Математика. Конспект урока по теме "Вычитание чисел 6, 7, 8, 8, 9"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока разработан с учётом развития УУД, с применением деятельностного метода обучения. Используется в работе по УМК "Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вычитание чисел 6, 7, 8, 9»

Тип урока: урок открытия нового знания (постановка учебной задачи).

Цель урока: рассмотреть приемы вычитания чисел, больших 5, выделить наиболее оптимальный приём вычитания, основанный на составе числа;

Задачи урока:

способствовать развитию познавательных способностей, логического мышления, памяти, внимания, речи;

воспитывать внимание друг к другу, доверие к собственным силам, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей;

продолжить работу по развитию нравственных и творческих качеств личности через анализ результатов деятельности самих детей при организации коллективно-распределенной деятельности, используя различные формы работы: парную, групповую, фронтальную, индивидуальную.

Планируемые результаты: 

  • познавательные: общеучебные - формулирование условия, вопроса, ответа задачи; добывание новых знаний: извлечение информации представленной в разных формах (текст, иллюстрация);

логические –  смысловое чтение текста задачи, выделение существенной информации;

  • регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; выполнение пробного учебного действия;
  • коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
  • личностные: осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и «незнания».

Применение деятельностного метода обучения.

Средства обучения:

Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Математика. Учебник. 1 класс.

Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Наглядный материал: иллюстрации с изображением скворца, грача; конверт с призами; карточки, схема задачи; «домики» с пропущенными числами для повторения состава чисел (на магнитной доске); скворечник; геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат; таблица для решения логической задачи «Какой фигуры не хватает?»

Индивидуальный материал: наборное полотно, карточки.

Ход урока

I. Орг. момент (фронтально)

 - Прочитайте дату.

 - Назовите число, предыдущее числу 16; число, следующее за числом 16.

 - Какое время года идёт сейчас?

II. Математическая разминка (снять напряжение, создать ситуацию успеха).

1. - Начинаем урок с математической разминки.

    - С приходом весны к нам возвращаются перелетные птицы.

    - Какие птицы прилетают первыми?

    (грачи, скворцы) (картинки скворца и грача)

В клювиках они принесли для вас небольшие сюрпризики и поручили мне вручить их в конце урока тем детям, кто, хорошо будет работать на уроке.

     Задача-шутка в стихах.

    - Решите задачу про грачей.

Семь грачей спустились на грядки,

Скачут и что – то клюют без оглядки.

Котик - хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без  оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

(демонстрация задачи детьми)

2. - Как мы заботились о птицах зимой?        

    - С приходом весны мы продолжаем подкармливать птиц.

    - А еще к прилету птиц старшеклассники сделали скворечники (показываю скворечник).

      Вход в них вырезали в виде вот этих геометрических фигур.

    - Назовите их. ▲ ■ ●

Логическая задача «Какой фигуры не хватает?»

    - Рассмотрите, внимательно таблицу

?    ()

    - Какой фигуры не хватает? Какого цвета? Докажите (фронтально).

Молодцы! С задачами вы справились!

3. Приступаем к следующему заданию (индивидуальная работа).

   - Нужно «Заселить домики» (повторение состава чисел – на наглядности)

   - Кто хочет выполнить это задание?

Трое детей работают на магнитной доске, остальные – на индивидуальном наборном полотне.

    - А для вас, дети, «Молчанка» (самостоятельно).

   - Чем лучше вы выполните работу, тем быстрее сможете узнать тему нашего урока!

    - Работать будете на своем наборном полотне, ответы убирать не надо, они нам пригодятся для дальнейшей работы.

Использование карточек

     

   - Проверьте свои ответы (ответы на магнитной доске  б, 5, 1 0, 7, 2, 9, 8, 4, 3).

   - У кого нет ошибок, встаньте. Похлопаем себе! (Самоконтроль)

(После проверки - фронтально)

    - Какое число «лишнее»? Почему?

      (10 – двузначное)

    - Назовите наибольшее число из вашего ряда.

       (10)

    - Назовите наименьшее число из вашего ряда.

       (2)'

   - На сколько 10>2?

      (на 8)

     - Молодцы!

Проверка работы детей, выполнявших задание на магнитной доске.

