Урок по математике в 1 классе: «Математический рассказ и задача»
материал по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе

по системе развивающего обучения  Л. В. Занкова

 

 

«Математический рассказ и задача»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №3 имени О. А. Морозова»

Урок математики в 1 классе

по системе развивающего обучения  Л. В. Занкова

«Математический рассказ и задача»

                                                                             

                                                       Учитель начальных классов

                                                                         высшей квалификационной категории

                                 Миненкова Т. Н.

Ефремов

                                                                       2013 г.

Цели: создать условия для формирования представления  о структуре задачи,

           содействовать развитию   умений выделять в задаче условие, вопрос,               выбирать ход решения, формулировать ответ;

учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;

развивать внимание, память, усидчивость;

способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;

создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.

Формировать УУД:

- Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Оборудование:

для учителя: персональный компьютер,  интерактивная доска, презентация к уроку;

для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки

Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.

                                                 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

                   

Формируемые  

на данном  этапе

УУД

Эмоционально-психологичес-

кий настрой.

Слайд №1.

(На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.)

   -  Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь,  у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь нашим гостям. Подмигните нашему солнышку.

(На классной доске – рисунок солнышка.)

- Пусть сегодняшний урок принесет всем радость. А чтобы все получили удовольствие от урока надо не забывать о культуре общения. 

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

 

 Личностные УУД

(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Использование стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.

Подготовка к работе на основном этапе.

- Девизом нашего урока будут слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

                                                                  (Девиз урока записан на доске.)

- Значит, чему будет посвящен наш урок?                                                                

- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?

Слайд № 2

   

Высказывают свои предположения. (Открытию нового знания.)

Что я не знаю? Сам найду способ.

Личностные УУД

(Осознание  своих эмоций, интереса к изучению математики)

Актуализация опорных знаний.

Мотивация к учебной деятельности.

Задание на проверку внимания.

- Нам сегодня особенно понадобится внимание. Проверим, внимательны ли вы.

Cлайд № 3.

Я предлагаю вам такое задание: в каждом ряду чисел зачеркните цифру 1 и

обведите цифру 2.

- Как  эти цифры  связаны с сегодняшним уроком?

-Что вы можете сказать о числе 12?

Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик работает на интерактивной доске.

С помощью  этих цифр можно записать сегодняшнюю дату.

Учащиеся дают характеристику этому числу.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям.

Проверка выполненной работы.

- В конце урока вас ждет сюрприз.

Слайд № 4.

(На интерактивной доске записаны выражения)

- Что записано на доске?  

- Сгруппируйте их.  

- Запишите выражения и найдите их значение: девочки – суммы, мальчики – разности.

 

               

- Расположите значения равенств в порядке:

а) девочки – возрастания;

б) мальчики – убывания.

(На интерактивной доске появляются два ряда чисел.)

- Что заметили?

Докажите.

-Подчеркните наибольшее и наименьшее числа ряда.

Какое задание  с этими числами вы можете предложить?

- К этим равенствам мы еще вернемся в конце урока.

Слайд №5

Логическая задача.

(Выражения.) 

На интерактивной доске делают классификацию выражений.

(1 столбик – суммы, 2 столбик - разности)

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают ответы.

Значения одинаковые.  В первом случае – это отрезок натурального ряда, а во втором – нет) 

 

Записать сумму чисел, разность.  Сравнить числа.

Решают  логическую задачу и аргументируют ее решение, передвигая

 на интерактивной доске слова.

На этом этапе шло формирование логических универсальных действий:

анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Динамическая  электронная физкультминут-

ка «Елочка».

 

Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые на слайде.

4.Самопределе-

ние к деятельности. Открытие темы урока.

Слайд № 6.

-Прочитайте рассказы и сравните их.

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой  в учебник «Окружающий мир»? Почему?

Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи.

Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.

Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Слайд № 7.

- Сравните эти тексты. Что вы можете сказать о них?

Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае – математический рассказ, а во втором – задача.

Познавательные: использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии. 

Регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Формулирова-

ние темы урока учащимися

- Кто догадался, какая тема  сегодняшнего  урока?

Дети формулируют тему урока. 

(Тема урока: «Математический рассказ и задача.)

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Сообщение темы учителем.

Слайд №8

 - Мои юные математики, сегодня мы откроем еще одну тайну о задаче и её составных частях.

(Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.)

- С этой целью предлагаю провести    небольшое исследование по теме.

Регулятивные: умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности.

- Мы выяснили, что последний текст – это задача.

Слайд № 9.

- А что же такое задача?

 

Слайд №10

- Что вы знаете

о задаче?  Ваши ответы

 должны быть

доказательными

Слайд №11.

 (На доске постепенно

появляются составные

 части задачи)

Коммуникативные: 

учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы. Предметные:

знать структуру текстовой задачи.

Самостоятельная работа.

- Решите эту задачу.

 

Дети записывают  решение задачи в рабочую тетрадь.

Взаимопроверка.

