: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10._3_nedelya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс. Математика.

Урок 10.

Тема:  Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16)

Цель урока:

1.Познакомить с действием умножения.

2.Ознакомить с решением простых задач на умножение.

3.Совершенствовать навыки устного счёта и письменного сложения и вычитания.

4.Развивать внимание, мышление и память.

5.Прививать любовь к художественной литературе.

Оборудование:

Мудрая Сова; Буратино; песня о Буратино; Мальвина и Пьеро; 8 ромашек выставлены на доске попарно; Артемон; картинка, где Дуремар продаёт пиявки коту Базилио; ребус на каждого ученика; заготовки из тетрадных листов для подведения итогов .

Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока.

Сова объявляет, что сегодня к нам в класс придёт сказочный герой, вы его сразу узнаете, прослушав знаменитую песенку . (Звучит песня  «Буратино»)

     Вывешивается Буратино.

- Ребята, как называется сказка, главным героем которой я и являюсь? («Золотой ключик, или приключения Буратино»)

- А кто автор этой сказки вы узнаете, если расшифруете ребус

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

Ответ: Толстой Алексей Николаевич

- Сегодня мы с вами будем повторят всё, что мы помним об умножении и делении вместе со сказочными героями А.Н.Толстого.

Минутка чистописания.

- Кто в сказке всё время воспитывал Буратино? (Мальвина)

- Мальвина воспитывала Буратино, потому что он не знал элементарных правил поведения . А вы, ребята, знаете, как надо себя вести на уроке? (Дети высказываются)

- Думаю, что этому учить вас не надо, а вот математические задания он для вас подготовила.

             Вывешивается Мальвина.

Посчитайте двойками:

Начиная с 0 до 20; от 20 до 0; с 1 до 21, от 21 до 0.

Запишите в тетради:

1 ряд  - числа от 1 до 12

2 ряд – от 13 до 21

3 ряд – от 22 до 30

3. Устный счёт.

Мальвина проводит

1.Арифметический диктант.

                   Все работают с маркерными досками.

а) Найдите сумму чисел 34 и 8. (42)

б) Найдите разность чисел 61 и 6.(57)

в) Увеличь 46 на 28. ( 74)

г) Уменьши 81 на 30. (51)

д) На сколько 16 меньше 20? ( на 4)

е) Первое слагаемое 26, второе – 9. Чему равна сумма? (35)

ж) Дети нашли 25 грибов. Из них 8 пожарили, а остальные засушили. Сколько грибов засушили? (17)

з) На карусели катались 35 детей. Когда несколько детей сошли, на карусели осталось 20 детей. Сколько детей сошли с карусели? (15)

и) В одном саду посадили 23 груши, а в другом на 7 груш больше. Сколько груш посадили в другом саду? (30)

к) В одной вазе 17 роз, а в другой на 3 меньше. Сколько роз во второй вазе? (14)

(Ответы записываются на доске заранее. Затем дети сверяют свои ответы с доской.)

4. Работа над новым материалом.

1.Объяснение нового материала.

   В Мальвину был страстно влюблён её преданный друг … Пьеро. (Выставляется на доску Пьеро.)

Он читал ей стихи собственного сочинения:

Мы сидим на кочке,

Где растут цветочки –

Жёлтые, приятные очень ароматные.

Будем жить всё лето

Мы на кочке этой,

Ах, - в уединении,

Всем на удивление …

       На доске цветы : ромашки  выставлены попарно в два ряда. Всего их 8 штук.

- Нарисуйте мне в тетради 8 ромашек, располагая их парами, как на доске.(Цветок условно заменим кружочком)

- Обведите в тетради 4 раза по 2 кружка:

- Сколько всего кружков вы обвели? Как это можно узнать?

2 + 2 + 2 + 2 = 8

- Записываем.

- Что можно сказать о слагаемых этой суммы? (Они одинаковые.)

- Сколько их ? (4)

- В математике сумму одинаковых слагаемых всегда можно заменить … умножением.