Физкультминутка

III. Определение темы урока

    - Чтобы узнать тему урока ее надо расшифровать.

    - Для этого разложите числа в порядке увеличения (самостоятельно, 1 ученик - у доски).

    - Поменяйтесь наборными полотнами и проверьте работу друг друга.

(Взаимоконтроль)

На доске:

2  

 

 - Кто выполнил работу без ошибок?

   - Молодцы!

   - Как же называется тема  нашего урока? (Вычитание)

   - Итак, тема урока: «Вычитание»

   - Дети, разве, мы не научились вычитать числа? Вычитать 1 (2,3,4,5) умеем?

     (Умеем!)

   - Какие числа мы еще не научились вычитать?

   - Затрудняетесь ответить?

IV. Постановка целей урока (учебной задачи)

 1.- Составьте задачу по схеме про птиц. Работаем в парах.

•------------------------•

                          8                         ?

•------------------------•--------------•

                         10                              

   - Как называется этот тип задач?

     (На разностное сравнение)

Дети работают парами – составляют задачу; договариваются о том, кто рассказывает условие задачи, кто задаёт вопрос.

 2. (После прослушивания и оценки составленных задач)

   - На наборном полотне выложите выражение для  решения этой задачи

(10-8)

   - Дети, какую же цель мы поставим сегодня перед собой? Чему мы должны научиться?

Сегодня мы должны научиться вычитать числа, которые больше 5, то есть будем учиться вычитать числа: 6,7,8,9.

V. Работа над новым материалом. «Открытие» детьми приёма вычитания чисел 6, 7, 8, 9.

1.- Как называется число 10? 8? Результат вычитания? (Фронтально)

       (число 10 – уменьшаемое; 8 – вычитаемое; результат вычитания – разность)

 2. Работа в группах

   - Сейчас вы; дети, будете исследователями. Вам надо найти приёмы вычитания числа 8 из 10.

   - Работать будете в группах.

   - Распределите роли: писарь, ведущий (помощь при распределении ролей - индивидуально).

Раздаю листы с записью выражения (10 – 8); если вижу, что кто-то затрудняется, предлагаю листы - «помогайки» (10 - 8=10 - □ - □ =□).

 3. Проверка работы. Сравнение приёмов вычислений.

    (10 – 8 = 10 – 4 – 4 = 2; 10 – 8 = 10 – 3 – 3 – 2 = 2 и другие записанные детьми приёмы)

   - Сколько действий выполнили?

   - Подумайте, как быстрее и проще выполнить вычисление.

   - Вам может помочь подсказка       10 - 8 =

                                       / \    

                                      8  

В результате групповой работы получается запись          10 - 8 = 2

                                                                                 / \

                                                                                8  2

   - Почему в результате вычитания получилось число 2?

     (Потому что 10 – это 8 и 2, значит: если из 10 вычесть 8, то получится 2)

   - Молодцы! Вот вы и открыли новый способ вычитания

   - В математике, дети, этот способ называется способом дополнения 

Физкультминутка

VI. Закрепление.

 1. Работа по учебнику с.47, №3

   - Что нужно хорошо знать, чтобы применять способ дополнения? 

 2. Работа по учебнику с.47, №4 «цепочкой» (закрепление состава чисел)

    Дети вслух выполняют задание «цепочкой»

 3. Работа в тетради с.56

   а) №1 (1,2 - фронтально, с проговариванием; остальные - самостоятельно)

Проверка по эталону (самоконтроль)

   б) Решение задачи №5

   в) №2

     1 таблица (1столбик - фронтально; остальные - самостоятельно).

Проверка (Взаимоконтроль)

      2 таблица «цепочкой».

VII. Итог урока

   - Какую цель поставили сегодня на уроке?

   - Научились вычитать 6,7,8,9?

   - Какой способ использовали?

   - Куда поставим фишку на шкале достижений?

   - Какие результаты вы хотели отметить на шкале достижений?

   - Какое задание было на уроке самым интересным?

   - Какое - оказалось трудным? Почему?

   - Почему возникло затруднение? Как вы думаете?

Мне понравилось, как вы, дети, работали на уроке. Вы смогли сами «открыть» прием дополнения при вычитании чисел. Все, вы, дети, старались.

