Открытый урок по теме: Устная нумерация в пределах 100.
план-конспект урока по математике на тему

Удовенко Светлана Олеговна

Открытый урок по математике для учителей, работающих во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кулундинская СОШ №1»

Учитель: Удовенко С.О.

 2 класс, урок математики:

Тема: Устная нумерация чисел в пределах 100.

Цели деятельности учителя: формировать умение определять разрядный состав числа; повторить, как образовываются числа второго десятка; закреплять знания названия чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение складывать и вычитать числа, состоящие из десятков; развивать навыки счета, внимание, наблюдательность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение работать с учебником, организовывать рабочее место, выполнять действия с числами 1-20, вести счет десятками и сотнями, определять разрядный состав числа;

- знают, как образовываются числа второго десятка, названия чисел, состоящих из круглых десятков;

- умеют складывать и вычитать их, распознавать, формулировать и анализировать простые задачи, употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ).

Метапредметные:

Познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, строить логическую цепочку рассуждения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, работать с учебником;

Регулятивные: научится оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатом выполнения задания;

Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

- имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладеют начальными навыками адаптации в обществе; проявляют внимательность, наблюдательность, активность.

Методы и формы обучения: частично – поисковый, индивидуальная, фронтальная, парная.

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II.Каллиграфическая минутка

Правильная запись числа 10; объяснения состава числа; название цифр, необходимых для записи числа

Читаю стихотворение – загадку:

Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и лисичек.

- Сколько грибов несла лисичка?

- Что вы  знаете о числе 10?

- Как записать число 10?

Прописываю образец на доске: 10 10 10 10…

- Запишите число 10 в тетрадях.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

10 грибов.

Число 10 это: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.

Записывают число в тетради

Фронтальная

Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: точно выражают свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Устные ответы, наблюдение

III.Устный счет

Отработка вычислительных умений в устном счете

1.Отгадайте загадку:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белые реснички.

(Ромашки)

- Сегодня две сестрички у нас в гостях.

- Найдите значение выражений.

2.Рассмотрите числа, записанные на доске: 30, 20, 10, 90, 60, 70, 50, 40.

- Что заметили?

- Расположите эти числа в порядке возрастания.

- Образуют ли данные числа отрезок числового ряда?

- Почему?

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания.

Располагают числа в порядке возрастания.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность других учащихся.

Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают, что такое числовой ряд, отрезок числового ряда.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Устные ответы

IV.Подготовка к восприятию учебного материала

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока и постановка целей учебной деятельности

- Будьте внимательны и назовите, сколько это единиц: 3 десятка, 5 десятков, 7 десятков, 2 десятка, 1 десяток, 8 десятков, 9 десятков, 6 десятков, 4 десятка, 10 десятков.

- Посчитайте десятками от 10 до 100 в прямом и обратном порядке.

- Вы умеете считать до 10 и обратно?

- А десятками до 100 и обратно?

- Чему  будете учиться сегодня, стихотворение – загадка, которое я вам прочитаю, поможет вам догадаться.

Читаю стихотворение-загадку:

Яблоки с ветки упали.

Падали, падали, слёзы роняли,

Таня в лукошко их собрала,

В подарок друзьям своим принесла.

Два Серёжке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое – маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

- Сколько у Тани друзей?

- Сколько всего яблок собрала Таня?

- Как получить число 11?

- О чем пойдет речь на уроке?

30 единиц, 50 единиц, 70 единиц, 20 единиц, 10 единиц, 80 единиц, 90 единиц, 60 единиц, 40 единиц, 100 единиц.

Считают десятками.

Да

Да

7

11

10 + 1

Мы повторим, как образовываются числа второго десятка.

Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммутативные: умеют слушать, слышать и понимать, доносить свои мысли до всех учащихся.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету

V.Открытие новых знаний

Развитие умения определять разрядный состав числа, числа второго десятка по количеству десятков и единиц.

Работа с учебником. Задание 1 (с. 7 учебника, часть 1).

Задание 2 (с. 7 учебника, часть 1).

Физкультминутка

– Присчитывайте по одному, начиная с числа 10, до числа 20.

– Сколько десятков в числе 11? Сколько единиц?

– Как получили число 11?

– Сколько десятков в числе 12? Сколько единиц?

– Как получили число 12? И т. д.

Сколько палочек на каждом рисунке?

Сколько в каждом из этих чисел десятков? Сколько единиц?

Назовите число, в котором:

 1 десяток 8 единиц;

 9 десятков 9 единиц;

 10 десятков.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора.

В числе 11 – 1 десяток и 1 единица.

К десяти прибавили один.

В числе 12 – 1 десяток и 2 единицы.

К десяти прибавили два.

 

На первом рисунке 13 палочек, на втором рисунке – 31 палочка. 

В числе 13 – 1 десяток и 3 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица.

18, 99, 100

Выполняют упражнения повторяя за учителем.

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность учащихся, при необходимости вносят корректировки, способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритм деятельности, анализируют и сравнивают объекты, делают выводы, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммукативные: знают правила ведения диалога, уважают в общении учащихся, так и самих себя.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающихся, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Устные ответы

Наблюдения

VI.Первичное закрепление знаний

Развитие умений сравнивать числа от 11 до 100. Устное задание

Предлагаю сравнить числа записанные на доске:

4 дес. * 4 дес. 2 ед.

5 дес. * 7 дес.

10 дес. * 9 дес. 9 ед.

3 дес. * 2 дес.

Сравнивают числа, подробно объясняя выбор знака действия

Фронтальная

Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, вносят нужные корректировки.

