать? (От перестановки множителей произведение не меняется).

6.  А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с нулем. С тех пор ни одно число не делится на Нуль.

7.  Правда королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в 10 раз (продемонстрировать) и стали числа жить-поживать и добра наживать.

- Вот такую сказку рассказал Колобок. Почему никто не сказал, какое число в сказке стояло с Нулем в паре? (Это могло быть любое число).

- А как в математике обозначают любое число? (буквой)

- Прочитайте а*0=0     и     /а:0/

- Как это можно сказать по-другому? Прочитайте в учебнике с.__.

- А Колобок продолжает свой путь.

8. Сидит на пути Колобка злой-презлой Медведь (картинка: медведь с пчелами). Его пчелы покусали. И грозится Медведь съесть Колобка. Колобок снова просит у вас защиты.

7*0=__

0*9=__

6*0=__

72:9*0=__

7+0=__

9-0=__

8*1=__

1*49:7=__

9+1=__

18*0=__

12*0=__

(6:6)*9=__

1*9=__

0*19=__

12-0=__

8*(5-5)=__

5. Закрепление изученного.

          - Катится Колобок, катится. Песенку поет:

И вдруг выходит из-за куста Волк (картинка: волк) и говорит: «Колобок, колобок я тебя съем. –«Не ешь меня, я тебе песенку спою».

- Нужны мне твои песни. У нас в сказочном теремке ремонт идет.

- Вот велели мне Мышка-норушка да Лягушка-Квакушка посчитать, сколько обоев нужно купить.

Задача №3. Сделать рисунок.

1 рулон

Количество рулонов

Длина обоев в метрах (общая)

7 м

?

35 м

10 м

одинаковое

? м

Решить по плану.- Что нужно знать, чтобы посчитать общую длину обоев в 10-ти метровых рулонах? (количество)

- Как его найти? (35:7м=5р.)

Запишем в тетрадь:

1Найдем количество рулонов по 7 м.      35:7=52

2Можем ли теперь ответить на вопрос задачи?(да)Прочитайте его и запишем в тетрадь.

Сколько метров обоев было в рулонах по 10 м? 10*5=50 (м) Ответ:50 метров.

Задача №4.

Покатился Колобок дальше. Хотел у пенька отдохнуть. Какую-нибудь сказку вспомнить. Да из-за елки вышла Лиса с лукошком, грибы собирала. Увидела Колобка, обрадовалась. – Колобок, колобок: «Спой мне песенку!».

- А Колобок отвечает: «Знаю, знаю, что задумала, мне эту сказку в школе рассказывали еще, когда в первом классе учились».

- Да много ли они знают, твои ребята. Только зря Колобка лисой пугают, а задачи в контрольных работах плохо решают. Я все подслушала, когда в прошлом году к ним на елку в школу приходила. Что не веришь?

-Не верю. Ребята сегодня мне очень помогли.

- Помогли? Так пусть еще помогут, а то я что-то проголодалась…

- Давайте, ребята, поспешим и поможем Колобку решить задачу №4, как просит Лиса.

- Прочитайте задачу.             Д – 7

Запишите кратко:                  М – ? в 4 раза>

- Что нужно узнать в первую очередь? (сколько мальчиков)

1)7*4=28 – мальчиков

2)7+28=35 – детей всего.

Ответ: 35 всего детей.

3)28-7=21 – больше на___

- Давайте, дети, подрисуем Колобку еще один лучик за правильную задачу (рисуем).

6. Рефлексия. Самооценка.

- Оцените себя, как вы помогали Колобку? (Светофорик).

- Ой, дети, посмотрите, на что стал похож колобок?! (на солнышко)

- Улыбнулось солнышко ласково всем вам, деду с бабкой, зайке, лисе, волку, медведю. Никто ему не страшен. Всех оно любит и греет. Всех простил Колобок. И вам желает расти добрыми, умными и не сердиться на своих товарищей.

6. Итог урока.

  - Спасибо вам, дети, за то,  что спасли Колобка, уберегли его.

- Что вы запомнили про действия с нулём?

 Задание на дом. №6 с.___

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом наоборот,

Будет вправо поворот,-

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

1-2-3-4, плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект мультимедийного урока

слушателя КПК «Инновационные технологии организации

учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

Выполнила:  Ламзина  Татьяна  Александровна,

место работы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, должность: учитель начальных  классов.

