урок математики во 2 классе по теме Единицы времени
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Мочалова Елена Николаевна

урок математики во 2 классе по теме Единицы времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

 

Тема урока: Единицы времени. Час. Минута.

Цели: познакомить с новой величиной; формировать представление о единицах времени — часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

    Планируемые результаты: 

- учащиеся научатся переводить одни единицы времени в другие;

- определять время по часам;

-  использовать графические модели при решении задач;

- использовать математическую терминологию;

- рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок —

 Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки — все для вас.

Пожелаем вам удачи —

За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний 

1. Логическая разминка

Случай странный,

 Случай редкий:

Цифры в ссоре!

Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Труд нелегкий, труд немалый:

 Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла

От соседок вдалеке. (В игре участвуют цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.) Необходимо разместить их в кругах так, чтобы ни одну из цифр нельзя было соединить прямой линией от круга до круга с ее соседками в порядковом ряду.  Две цифры уже поставлены на место.

  • Найдите сумму всех чисел по кругу. (7+4 + 6 + 2 + 5 + 3=27.) Как считать рациональнее?
  • Найдите суммы чисел по вертикали и по горизонтали. Какие из полученных сумм можно заменить суммой разрядных слагаемых?
  • Какие получатся фигуры, если мысленно соединить цифры:

а)            3, 7, 4, 8, 3 (четырехугольник, ромб);

б)        3, 7, 4, 6, 2, 5, 3 (шестиугольник);

в)        5, 1, 6, 5 (треугольник)?

2. Индивидуальная работа по карточкам (Карточки получают учащиеся, которые допускают ошибки в аналогичных заданиях.)

Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)

Вставь пропущенные числа.

5+ 8 = 7 + …                     17-9<…-…

12-7=…-…                       3 + 8>… + …

17 - 8 = 13 -…                       7 + 7 = … + …

Карточка 2 (решение задач) (Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?

3. Работа над задачами

-Решите задачу.

У Оли в пенале 5 ручек и карандаши. Сколько ручек и карандашей в пенале у Оли? (Задачу решить нельзя, не хватает данных.)

  • Дополните условие и решите задачу.
  • Составьте обратные задачи.
  • Составьте задачу по схеме.

4. Устный счет

  • Сосчитайте. Покажите ответы с помощью карточек.
  • Сумму чисел 5 и 6 уменьшите на 8.(3.)
  • К разности чисел 13 и 5 прибавьте 4. (12.)
  • Из 12 вычтите разность чисел 14 и 7. (5.)
  • К 20 прибавьте разность чисел 11 и 6. (25.)
  • Найдите сумму чисел 13, 6, 4 и 7 (30.)
  • Из 48 вычтите сумму чисел 20 и 20. (
  • Сколько нужно вычесть из суммы чисел 13 и 7, чтобы осталось 8? (12.)
  • Какое число прибавили к разности чисел 17 и 8 и получили 29? (20.)
  • Из 20 вычли сумму чисел 6 и неизвестного числа, и осталось 8. Назовите второе слагаемое. (6.)
  • Прибавьте к сумме чисел 6 и 5 разность этих чисел. (12.)

III. Самоопределение к деятельности

  • Назовите величины, которые вы знаете. (Длина, масса, объем.)
  • Соедините каждую величину с единицами, в которых ее измеряют.
  • Какие единицы измерения остались? (Час, минута.)
  • Что измеряют они? (Время.) Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1.Знакомство с единицами времени

Посмотрите, Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принес? (Будильник.) - И еще какой-то листок с записью. Давайте прочтем, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

  • О чем здесь идет речь? (О стрелках часов.)
  • Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка.)
  • Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (Это минутная стрелка.)
  • Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки.)
  • А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки.)
  • Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте. (60.)
  • Как называют расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки? (Минута.)
  • А весь круг, который она проходит? (Час.)
  • Так сколько в часе минут? (60мин.)

(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.) 1 ч = 60 мин

2.Работа по учебнику

  • Откройте учебник на с. 31. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика.
  • Сколько в 1 ч минут?
  • Как движется часовая стрелка?
  • Как движется минутная стрелка?

3.Практическая работа, знакомство с разновидностями часов

(Учитель предлагает учащимся определить, какое время он показывает.)

Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

  • Кто знает, какие часы существовали раньше? (Водяные, песочные, солнечные.)

(Учитель показывает песочные часы.)

Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 мин. Давайте проверим, что можно успеть сделать за это время.

(Учитель предлагает детям разные задания: проверить, до какого числа они смогут досчитать за 1 мин, сколько раз красиво напишут цифры от 1 до 9 и т. д.)

