Метод проектов во внеклассной работе по математике
статья по математике (4 класс) на тему

Евдокимова Оксана Юрьевна

Пример использования проекта при изучении математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_vo_vneklassnoy_rabote_po_matematike.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Учитель начальных классов

                 МАОУ Гимназия №2 г. Балаково

                                                                                   О.Ю.Евдокимова

Метод проектов во внеклассной работе по математике.

        В курсе математики начальной школы выделяется тема «Время и его измерение». В большинстве методических пособий для учителя подчеркивается трудность формирования у младших школьников временных представлений. Большое внимание уделяется овладению умениям ориентироваться во времени, определять его по часам, пользоваться календарем. На уроках основное внимание предлагается уделить выработке практических навыков и усвоению соотношений единиц времени. Ни в коей мере не отрицая необходимости и важности этой работы, следует отметить, что в процессе изучения данной темы имеются богатые воспитательные возможности, а именно формирование мировоззрения младших школьников и развитие познавательного интереса. К сожалению, часто эти возможности не используются вследствие весьма ограниченного времени на изучение материала. Восполнить этот пробел можно. Используя резервы внеклассной работы.

          Для достижения указанных целей представляется возможным воспользоваться ставшим вновь популярным методом проектов. Следует отметить, что в современной педагогической культуре рекомендуется использовать проектную деятельность преимущественно при обучении подростков. Это обусловлено в первую очередь тем, что при разработке проекта от учащихся требуется большая самостоятельность, умение работать с различными источниками информации, способность к обобщению и взаимодействию, которые у учащихся начальных классов пока не сформированы. В то же время под руководством учителя в процессе внеклассной работы младшие школьники постепенно смогут овладеть необходимыми качествами и умениями.

           Какие же возможности метода проекта можно использовать при изучении темы «Время и его измерение»?

       Проект: изготовление календаря  

         Тип проекта:     

  • исследовательский, практико-ориентированный (прикладной);
  • межпредметный (математика, естествознание, история, художественный труд);
  • групповой;
  • средней продолжительности.

      Планируемый результат: каждая группа учащихся изготавливает календарь, представляет его классу; затем календари используются по назначению в течение всего учебного периода.

      Выполняется в процессе внеклассной работы.

      В результате работы над проектом младшие школьники:

  • узнают о способах и единицах измерения времени (го, месяц, неделя, сутки), их несоразмерности и возникающих вследствие этого трудностях в летосчислении;
  • знакомятся с календарем как системой счета времени, его устройством, различными видами календарей, а также с элементами мировой истории (в связи с проблемой измерения времени, создания и совершенствования календаря);
  • продолжают учиться работать с бумагой.

Кроме того, в процессе работы над проектом учащиеся овладевают умением работать с научно-популярной литературой, анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определенному вопросу и т.д.

     Этапы работы над проектом  

  1. На первом этапе работы младшие школьники знакомятся на уроках с различными видами календарей (отрывной, настенный, карманный, перекидной и т.д.), устройством табель-календаря, учатся ими пользоваться. В процессе этой работы повторяются и систематизируются уже известные ученикам знания: название и последовательность месяцев в году, дней недели, смена времен года и т.п. Рассматривая календари разных лет, учащиеся замечают, что продолжительность месяцев и года неодинакова, одна и та же дата в разные годы приходится на разные дни недели, в разных календарях цветом выделяются разные даты, в календарях-книгах приводятся разнообразные тексты и сведения и т.д.

             На этом этапе дети совместно с учителем приходят к решению создать    свой классный календарь, которым потом можно будет пользоваться в течение всего учебного времени. Для его изготовления необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Зачем человеку необходимо измерять время? Как можно его измерить?
  • Что такое календарь? Как он появился?
  • Почему за основу счета времени взяты такие единицы, как день (сутки) и год?
  • Почему неодинакова продолжительность месяцев, лет?
  • Что означает слово «календарь»? Откуда взялись названия месяцев и дней недели?
  • Существует ли такой календарь («вечный»), которым можно было бы пользоваться ежегодно?
  • Какие даты отмечаются в календаре?
  1. Следующий этап – определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение сроков.
  2. Далее дети находят и читают научно-популярную литературу, собирают, систематизируют материал, оформляют его для стендов, устных сообщений. Результаты этой работы регулярно обсуждаются в группах. При этом решается, какой материал и в каком объеме целесообразно предложить вниманию всего класса. Затем каждая группа представляет свое выступление классу. Следует отметить, что на этом этапе могут возникнуть и такие вопросы, которые учащиеся не могли поставить заранее. Например: «Что такое новый стиль?». Вновь поставленные вопросы обсуждаются и включаются в программу работы. Для активизации работы на данном этапе возможно предусмотреть проведение викторин, конкурсов, соревнований, игр и т.п., в процессе которых ученики будут выполнять различные задания, отгадывать и придумывать загадки, кроссворды и т.д., тем самым систематизируя и обобщая полученные знания.
  3. На четвертом этапе члены каждой группы решают, какой календарь они будут делать. Это может быть календарь, в котором:
  • представлены интересные сведения о родном крае, городе, поселке, деревне, земляках, ветеранах, учителях и выпускниках школы и т.д.;
  • помещены фотографии, отражающие сезонные изменения в природе и труде людей, систематизированы народные приметы;
  • отмечены знаменательные даты класса (дни рождения учащихся, традиционные классные праздники и т.д. ) или школы;
  • рассказывается об увлечениях учеников и их родителей;
  • имеются данные о начале учебного года, продолжительности учебных четвертей и каникул, дат, важных для организации учебного процесса (так называемый «календарь учебного года»);
  • содержатся советы « на все случаи жизни»

5..Последний этап посвящен презентации результатов группового творчества, на которую могут быть приглашены гости – родители, друзья учащихся из других классов, учителя и т.п. В классе можно оставить один календарь. А остальные подарить гостям.

        Реализуя такой проект, младшие школьники смогут значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. При этом невозможно переоценить роль учителя в организации работы учеников на каждом этапе. В самом деле, возраст учащихся еще мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не смогут сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению. Большинство предложений пока будет исходить от учителя, мастерство которого будет состоять в том, чтобы сделать это как можно более ненавязчиво. В то же время, организуя и координируя работу как отдельных учеников и групп, так и всего класса, необходимо предоставить учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение должно быть максимально тактичным. В этом случае результаты проекта окажутся полезными и приятными как для учеников, так и для их учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который ...

Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)

Cовременные образовательные технологии.Метод проектов(из опыта работы) Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направл...

Статья "«Реализация метода проектов в воспитательной работе с классом»

Анализ первого опыта использования метода проектов в воспитательной работе...

Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".

Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....

Применение метода проектов в реабилитационной работе в условиях психоневрологического интерната.

Любовь и интерес к родному городу и краю, уважение к людям воспитатели ГКСУСО АО «НПИ» прививают своим подопечным через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, цел...

Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...

«Проектная деятельность в начальной школе. Использование методов проекта во внеклассной работе»

Работая в начальных классах, вот уже несколько лет я использую метод проектирования помимо уроков и во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих спо...