Саранск,

2014.


1. Математика.

2. 3 класс.

3. Тема урока: «Умножение на 0»,  номер урока в I разделе рабочей программы «Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление» учебного курса «Математика. 3 класс» – № 2.47 (по календарно-тематическому плану – время проведения  декабрь).

4. Цели: 

1) ознакомить с приемом умножения на нуль, вспомнив предварительно изученные действия с нулем;

2) упражнять в решении задач изученных видов.

5. Планируемые результаты: 

учащиеся научатся выполнять умножение на 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.

Формируемые УУД: познавательные – устанавливать причинно-следственные связи зависимости результата от выполняемого математического действия; коммуникативные – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями их реализации; личностные – осознание ответственности человека за общее благополучие, формирование толерантности.

6. Материально-техническое обеспечение: (состав используемого УМК, оборудование): ноутбук, проектор, учебник М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова и др. Математика, 3 класс. – в 2 ч.Ч. 1. - М. Просвещение, 2013 (УМК Школа России).

Ход  урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Организация класса к уроку

Учитель проверяет готовность учащихся  к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на результаты работы.

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку. Высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке, говорят об ожидаемых результатах работы.

2

Самоопределе

ние к деятельности.

 - Дорогие ребята! Нас приглашает сегодня в гости Ноль (слайд № 1).

- На что он похож?

- А сейчас? (перевернуть нуль на бок и дорисовать его до колобка).

- Ноль приглашает нас в математическую сказку.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают свои предположения.

3

Актуализация знаний

Устный счет.

1) Согласны помочь Нулю-колобку сбежать от дедушки с бабушкой(слайд № 2)?                              Ответ детей (Да!)

Слайд №3 – на нем уравнения, записанные в столбик.

2) Кто первым попался колобку по дорожке? (слайд № 4)  (зайка).

Что он сказал? А наш Зайка математику любит. Все дорожки, тропинки в лесу и огородах замеряет и просит Колобка выполнить задания (на слайде № 5 Зайка и Колобок).

Слайд № 6 – на нем задания на перевод одних единиц длины в другие.

Работа в парах..

Русская народная сказка «Колобок».

Анимационный сюжет.

http://www.youtube.com/watch?v=qs0Hz3tmu6Q

Иллюстрирование урока

5

Изучение нового материала

Убежал Колобок-Нуль от Зайца, сел на пенек отдохнуть и рассказать вам, детки, сказку о себе Нуле (слайд № 7). Учитель рассказывает сказку о стране Цифирии.

1.  Далеко-далеко за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.

2.  Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все.

Между Цифирией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекали 4 реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики?

Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

3.  Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться».

Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число с которым он сложился осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Посчитайте сами (слайд № 8).

4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получился меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с Нулем, оказалось в проигрыше и было расстроено (слайд № 9).

5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление  (слайд № 10).

-По какому правилу это можно доказать? (От перестановки множителей произведение не меняется).

6.  А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с нулем (слайд № 11). С тех пор ни одно число не делится на Нуль.

7.  Правда королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в 10 раз (продемонстрировать) и стали числа жить-поживать и добра наживать (слайд № 11).

- Вот такую сказку рассказал Колобок. Почему никто не сказал, какое число в сказке стояло с Нулем в паре? (Это могло быть любое число).

- А как в математике обозначают любое число? (буквой)

- Прочитайте а∙0=0     и     /а:0/

- Как это можно сказать по-другому? Прочитайте в учебнике с.__.

- А Колобок продолжает свой путь.

8) Сидит на пути Колобка злой-презлой Медведь (слайд № 12).

И грозится Медведь съесть Колобка. Колобок снова просит у вас защиты (слайд № 13). Слайд № 14 – с заданиями в таблице.

Работа в парах. Учащиеся выполняют задания учителя.

Воспринимают новую информацию, анализируют её, выбирают правильный ответ, разбирают критически.

Рассматривают иллюстрации. Исследуют, обсуждают, высказывают свое мнение.

 

Русская народная сказка «Колобок».

Анимационный сюжет.

http://www.youtube.com/watch?v=qs0Hz3tmu6Q

Иллюстрирование урока

15

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом наоборот,

Будет вправо поворот,-

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

1-2-3-4, плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!

Выполнение физических упражнений по тексту физкультминутки.