Познавательные: создают алгоритм деятельности, структурируют знания.

Коммуникативные: понимают партнеров по речевому общению, уважают их мнение

Устные ответы, наблюдение

VII.Работа над задачами

Решение простых задач изученных видов: задания 3, 4 (с.7 учебника, ч.1)

- Прочитайте текст задачи 3.

- Что известно в задаче?

- Прочитайте вопрос задачи. Что нужно найти?

- Какое арифметическое действие вы выберете для решения этой задачи?

- Выберите ключевые слова для записи условия задачи.

- Запишите эту задачу самостоятельно.

Задача №3

Девочек – 7 чел.

Мальчиков - ? чел. на 2 чел. б.

7 + 2 = 9 (мал.)

Ответ: 9 мальчиков вышли на прогулку.

- Прочитайте задачу 4.

- Является этот текст задачей?

- Почему?

- Дополните вопрос.

- Что известно в задаче?

- Какое арифметическое действие вы выберете для решения этой задачи?

- Какие ключевые слова выберете для записи условия задачи?

- Запишите эту задачу самостоятельно.

Читают задачу.

Девочек – 7 чел, а мальчиков на 2 чел. больше.

Сколько мальчиков вышло на прогулку?

Сложение

Девочек, мальчиков.

Записывают задачу (один ученик работает у доски, закрыто от остальных).

Осуществляют самопроверку с доски.

Нет.

Вопрос неполный.

Сколько девочек катались на карусели?

Мальчиков – 7 чел., а девочек на 2 чел. меньше.

Вычитание

Мальчиков, девочек.

Записывают задачу (один ученик работает у доски, закрыто от остальных).

Осуществляют самопроверку с доски.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают собственную деятельность.

Познавательные: создают алгоритм деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

Устные ответы, наблюдение

VIII. Самостоятельная работа учащихся

Решение числовых выражений: задание 5 (с.7 учебника, ч.1)

- Найдите значения выражений самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте правильно ли решены числовые выражения? ( проверка с доски)

- Оцените работу товарища, если работа выполнена без ошибок поставьте красный кружок, если допущено 1-2 ошибки, зеленый, если 3 и более синий.

Самостоятельно находят значения числовых выражений, осуществляют взаимопроверку. Оценивают работу товарища

Индивидуальная, групповая (парная), фронтальная

Регулятивные: способны к проявлению волевых усилий.

Познавательные: анализируют с целью выделения существенных признаков, выбирают основания для сравнения, логически рассуждают.

Коммуникативные: четко выражают свои мысли, умеют работать в группе (паре), обосновывать свою точку зрения, регулировать спорные вопросы.

Личностные: овладевают навыками адаптации, сотрудничества, самостоятельности, личной ответственности

Наблюдение, устные ответы

IX.Рефлексия учебной деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Для кого урок оказался полезным и чем?

- Что для вас было особенно трудным?

- Что помогло справиться с трудностями?

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Фронтальная

Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устная нумерация чисел в пределах 100 Выполнила: Удовенко С.О. учитель начальных классов МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района, Алтайского края

Слайд 2

Шла лисица вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек. 10

Слайд 3

В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – белые реснички. Ромашки

Слайд 4

0 4 2 5 3 1 + 5 8 9 7 6 4 3 - 3

Слайд 5

30, 20, 10, 90, 60, 70, 50, 40, 80 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90

Слайд 6

Яблоки с ветки упали. Падали, падали, слёзы роняли, Таня в лукошко их собрала, В подарок друзьям своим принесла. Два Серёжке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое – маме. Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей? 11

Слайд 7

11 – 1 десяток и 1 единица 12 – 1 десяток и 2 единицы 13 – 1 десяток и 3 единицы 14 – 1 десяток и 4 единицы 15 – 1 десяток и 5 единиц 16 – 1 десяток и 6 единиц 17 – 1 десяток и 7 единиц 18 – 1 десяток и 8 единиц 19 – 1 десяток и 9 единиц 20 – 2 десятка и 0 единиц

Слайд 8

4 дес. * 4 дес. 2 ед. 5 дес. * 7 дес. 10 дес. * 9 дес. 9 ед. 3 дес. * 2 дес. < < < <

Слайд 9

Задача №3 Девочек – 7 чел. Мальчиков - ? чел. на 2 чел. б. 7 + 2 = 9 (мал.) Ответ: 9 мальчиков вышли на прогулку.

Слайд 10

Задача №4 Девочек – 7 чел. Мальчиков - ? чел. на 2 чел. м. 7 - 2 = 5 (дев.) Ответ: 5 девочек катались на карусели.

Слайд 11

7+5= 12 9+8= 17 90-40= 50 14-4-3= 7 8-6= 2 16-9= 7 60+30= 90 13-9+8= 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Устная нумерация чисел в пределах 1000."

Урок  по  математике  в  3 классе по                  УМК «Школа России»...

Конспект открытого урока по математике "Письменная нумерация в пределах 1000. Закрепление изученного"

Конспект открытого урока для 3 класса по теме:" Письменная нумерация в пределах 1000. Закрепление изученного"...

Конспект урока математики. Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000»Цели урока: познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядных слагаемых.Планируемые резу...

Открытый урок на тему «Письменная нумерация в пределах 1000 Приемы устных вычислений»

Цель:знакомство с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами, основанными на знании разрядныхслагаемых;закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов.Планируемые ...

Технологическая карта урока математики. Тема: Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

Цель: Знакомство с приемами сложения и вычитания с трех­значными числами, основанными на знании разрядных слагае­мых;закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов.Ти...