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Физкультминут-

ка для глаз «Снеговик».

Дети выполняют движения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

Открытие новых знаний.

Слайд № 12.

- Исследуйте запись  на слайде. Что вы можете сказать?

Читают текст, размещенный на слайде.

Формулируют выводы наблюдений.

Коммуникативные: формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.

Слайд № 13

Учащиеся делают вывод о соответствии вопроса и условие

Познавательные: создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации  способа решения задач;

выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов;

 учить строить математические рассуждения, формулировать выводы.

Закрепление полученных знаний.

Работа в парах.

Отчет о выполнении задания.

-А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы. Постарайтесь договориться между собой, кто какую работу будет выполнять.

Учащиеся работают по учебнику.(№88, стр.36)

Выполняют упражнение в тетради.

Учащиеся обсуждают задание,  высказывают свои предположения в паре, готовят отчет о его выполнении.

Познавательные: понимание  смысла  задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации.

Коммуникативные: осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания; 

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

учить сотрудничеству;

учить умению договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Итоговый контроль усвоения новых знаний.

Дифференциро-ванная работа.

Проверка выполненной работы

(Учитель предлагает индивидуальные задания.)

Слайд № 13

Дифференцированные задания.

Сильным учащимся.

- Если вы считаете, что легко справитесь с любой задачей, возьмите карточку с желтым солнышком.

Средним учащимся.

- Если вы считаете, что легко справитесь с задачей, но возможны  какие-то сложности, то возьмите карточку с оранжевым солнышком.

Слабым учащимся. 

- Если у вас задачи пока вызывают затруднения, то возьмите карточку с красным солнышком.

( Учитель осуществляет выборочный контроль,

организует проверку выполненной работы)

Выполняют задания по карточкам.

                                                                   

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 

 Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; активизация мыслительной деятельности через проблемное задание. 

Коммуникативные: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений.

Слайд № 14

- Что вы теперь можете сказать о задаче?

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Рубрика «Это интересно».

Расширение кругозора учащихся.

Итог урока.

Рефлексия.

Слайд № 15

- Латинское название «февруарий» пришло к нам из Византии.

- Февраль назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра.

- Самый короткий месяц года - 28 дней, в високосный год - 29.

- Название месяца февраль отражают состояние погоды в этот период:

- Бокогрей - самое меткое название: на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев».

- Лютый зовется за морозы, иногда они доходят и до - 30.

 - Межень - календарная межа зимы и весны.

- Вьюговей - назвали за снегопады и морозы, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору.

- Снежень - много снега.

С 12 февраля в природе наступает конец зимы (происходит перелом зимы, предвесенье).

- Значимое явление природы этого времени – весенний голос большой синицы. Первые колена ее песни мы слышим в среднем 12 февраля.

- Вашему вниманию были представлены зимние зарисовки. Вам знакомы эти уголки природы?

 

- Городская роща -  прекрасное место отдыха жителей нашего города. Мы стремимся туда в любое время года. Но, к сожалению,    так и не научились беречь эту красоту.

- Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

- Назовите ключевые слова урока.

- Что особенно понравилось? В чем испытывали затруднения?

- Кого вы хотели  поблагодарить за помощь?

- У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов.

- Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик.

- Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите  лучик оранжевого цвета.

- А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик.

- Прикрепите эти лучики вокруг солнышка.

- Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в  душе. Ведь мы его создали вместе.

Слайд № 16

- Молодцы! Большое вам спасибо за понимание и активность. Попрощайтесь с нашими гостями.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Высказывают свое мнение.

Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске)

Регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

 

(


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс "Знакомство с составными задачами"

Урок во 2 классе по теме Знакомство с составными задачами" по УМК "Гармония"...

Презентация+конспект урока по математике. 1 класс. "Составление и решение задач"

Презентация+конспект урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач" по программе "Начальная школа 21 века". Цель урока: учить составлять задачи по модели; совершенствовать навык ...

Урок по математике 3 класс по теме "Решение задач" по УМК "Перспективная начальная школа"

Урок для 3 класса по УМК " Перспективная начальная школа" с презентацией и дополнительным заданием в приложении....

Открытый урок по математике 2 класс Математический КВМ

Математический клуб веселых математиковЗакрепление деления и умножения на 2 и 3 для 2 классаУрок по окружающему миру "Тундра"...

Конспект урока по математике в1 классе: "Закрепление и решение задач"

На уроке отрабатываются предметные регулятивные и коммуникативные УУД. В результате сотрудничества дети строят монологические высказывания, вступают в диалог, высказывая собственное мнение....

Открытый урок по математике. 1 класс. Решение изученных типов задач. Закрепление.

урок-закрепление по теме: "Решение изученных материалов"...

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение задач"

Урок закрепляет умение решать задачи, развивает смекалку, внимание, развивает логическое мышление.Включает в себя текстовые задачи, задачи на смекалку, геометрические задачи. На этапе устного счета со...