За работу на уроке каждый из вас получает сегодня «сюрприз» от наших пернатых друзей.

Спасибо за урок!

Самоанализ урока

Тема урока: «Вычитание чисел 6, 7, 8, 9»

Тип урока: урок открытия нового знания (постановка  учебной задачи).

Поставила такую цель:  рассмотреть приемы вычитания чисел, больших 5, выделить наиболее оптимальный приём вычитания, основанный на составе числа.

Задачи

  • способствовать развитию познавательных способностей, логического мышления, памяти, внимания,  речи;
  • воспитывать внимание друг к другу, доверие к собственным силам, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей;
  • продолжить работу по развитию нравственных и творческих качеств личности через анализ результатов деятельности самих детей при организации коллективно - распределенной деятельности, используя различные формы работы - парную, групповую, фронтальную, индивидуальную.        

Т е. продолжила работу по развитию у детей умения учиться. Формирование учебной деятельности возможно только при овладении детьми универсальных учебных действий. Поэтому на протяжении всего урока стремилась к развитию у детей универсальных учебных действий таких, как: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, а именно: общеучебных, логических универсальных учебных действий и УУД постановки и решения проблемы. На уроке применила деятельностный метод обучения, использовала игровые, здоровьесберегающие технологии, технологию моделирования и проблемного обучения, различные формы организации работы - парную, групповую, фронтальную, индивидуальную.                                     Урок начала с установления личностного контакта. Цель математической разминки: снять напряжение, создать ситуацию успеха. Включение в урок задачи – шутки предполагало развитие познавательных УУД (логических):

  • анализ житейской ситуации;
  • установление причинно – следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство.

Задание «Какой фигуры не хватает?» направлено на развитие таких познавательных УУД, как: во – первых – общеучебных УУД, во – вторых – логических. Это:

  • осознанное и произвольное устное высказывание;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • выбор оснований для сравнения, классификации геометрический фигур, т.е. установление закономерности,по которой составлена таблица.

Индивидуальная работа «Засели домик» предполагала работу по закреплению состава чисел, необходимого для работы над новым материалом и по развитию познавательных УУД (логических):

  • синтеза: составление целого из частей и самостоятельное достраивание его с восполнением недостающих компонентов.

Игру «Молчанка» использовала для освоения детьми:

  • вычислительных навыков;
  • умений сравнивать, упорядочивать числа;
  • для формирования действий контроля и самооценки.

Основная цель этой игры: создание условий для постановки и формулирования темы урока (развитие регулятивных УУД)

Составление задачи по схеме и решение её было направлено на:

  • продолжение обучения работе с информацией, конкретно - на умение читать готовые схемы задач;
  • развитие творческих способностей;
  • на развитие коммуникативных УУД таких как: умение договариваться и приходить к общему составлению задачи в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания.

Основная цель работы по составлению задачи: развитие регулятивных УУД:

  • ставить новую учебную задачу;
  • принимать детьми и сохранять учебную задачу;
  • соотнесение того, что уже известно и усвоено детьми и что ещё неизвестно (как из 10 вычесть 8?)

В работе над новым материалом использовала элементы исследовательской деятельности:

  • постановка проблемы  - вычитание;
  • создание проблемной ситуации: как из 10 вычесть 8?
  • поиск приёмов вычисления;
  • сравнение разных приёмов вычисления, выбор наиболее удобного способа вычисления, основанного на составе чисел.

На этом этапе урока и на этапе закрепления знаний стремилась к развитию у детей всех УУД, стремилась к тому, чтобы дети постепенно овладевали всеми компонентами учебной деятельности.

Подведение итогов урока было направлено на развитие личностных и регулятивных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока« Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467».

Подробный конспект урока в 4 классе по теме " Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467"...

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: "Сложение многозначных чисел", 4 класс

Технологическая карта урока математики в 4 классе, УМК "Начальная школа 21 века",тема урока: "Сложение многозначных чисел"....

Математика. Конспект урока "Порядок следования чисел второго десятка" . УМК "Планета знаний" 1 класс

В конспекте представлены устный счёт, разные задания при изучении новой темы, физкульминутка и пальчиковая гимнастика....