Математика "Деление двузначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Цель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika._delenie_2znachnogo_chisla_na_1znachnoe.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока  математики

«Деление двузначного числа на однозначное»  

Учитель:  Остерман В. Э.

Класс:  3

Тамбов

2014

Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.

Цели урока:  

1. Познакомить учащихся правилом деления двузначного числа на однозначное.

2. Развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, речь, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Организовать построения детьми нового способа деления двузначного числа на однозначное число.

зафиксировать в речи новый способ деления.

Тип  урока: урок открытия новых знаний
УУД:

Личностные:

1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4.  Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебника.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаемого

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте! Меня зовут  Валерия Эдуардовна, и сегодня  этот урок  проведу у вас я!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Сели ровно, спинка прямая. Что надо записать первым делом?

Правильно!

Итак, начнем наш урок. Внимание на слайд!

Найдите закономерность этих чисел и продолжите ряд.

(На слайде:

12, 20, 28, :, :, :, : .

65, 55, 45, :, :, : . )

Хорошо. Молодцы. А как вы нашли последующие числа?

Что вы можете сказать о числах первого ряда? Однозначные они?

Чётные?

На какие однозначные числа делятся?

Каждое первое число больше второго на сколько?

И меньше на сколько?

Численный ряд увеличивается или уменьшается?

Какое наименьшее число в этом ряду?

А наибольшее?

Молодцы. А теперь самостоятельно расскажите мне о числах второго ряда.

Число, классная работа.

Дети отвечают устно.

12, 20, 28, 36, 44, 52, 60.

65, 55, 45, 35, 25, 15 .

Посмотрели на первое и второе число, предположили, как из первого получили второе, проверили на 3 числе.

Нет. Двузначные.

Да.

2 и 4.

На 8.

Тоже на 8.

12.

Увеличивается.

60.

Числа двузначные, нечетные. Делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65.

3.Выявление места и причины затруднения.

Молодцы! Мы справились с этим заданием.

А теперь найдите выражение этих значений.

(На слайде:

15: 5  25:5  45:5  50:5  75:5 )

Кто хочет пойти к доске?

Хорошо.  Ребят, смогли ли вы выполнить задание полностью?

А чем отличается последнее выражение от остальных?

А как же найти значение этого выражения?

15: 5=3; 25:5=5; 45:5=9; 50:5=10; 75:5= 15.

Да.

Все эти выражения относятся к табличному делению, а последнее нет.

Предположение детей.

4.Построение проекта выхода из затруднения

 

Хорошо. Сегодня мы с вами будем учиться правильно находить частное таких выражений.

Как думаете, какова тема урока?

Тема сегодняшнего урока: «Деление двузначного числа на однозначное»

Какую задачу  поставим перед собой?

– А теперь давайте вернёмся к выражению

75:5

Посмотрите на слайд.

Денис выполнил это задание так: (50+25) :5= 10+5=15.

Мишка так: (45+30):5=9+6=15.

Запишите эти выражения в свои тетради.

Какое свойство деления использовали мальчики?

Правильно, мальчики использовали свойство деление суммы на число. Прочтите правило на странице 48.

В случаи если двузначное число не делится  на однозначное сразу( внетабличное деление) , то можно попытаться выполнить деление, используя правило деления суммы на число: представить делимое в виде суммы удобных для деления слагаемых.

Так , что сделали мальчики, чтобы разделить 75 на 5?

Правильно. Мальчик Денис представил число 75 в виде суммы удобных слагаемых 50 и 25, разделил каждое слагаемое  на 5 ,и сложив полученные результаты, получил ответ.

Миша представил число 75 в виде суммы удобных слагаемых 45 и 30, разделил каждое слагаемое на 5, и сложив полученные результаты, получил ответ.

Есть ли ещё какой-нибудь способ представить число 75 в виде суммы слагаемых , каждое из которых делится на 5?

Кто хочет пойти записать у доски?

Сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

Как найти значение этого выражения?

Предположение детей.