2 · 4 = 8

Число 2 показывает, какое  слагаемое мы брали; число 4 показывает, сколько мы взяли одинаковых слагаемых. Прочитать пример можно так: «по 2 взяли 4 раза, получится 8» или «2 умножить на 4 , получится 8».

2.Для закрепления аналогичная работа по учебнику.

№3, стр.16 – с карандашом.

Выводы:

- Какие суммы можно заменить произведением?

- Что показывает каждое число в произведении?

Физкультминутка.

- Как звали верного пса Мальвины? Артемон? (выставляется  пёс) Он будет с вами проводить разминку.

Поднимает руки, класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки вниз опустим – шесть,

И за парты тихо сесть.

5.Решение задач.

- Кто был главным недругом Буратино? (Дуремар  и  Карабас – Барабас.)

Буратино придумал трудные задачи о своих недругах.

1) Дуремар в пруду выловил три раза по 10 пиявок. Сколько всего пиявок выловил Дуремар?

       10 п.         10 п.          10 п.

!----------!------------!-----------!

                 Всего - ?

10 · 3 = 30 (п.)

Ответ: 30 пиявок.

2) К задаче картинка: Дуремар продаёт пиявки: 1 пиявка стоит 3 сольдо. Кот Базилио хочет купить  5 пиявок. Хватит ли денег коту Базилио, если у него 15 сольдо?

     5 п.         5 п.          5 п.

!----------!------------!-----------!

                 Всего - ?

5 · 3 = 15 (с.)

Ответ:  15 сольдо хватит на 5 пиявок.

3) №1,стр.16 учебника. Буратино, спасаясь от Карабаса залез на дерево Что он там увидел? Составьте по рисунку задачу на умножение.

      2 пт.    2 пт.   2 пт.       2 пт.

!--------!---------!---------!---------!

        Всего - ?

В каждом гнезде по 2 птенчика. Сколько всего птенчиков в 4-х гнёздах?

2 · 4 = 8 (пт.)

Ответ: 8 птенчиков.

Обратные задачи:

Всего в  гнёздах 8 птенчиков. В каждом по 2. Сколько гнёзд на дереве?

8: 2 = 4 (гн.)

8 птенчиков расположились в 4-х гнёздах поровну. Сколько птенчиков в каждом гнезде?

8 : 4 = 2 (пт.)

Дополнительно!

№5, стр.16

Итог урока.

Графический диктант.

Дети вычерчивают ключ под руководством учителя.

    От точки две клетки вверх, 2 клетки вправо, одна клетка вниз, 3 – вправо, одна – вверх, 3 – вправо, 3 клетки вниз, 3 – влево, 1 клетка вверх, 5 клеток влево.

Если вы пришли к той точке, с которой начинали, значит, вы всё выполнили верно.

- Что у вас получилось? (Ключик)

Буратино дарит вам эти ключики от всего сердца и просит на обратной стороне подчеркнуть те ответы, которые, по-вашему, относятся к сегодняшнему уроку

6.Домашняя работа.

№2, 4, стр.16 и №1, стр.11

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

О

Л

Т

С

Й

Т

О

35 + 8

95 - 21

68 - 37

24 + 8

16 + 43

44 - 13

11 + 32

31

43

74

32

31

43

59

Наступает в лесу тишина,

(Руки плавно поднять вверх, затем опустить)

Заблестела на небе луна.

(Покачать поднятыми руками)

Ёжик свернулся клубком,

(Руки на поясе, свести и развести локти)

Зайчик уснул под кустом.

(Присесть на корточки)

Только сове не спится,

(Руки в виде крыльев – в стороны)

В небе ночном кружится:

( Помахать вверх – вниз)

Покричала. Полетала.

Пошумела.

И на ветку дуба старого

Она тихо села.

(Наклонить туловище вперёд ,руки отвести назад. Присесть.)

Поднимает руки, класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки вниз опустим – шесть,

И за парты тихо сесть.