урок математики во 2 классе "Пирамида" с презентацией
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Клипикова Ольга Владимировна

Конспект урока по математике во 2 классе ("Перспектива") по теме "Пирамида" с  презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_2_klass_piramida.docx23.02 КБ
Файл urok_matematiki_piramida_2_klass.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Предмет: математика

Автор учебника:  Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука

Класс: 2

Учитель: Клипикова О.В.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Пирамида»

Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – пирамидой, её элементами, видами и свойствами

Задачи:

- выделить существенные признаки пирамиды, ее элементы («основание», «боковые грани», «вершины», «ребра») и некоторые свойства, учить распознавать виды пирамид по их основанию;

- сконструировать пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды;

- составлять и выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- овладевать элементарными навыками самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя и одноклассников, понимать учебную информацию, представленную в различных формах;

- развивать интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики, интерес к исследовательским заданиям на уроке.

Оборудование:  учебник «Математика. 2 класс» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука, 1 ч.; пособие для учащихся «Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука,  1 ч.;  презентация;  модели объёмных и   плоских фигур; рабочий лист и лист для самоконтроля.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет необычный урок математики.   Начать я его хочу с высказывания известного русского ученого-физика Александра Леонидовича Чижевского:

«Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия».

- Как вы его понимаете? (Каждый из нас может открывать что-то новое, информация о новых понятиях может содержаться в объектах, которые находятся рядом).

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого высказывания? (Мы будем что-то открывать новое сами).

- Я вам желаю новых открытий и интересной, продуктивной работы на уроке.

- Давайте договоримся, как оценивать свою работу. На рабочем листе сбоку оценивайте свою работу «+» или  «-». Можно указывать количество ошибок.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Чтобы совершать открытия, нужно много знать. Вспомним то, что нам уже известно.

Задание. Разделить фигуры на группы?

- Объясните, по каким признакам можно это сделать. (Цвет, объем, форма).

- Назовите фигуры в 1-ой группе. (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник).

- Чем они похожи? (Это многоугольники).

- Чем они отличаются друг от друга? (Количеством сторон, вершин, углов).

- Как эти фигуры можно назвать одним словом? (Все эти фигуры–многоугольники).

- Как называются объемные фигуры во 2-ой группе? (Это кубы).

- Что вы знаете о кубе? (Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рѐбра куба равны между собой, грани являются квадратами).

3. Выявление места и причины затруднений

- Почему во второй группе только одна фигура? Можно ли её дополнить другими фигурами?  

  Какими? (Коробок, пирамидка, шарик)

- Так мы называем их в жизни. А знаете ли вы их правильные названия?

- Знакомы ли вам эти фигуры?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как нам быть? (Надо знакомиться, узнавать)

- Предположите, какова будет тема нашего урока. (Предположения детей.)

- Тема нашего урока «Пирамида»

- Знакомо ли вам это слово, что вы знаете? (Детская игрушка, пирамиды в Египте.)

- Возьмите рабочий лист. На нём представлены цели урока. Прочитайте их. Давайте спланируем нашу работу, расставив цели по порядку.

- С какой цели начнём? (Ученики высказывают предположения и отмечают

на листе первую цель.)

- Какая цель будет следующей? (Работа выполняется аналогично.)

Цели:

1)  узнаю, что такое пирамида, ее элементы;

2)  узнаю виды пирамид;

3)  узнаю свойства пирамиды;

4)  научусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.

- Что нам поможет достичь поставленных целей? (Учебник, рабочая тетрадь, знания.)

5.Реализация построенного проекта

- Давайте обратимся к учебнику и попробуем добиться поставленных целей.

Практическая работа № 1  (учебник стр. 80)

- Прочитайте задание.

- Что вам нужно сделать? (Вырезать из Приложения фигуру, сложить её по линиям сгиба, получить модель фигуры.)

- Повторим правила работы с ножницами.

  • Подавай ножницы кольцами вперёд
  • Работай ножницами только на своём рабочем месте
  • Не оставляй ножницы открытыми
  • Не играй ножницами, не подноси ножницы к лицу
  • Следи за движением лезвий во время работы
  • Работай только исправными ножницами
  • Используй ножницы по назначению

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Как называется эта фигура? (Пирамида.)

- Из каких фигур она состоит? (Из треугольников.)

- Чем  они являются у пирамиды? (Гранями.)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Исследуем далее пирамиду по плану:

  • Определите и запишите на рабочем листе элементы пирамиды
  • Закончите высказывание в задании № 2 на рабочем листе

-  Что нам поможет проверить, правильно ли  выполнили задание? (Учебник.)