Измерять время с помощью песочных часов было очень неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас.

  • Как используют песочные часы? (С их помощью отмеряют определенные промежутки времени.)
  • Где вы встречались с песочными часами? (Ответы детей.) Еще существуют электронные часы. Они сами показывают

время цифрами. А мы с вами работали по механическим часам.

  • Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На одной из башен Кремля — на Спасской башне.)
  • Покажите на модели часов часовую стрелку. (Маленькая.)
  • Покажите минутную стрелку. (Большая.)
  • Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую - на цифру 1. Какое время показывают часы? (1 ч.)
  • Обойдите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? (1 ч.)
  • На какую цифру встанет часовая стрелка? (2.)
  • Поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? (5мин.)
  • Назовите время. (2 ч 5мин.)
  • Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут? (10 мин.)
  • Передвиньте минутную стрелку еще на 5 мин. На какую цифру поставили стрелку? (3.)

4. Работа по учебнику №2 (с. 31). (Устное выполнение.)

V.Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №3(с. 31).

(Один ученик выполняет на доске краткую запись с поэтапным проговариванием.)

1- я п. — 30 мин

2- я п. — ?, на 10 мин меньше

  • Назовите решение задачи.
  • Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько времени затратили мальчики на обе партии?)
  • Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса.)

1-я п. — 30 мин

2-я п. - ?, на 10 мин меньше             ?

  • Решите эту задачу самостоятельно.

(Со слабоуспевающими учащимися можно выполнить схематический чертеж и составить программу решения.)

  • Какие еще будут варианты? (На сколько минут вторая партия была короче, чем первая? На сколько минут первая партия была длиннее, чем вторая ?)

№4 (с. 31).

  • Прочитайте задачу.

(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальным учитель оказывает индивидуальную помощь.)

  • Составьте две обратные задачи. Запишите их условия кратко и выполните к ним схематические чертежи.

VII. Рефлексия

№5 (с. 31).

  • Самостоятельное выполнение.
  • Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

  • Чему мы сегодня научились?
  • Где могут пригодиться эти знания?
  • IX. Домашнее задание

Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)

Вставь пропущенные числа.

5+ 8 = 7 + …                     17-9<…-…

12-7=…-…                      

3 + 8>… + …

17 - 8 = 13 -…                      

 7 + 7 = … + …

Карточка 2 (решение задач) (Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?

Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)

Вставь пропущенные числа.

5+ 8 = 7 + …                     17-9<…-…

12-7=…-…                      

3 + 8>… + …

17 - 8 = 13 -…                      

 7 + 7 = … + …

Карточка 2 (решение задач) (Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?

Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)

Вставь пропущенные числа.

5+ 8 = 7 + …                     17-9<…-…

12-7=…-…                      

3 + 8>… + …

17 - 8 = 13 -…                      

 7 + 7 = … + …

Карточка 2 (решение задач) (Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?

Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)

Вставь пропущенные числа.

5+ 8 = 7 + …                     17-9<…-…

12-7=…-…                      

3 + 8>… + …

17 - 8 = 13 -…                      

 7 + 7 = … + …

Карточка 2 (решение задач) (Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс на тему "Единицы площади" по сингапурской системе.

Урок  с использованием образовательных структур сингапурской методики. Симантиниус Раунд тейбл. Тейк оф тач даун. Эй ар гард. Сингл раунд робин. Клок баддис. Тайм пэ...

Урок математики 3 класс по теме: «Измерение времени», УМК «Планета знаний»

Разработка  урока  по  математике  в 3 классе по УМК «Планета знаний»ТЕМА «Измерение времени» Цели:- закрепление знания учащихся о единицах времени и их соотношении;- развитие...

Разработка урока математики (3 класс) по теме "Единицы массы"

Разработка урока математики (3 класс УМК "Планета знаний") по теме "Единицы массы". Знакомство с единицами массы: тонна, центнер, миллиграмм. Составление таблицы соотношения  единиц массы.Можно и...

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр».

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр». Цели урока:- Способствовать ознакомлению с единицей площади (см2).- Содействовать развитию умений наход...

Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"

Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро  УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....

Урок математики 3 класс на тему:«Единицы массы. Тонна. Центнер».

Тема урока: «Единицы массы. Тонна. Центнер».Предмет: математика, 3 класс, УМК «Перспектива».Тип урока: «открытие» новых знаний....

Учебный материал по математике 3 класс по теме "Единицы времени"

Учебный материал по математике 3 класс по теме "Единицы времени"...