Урок математики "Доли" с презентацией
презентация к уроку математики (3 класс) по теме

Фалахова Лилия Нуретдиновна

разработка урока математики для 3 класса  по теме "Доли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_v_3_klasse_po_teme.docx41.42 КБ
Файл urokdoli.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района РТ

Открытый урок математике на тему:

«Доли».

Подготовила: учитель  начальных классов

II квалификационной категории

Фалахова Лилия Нуретдиновна

Кукмор, 2011г.

Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли" с использованием ИКТ

Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели:

Дидактическая:

-Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.

-Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

-Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

-Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная:

-Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая:

-Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.

-Развитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

-Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.

-Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг;  учебник М.И. Моро «Математика».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1.Орг. момент

Создадим хорошее настроение.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки?

– На месте.

– Ноги?

– Локти?

– У края.

– Спина?

– Прямая.

2.Актуализация знаний

На доске запись:

27 : 3 > 9                           24 : 4 > 8

28 : 8 = 4                           20 : 4 < 5

14 : 1 = 14                         21 : 7 = 3

- Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки.

- Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

- Чем отличаются данные выражения друг от друга? - На какие две группы можно разбить данные выражения?

- Какое действие с числами выполняли?

Учитель ответы фиксирует на доске.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин.

- На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- В математике такие равные части от целого называются доли.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

- Значит тема нашего урока …

- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось.

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

А

В

- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

- Молодцы!

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? Какую долю бревна взял бобер?

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами?

Презентация «Мы делили апельсин»

Вернуться в начало презентации 1. (дольки)

«Доли» - (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске).

Варианты записи фиксируются на доске:

1:5;

рядом с записью появляется знак ?

-научиться записывать доли и читать их (записать на доске). 

4.«Открытие» нового знания. Из истории дробей.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись:  

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

1    1

2    4

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

-Красным мелом выделяется одна вторая от целого.

делили

показать на запись с актуализации

новый вид чисел.

ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем -  папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)

5. Первичное закрепление.

- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?

-Вернёмся к презентации.

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?- Какая доля апельсина досталась ежу?

- Что мы делали с апельсином?

- да

Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин»

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Дружно встали – 1, 2, 3!

Мы теперь все молодцы!

А теперь пришла пора –

Разомнется детвора.

Комплекс упражнений для глаз, для снятия утомления с мышц туловища

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

- Сейчас мы вместе выполним такую работу.

А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

- Какие это части? (равные)

- Получили … (½).

- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

- А как записать? (¼)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

- Сколько четвертых долей в половине?

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

- Как это записать? (½ > ¼)

Б) - У вас на партах лежат полоски бумаги.
- Согните её на три части, а потом пополам.

-Разверните.

- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

- Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓).

- Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием.

Алгоритм обозначения долей.

Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼

7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.

- На сколько долей вы разделили свою полоску?

- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Аналогично с другой полоской.

Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Приведите свои примеры долей

Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2.  обвести долю 

4записали, (один человек у доски) 

целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели)

учебник с. 80

- убираем знак ? 

8.Работа в группе с демонстрационным материалом

Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.

- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа?

- Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?

- Какая доля торта досталась каждому?

Презентация «Доли»

Показывается на слайде, затем выдаётся модель торта.

9.Самостоятельная работа. Самооценка

Стр. 81 № 3. На доске верное решение.

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

На доске верное решение

молодцы

я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками. Таких нет

Самоконтроль и самооценка

10.Итог урока. Рефлексия.

-- Какую часть конфитюра взяли обезьянки?

- Что обозначает цифра 1, 3 в записи числа?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что такое доли?

– У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

Презентация – пирог-конфитюр, кольцо, сыр

Научиться записывать доли и читать их.

- показывают мордашки

11. Домашнее задание.

с.81 № 5,7

Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия:

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.  

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок.

Слайд 2

27 : 3 >9 24 : 4 >8 28 : 8=4 20 : 4 <5 14 : 1=14 21 : 7=3

Слайд 3

27 : 3= 9 24 : 4 < 8 24 : 8 < 4 20 : 4 =5 14 : 1=14 21 : 7=3

Слайд 6

«Доли»

Слайд 8

1 _ 4 ЧИСЛИТЕЛЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Слайд 10

4 _ 1 2 _ 1

Слайд 11

Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза? Какая часть сыра осталась на блюде? доли долей 2 4 8 8 долей

Слайд 12

1 9

Слайд 13

На уроке я узнал… Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Я понял, мне необходимо поработать над темой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...