- Прочитайте информацию в учебнике на стр. 80 в жёлтой рамке. (У пирамиды различают боковые грани и основание. Боковые грани – треугольники, сходящиеся в одной вершине, а основание – многоугольник.)

- Проверьте правильность своей записи. Оцените свою работу.

- Какую цель мы достигли? (Узнали, что такое пирамида и её элементы.)

- Продолжаем исследование.

- Какой фигурой является основание пирамиды? (Треугольник.)

- А почему в учебнике написано, что многоугольником? (Ответы детей.)

- Треугольник является многоугольником. Какие многоугольники вы знаете?

(Треугольник, четырёхугольник и т. д.)

- Могут ли эти фигуры быть основаниями пирамиды? Давайте проверим.

Практическая работа № 2  (учебник стр.109)

Работа в парах.

-  Прочитайте задание.

-  Что вам нужно сделать? (Вырезать из Приложения фигуру, сложить её по линиям сгиба, получить модель фигуры.)

 Работа в парах.

- Какие фигуры получились. (Пирамиды.)

- Чем они похожи? (Боковые грани – треугольники, есть основание, вершины, рёбра.)

- Чем отличаются? (Разные основания.)

- Какие фигуры находятся в основании пирамиды? (Треугольник и т.д.)

- Предположите, как могут называться данные пирамиды?

- Пирамиды бывают треугольные, четырёхугольные, пятиугольные.

- Самостоятельно на рабочих листах подпишите  названия для каждой пирамиды.

- Закончите высказывание в задании № 3 на рабочем листе.

Вид пирамиды зависит от её основания.

- Оцените свою работу.

- Какая геометрическая фигура может быть основанием пирамиды? (Любой многоугольник.)

- Какую цель мы достигли? (Узнали виды пирамиды.)

8. Включение в систему знаний повторения

- Мы познакомились с новой геометрической фигурой – пирамидой. Узнали её виды. Попробуем сконструировать пирамиду из зубочисток и пластилина.  Работаем в парах. Почему? (Можно помочь друг другу.)

- Определим, кто какую пирамиду будет делать. Каждый ряд выбирает фигуру основания.

- Давайте договоримся, как вы будете выполнять задание.

- С чего лучше начать работу?

- Из   зубочисток делаем рёбра, из шариков пластилина – вершины. Собираем основание, далее соединяем рёбра в вершине.

- Поставьте пирамиду перед собой на парте. Дайте ей характеристику.

- Оцените свою работу.

Самоконтроль полученных знаний.

Задание 1.

Какие элементы есть у пирамиды? Выбери верные ответы.

ребро            основание                                         вершина  

сторона                        боковая грань

Задание 2  

Выбери все фигуры, которые являются пирамидами

        

Задание 3.

В каком утверждении допущена ошибка.

Основанием пирамиды является многоугольник.

У четырёхугольной пирамиды пять вершин.

У пирамиды два основания.

Боковые грани пирамиды – это треугольники, сходящиеся в одной вершине.

- Оцените свою работу.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Оцените свою работу на уроке с помощью цветов светофора. На рабочих листах нарисована пирамида: раскрасьте её в зелёный цвет, если вам  на уроке всё было понятно, все задания выполнили правильно или допустили 1 ошибку;

в жёлтый цвет, если что-то осталось непонятным, были допущены 2 ошибки; в красный цвет, если эта тема осталась для вас непонятной, были допущены 3 или более ошибок.

- Назовите тему нашего урока.

- Зачем нужно знать признаки и свойства пирамиды.

- В старших классах вы будете изучать геометрию, можно применять в жизни – строить модели, чтобы быть умнее, развивать изображение, эрудицию …

- Какие цели мы ставили перед собой? Достигнуты цели?

- Какая цель не достигнута? Достигнуть её вам поможет домашнее задание.

Домашнее задание.

  • В рабочей тетради  стр. 70-71, задание № 1;
  • Повторение. Рабочая тетрадь стр. 70-71,  2 задания по выбору (примеры и задача)
  • По желанию. Найти, сфотографировать, принести, зарисовать, описать предметы дома или на улице, имеющие форму пирамиды. Определить вид этой пирамиды. (Мой пример)
  • На рабочем листе выполнить задание № 3 (последняя колонка). По формуле вычислить данные и записать в таблицу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики

Слайд 2

«Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия» А. Л.Чижевский

Слайд 5

вершина вершина грань ребро

Слайд 6

треугольники многоугольник

Слайд 7

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНАЯ ПЯТИУГОЛЬНАЯ ТРЕУГОЛЬНАЯ

Слайд 8

Задание 1.

Слайд 9

Задание 1.

Слайд 10

Задание 2.

Слайд 11

Задание 2.

Слайд 12

Задание 3.

Слайд 13

Задание 3.

Слайд 14

Задание 3.