2

Закрепление изученного материала

- Катится Колобок, катится. Песенку поет. И вдруг выходит из-за куста Волк (слайд № 15) и говорит: «Колобок, колобок я тебя съем. – «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

- Нужны мне твои песни. У нас в сказочном теремке ремонт идет.

- Вот велели мне Мышка-норушка да Лягушка-Квакушка посчитать, сколько обоев нужно купить.

Работа с учебником.

Задача №3. Сделать рисунок (слайд № 16).

Решить по плану.- Что нужно знать, чтобы посчитать общую длину обоев в 10-ти метровых рулонах? (количество)

- Как его найти? (35:7м=5р.)

Запишем в тетрадь:

1. Найдем количество рулонов по 7 м.      35:7=52

2. Можем ли теперь ответить на вопрос задачи?(да). Прочитайте его и запишем в тетрадь.

Сколько метров обоев было в рулонах по 10 м? 10*5=50 (м) Ответ:50 метров.

Задача №4.

Покатился Колобок дальше. Хотел у пенька отдохнуть. Какую-нибудь сказку вспомнить. Да из-за елки вышла Лиса с цветами и лукошком, грибы собирала (слайд № 17). Увидела Колобка, обрадовалась. – Колобок, колобок: «Спой мне песенку!».

- А Колобок отвечает: «Знаю, знаю, что задумала, мне эту сказку в школе рассказывали еще, когда в первом классе учились».

- Да много ли они знают, твои ребята. Только зря Колобка лисой пугают, а задачи в контрольных работах плохо решают. Я все подслушала, когда в прошлом году к ним на елку в школу приходила. Что не веришь?

-Не верю. Ребята сегодня мне очень помогли.

- Помогли? Так пусть еще помогут, а то я что-то проголодалась…

- Давайте, ребята, поспешим и поможем Колобку решить задачу №4, как просит Лиса (слайд № 18).

- Прочитайте задачу в учебнике.

- Что нужно узнать в первую очередь? (сколько мальчиков).

1)7*4=28 – мальчиков

2)7+28=35 – детей всего.

Ответ: 35 всего детей.

3)28-7=21 – больше на___   

Проверяют свои гипотезы. Делают выводы.

Русская народная сказка «Колобок».

Анимационный сюжет.

http://www.youtube.com/watch?v=qs0Hz3tmu6Q

Иллюстрирование урока

15

Рефлексия

- Оцените себя, как вы помогали Колобку? (слайды № 19 и 20).

- Ой, дети, посмотрите, на что стал похож колобок?! (слайд № 21) (на солнышко)

- Улыбнулось солнышко ласково всем вам, деду с бабкой, зайке, лисе, волку, медведю. Никто ему не страшен. Всех оно любит и греет. Всех простил Колобок (слайд № 22). И вам желает расти добрыми, умными и не сердиться на своих товарищей.

Учащиеся анализируют свою деятельность в ходе урока и делают вывод.

Русская народная сказка «Колобок».

Анимационный сюжет.

http://www.youtube.com/watch?v=qs0Hz3tmu6Q

Иллюстрирование урока

3

Итог урока

  - Спасибо вам, дети, за то,  что спасли Колобка, уберегли его.

- Что вы запомнили про действия с нулём?

Отвечают на вопросы учителя.

2

Домашнее задание

№ 4, № 7 с. 83

Самооценка..

Оценивают ответы одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение числа 2. Умножение на 2. (УМК Школа России 2 класс)

Конспект урока математики способствует развитию мыслительной деятельности, составлен с учётом ФГОС....

: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)

3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....

Урок математики во 2 классе по теме "Умножение как действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения"(Технологическая карта, презентация к уроку)

Технологическая карта урока, презентация и самоанализ урока математики по теме: "Умножение как действие , заменяющее сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения "...

школа 2100 3 класс урок математики тема "Умножение числа 100. Умножение и деление на 100"

На данном уроке использована проблемно-диалогическая технология....

Мастер - класс. Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное.

Внетабличное умножение.Умножение трехзначного числа на однозначное...

Конспект урока математики в 3 классе коррекционной школы «Умножение как действие с числами. Знак умножения. Названия компонентов и результатов умножения».

Конспект урока предназначен для обучающихся 3 класса корреционных школ. Урок усвоения новых знаний. На этом уроке учащиеся знакомятся с  умножением, знаком умножения....