-Научится делить двузначные числа на однозначные.

Дети записывают выражения в свои тетради.

Деление суммы на число.

 

Представили числа в виде суммы удобных слагаемых.

75 : 5 = (70 + 5) : 5

75 : 5 = (65 + 10) : 5

75 : 5 = (60 + 15) : 5

75 : 5 = (55 + 20) : 5

75 : 5 = (40 + 35) : 5.

Представить делимое в виде суммы разрядных или удобных слагаемых, разделить каждое слагаемое на делитель и сложить полученные результаты.

5.Реализация проекта выхода из затруднения

-Ребята, попробуем сделать с вами задание №3 а странице 48, пользуясь нашими новыми знаниями.

Вычислите. Представьте делимое в виде суммы двумя способами. Один способ проверьте умножением.

( 44: 8  48:2  85:5  72:6 )

Кто хочет пойти к доске?

Другие записывают в своих тетрадях. Кто работал вперёд и всё сделал, поднимите на меня глазки, чтобы я поняла, что вы готовы.

Молодцы! А теперь посмотрим задание номер 4.

Как мог рассуждать Денис, подбирая слагаемые? Как записи пропущены?

Кто желает пойти к доске?

Умницы, ребята!

 

44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 10 + 1 = 11

44:4= (36 + 8) : 4 = 9 + 2 = 11

Проверка: 11 х 4 = (10 + 1) х 4 = 44

48 : 2 = (40 + 8) : 2 =20+4=24

48: 2= (32+ 16): 2= 16+8=24.

Проверка: 24 х 2 = (20 + 4) х 2= 48

85:5 = (50 + 35) : 5 = 10+7=17

85:5=(45 + 40) : 5 = 9+8=17

Проверка: 17 х 5 = (10 + 7) х5 =85

72 : 6 = (60 + 12) : 6= 10+2=12

72 : 6= (54 + 18) : 6 = 9+3=12

Проверка: 12х6= (10+ 2) х6= 60+ 12=72.

44: 4= (40+4):4= 10+1=11

Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 4.

48:2=(40+8):2=20+4=24

Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 4.

85:5= (50+35):5=10+7=17

Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 5.

72:6=(60+12)=10+2=12

Подобрали самое большое круглое слагаемое, которое делится на 6.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, посмотрите на задание номер 5. Вычислите, представляя делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом. Сделайте проверку.

Решим с вами первых четыре выражения.

Кто хочет пойти к доске?

Другие записывают свои ответы в тетрадях.

39:3= (30+9):3=10+3=13.

Проверка:

13х3=(10+3)х3=30+9=39

42:3=(30+12):3=10+4=14

Проверка: 14х3=(10+4)х3=30+12=42

52:4=(40+12):4=10+3=13

Проверка:

13х4=(10+3)х4=40+12=52

84:4=(80+4):4=20+1=21

Проверка

21х4=(20+1)х4=80+4=84

Физкультминутка

Буратино потянулся,
  Раз нагнулся, два нагнулся.
  Руки в стороны развёл,
  Ключик видимо нашёл,
  Чтобы ключик тот достать,
  Надо на носочки встать.

7.Самостоятельная работа

А теперь самостоятельно поработаем с упражнением №5.

1 вариант

 Вычислите, представьте  делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом, сделайте проверку умножением с 3 столбиком.

2вариант

Вычислите, представьте  делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом, сделайте проверку умножением с 4 столбиком.

-Выполняют задание в тетрадках.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 Ребята, посмотрите упражнение номер 6. Давайте с вами решим задачу под буквой а.

Корова Дарья дала 69 л молока. Из его приготовили 3 кг масла. Сколько литров молока должна дать корова Дарья, чтобы можно было приготовить 4 кг масла?

О ком говорится в задаче?

Что о ней сказано?

Что сказано о молоке?

Что нужно узнать в задаче?

Можем ли мы ответить на вопрос задачи сразу?

Почему?

А можем ли мы это узнать?

Во сколько действий это задача?

Что мы найдём в первом действий?

Какой знак мы используем в первом действие?

Что мы найдём во втором действие?

Какой знак мы используем во втором действие?

Кто хочет выйти к доске и записать краткую запись задачи?

Теперь давайте решим эту задачу.

Теперь посмотрим на задачу под буквой б.

Кто может прочесть её?

Фермеры из деревни Уткино положили приготовленный творог в 4 фляги, по 22 кг творога в каждую флягу. Сметаны они приготовили столько же, сколько творога, и разлили её в 8 одинаковых бидонов. Сколько килограммов сметаны в каждом бидоне?

О ком говорится в этой задаче?

Что о них говорится?

Что говорится о твороге?

Что говорится о сметане?

Что нужно узнать в задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос?

Почему?

А можем ли мы это узнать?

Во сколько действий это задача?

Что мы узнаем в первом действие?

Какой знак мы используем в первом действие?

Что мы узнаем во втором действие?

Какой знак мы используем во втором действие?

Кто хочет выйти к доске и записать краткую запись задачи? Как она будет выглядеть?

Решим эту задачу.

Молодцы! Мы справились!

О корове Дарье.

Что она дала 69 л молока.

 Из него приготовили 3 кг масла.

Сколько литров молока должна дать корова Дарья, чтобы можно было приготовить 4 кг масла?

Нет.

Мы не знаем сколько надо литров молока, чтобы приготовить 1 кг масла.

Да.

В два.

Сколько нужно литров молока, чтобы получить 1 кг масла.

Разделить.

Сколько литров молока нужно, чтобы можно было приготовить 4 кг масла.

Умножить.

69 л- 3 кг.

? л- 4 кг.

1)69: 3=(60+9):3=20+3=23 ( л) – потребуется на 1 кг масла.

2)23х4=(20+3)х4=80+12=92( л)- потребуется на 4 кг масла.

Ответ: 92 л.

О фермерах из деревни Уткино.

Что они приготовили творог и сметану.

Творог положили в 4 фляги, по 22 кг в каждую флягу.

Сметаны приготовили столько же, сколько творога, и разлили её в 8 одинаковых бидонов.

Сколько кг сметаны в каждом бидоне?

Нет.

Мы не знаем сколько кг творога приготовили всего.

Да.

В два.

Сколько кг творога приготовили всего.

Умножить.

Сколько кг сметаны в каждом бедоне.

Разделить.

Краткая запись будет в виде таблицы.

Масса творога в одной фляге (кг) – 22

Количество фляг - 4

Масса всего творога (кг)88 Масса сметаны в одном бидоне (кг)?

Количество бидонов (кг)8

Масса всей сметаны (кг) 88

1)22х4=(20+2)х4=80+8=88(кг)- масса всего творога.

2)88:8=11(кг)- сметаны в каждом бедоне.

Ответ: 11 кг.

9. Рефлексия

С какой новой темой познакомились?

В чем она заключается?

Какое задание было для вас особенно сложным?

Домашнее задание у вас будет ….

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Урок математики в 3 классе "Закрепление знаний по теме «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число».

Задачи. Научить следующим качествам:-правильности, осознанности, автоматизму и прочности знаний – полноценности вычислительных навыков;-развивать познавательные и интеллектуальные способности (простра...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком

Урок по математике, 3-й класс (1–4) по программе М.И. Моро,  позволяющий закреплять знания, полученные на уроке; совершенствовать умения решать составные задачи; развивать вычислит...

Сложение и вычитание в получение круглых десятков и сотни двузначного числа с однозначным, двузначного с двузначным.

Обучающая: закрепление вычислительных навыков в получении круглых десятков;- решать задачу, выделять её основные части;- систематизировать знания;Развивающая: развитие мышления через сравнение, ...

Получение круглых десятков и сотни путём сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного с двузначным в пределах 100.

Обучающая: закрепление вычислительных навыков в получении круглых десятков путём сложения и вычитания;-составлять и решать задачу, выделять её основные части;- систематизировать знания;Развивающ...