Главные вкладки

    План-конспект урока по математике на тему:
    Конспект урока математики "Доли"

    Приводится  конспект  урока  математики  в  начальной  школе  "Доли"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_urok.doc139 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

    УМК «Школа 2100»

    Тема урока: ДОЛИ.

    Цели:

    Личностные:  

    • развитие математической речи, памяти;
    • развитие самостоятельности, логического мышления;
    • воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.

    Метапредметные:  

    • развитие внимания, логического мышления, умения  анализировать, делать выводы;
    •  развитие навыков сравнения;
    •  выполнять практические задания по инструкции учителя;

    Предметные:

    • повторение табличного  умножения  и деления;
    • формирование  у учащихся представления о делении на равные части (доли) предметов, геометрических         фигур;
    • формирование  умения читать, записывать доли;
    • развитие навыков устных вычислений;

     

    Формируемые УУД

    1. Личностные результаты: 

    - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

    - ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»

    - не бояться собственных ошибок.

    2. Регулятивные результаты: 

    -  принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

    - выполнять работу в соответствии с заданным планом;

    - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

    3. Коммуникативные результаты: 

    - работать в паре, договариваться друг с другом, критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;

    - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

    - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

    - ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

    4. Познавательные результаты: 

         - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

       - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;

       - определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;

        -  оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

    Оборудование:

    Для учителя: компьютер, презентация, демонстрационный материал: яблоко, круги, разделенные на доли.

    Для учащихся: цветные карандаши, пособие «Считай до 100», полоски бумаги у каждого ученика, ножницы,  учебник Т.Е. Демидова «Математика», тетрадь.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

      Этапы урока

           Цель

    Взаимодействие в образовательном процессе                            

             

                                                       

    Формирование УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Ι.Мотивирование к учебной деятельности

    • Психологический настрой учащихся, создание рабочей обстановки на уроке.

    -Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Давайте улыбнемся друг другу, гостям, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

    - Начинается урок!

    -Все ль на месте?

    Все ль в порядке?

    Ручки, книжки и тетрадки?

    Время движется вперед.

    Начинаем устный счет.

    Приветствие. Положительный настрой на урок.

    Личностные УУД:

    • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    • воспитывать здоровый образ жизни

    II.Актуализация знаний и осознание границ знания-незнания. Постановка проблемного вопроса.

    Создание проблемной ситуации

    Устный счет

     Приготовьте свои пособия «Считай до 100». Я называю пример, вы - показываете ответ.

    35:7         72:9

    48:8         10:5

    24:8          1:5 =?

    -Какой вы вопрос мне хотите задать?

    -Давайте мы отложим этот вопрос. Возможно, в течение урока мы сможем на него ответить.

    Дети показывают ответ

    карточками с числами, ответ на слайде вылетает после того, как учитель проверил ответы.

    -Как 1 разделить на 5?

     Личностные УУД:

    • не бояться собственных ошибок.

     Регулятивные УУД:

    • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      Коммуникативные УУД:

    • развивать умение слушать и понимать других.

      Познавательные УУД:

    • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

    ΙΙI. Построение проекта выхода из затруднения.

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

    -Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

    - Что пришлось делить героям сказки?

    - Почему надо было делить этот целый апельсин?  

    - Как в сказке называлась каждая часть апельсина?

     -Где в жизни вы встречали это слово?

    Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

    - Что же мы будем изучать сегодня, какова тема урока?

    - Ребята, действительно, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

    - В математике такие равные части от целого называются доли.

    -Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа и тему нашего урока: Доли.

    -Ребята, давайте составим план нашей работы на уроке. Чем мы сегодня будем заниматься?

    -Скажите, пожалуйста, «Доли» - это новая для нас тема или мы уже ее изучали?

    -Значит, каким будет первый пункт нашего плана?

    -Ребята, что делили герои мультфильма? А что можно еще делить на доли? А геометрические фигуры мы можем делить на равные части-доли?

    Каким будет второй пункт плана? Чему мы должны научиться на уроке?

    - Ребята, а мы умеем записывать доли, читать их? Значит, чему мы еще будем учиться на уроке?

    -Мы говорим «равные доли». А как определили, что они равные?

    -А доли могут быть неравными?

    -Что мы еще будем делать на уроке? Какой следующий пункт нашего плана?

     

    Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»

    - Апельсин

    - Животных много, а  он один.

    - Долька, доля.

    - ДОЛИ

    Дети делают записи в тетрадях.

    -Новая.

    -Познакомиться с понятием «Доли».

    ответы детей

    - Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли.

    Нет.

    -Учиться читать и записывать доли.

    -Сравнили.

    Ответы детей.

    -Сравнивать доли.

     Личностные УУД:

    • понимать и оценивать

    свой вклад в решение

    общих задач;

    • ценить и принимать

    следующие базовые

    ценности: «терпение»,

    «желание понимать

    друг друга», «принимать

    позицию другого»;

    • не бояться собственных

    ошибок

      Регулятивные УУД:

    • оценивать учебные

          действия в соответствии

          с поставленной задачей;

          прогнозировать предстоя-

          щую работу (составлять

          план);

    • принимать участие в

          обсуждении,    

          формулировании   цели

          конкретного задания;

    участвовать в оценке и

          обсуждении полученного

          результата.

      Коммуникативные УУД:

    • развивать умение слушать и понимать других;
    • оформлять свои мысли в устной форме; 
    • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
    • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
    • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
    • ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

     Познавательные УУД:

    • выявлять сущность, особенности объектов;
    • на основе анализа объектов делать выводы;
    • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    •  самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
    • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
    • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

         

    ΙV. Реализация построенного проекта.

    Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

     

    - А теперь давайте вернемся к нашему примеру, который мы не смогли решить раньше.  1:5

    -Смогли  мы один целый апельсин разделить на 5 частей?

    - Теперь нам надо понять, как записать ответ в этом примере. 

    - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак

      (:).

    - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» и, соответственно, числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

    - Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

    - А число над чертой?

    - Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое. Позже будете называть это число - «знаменатель».

    Над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Позже будете называть «числитель».

    Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

    Вывод:

    - Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

    - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

    -Значит 1:5=1

                          5

    - Читается «одна пятая».

    -Запишите в тетради.

    -Вернёмся к презентации.

    - Сколько было апельсинов?

    - На сколько равных частей разделили апельсин?

    - Какая доля апельсина досталась ежу? Утятам? Стрижу? Бобру? Котятам?

    -Сколько всего частей?

    Ответы детей

    Предположения детей.

    Высказывания детей.

     

    Запись в тетради

    1:5=1

            5

    -1.

    - На 5 равных частей.

    -Одна пятая.

    -Всего долей -5.

    Личностные УУД:

    • воспитывать здоровый образ жизни; 
    • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
    • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
    • не бояться собственных ошибок.

    Регулятивные УУД:

    • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
    •  выполнять работу в соответствии с заданным планом;
    • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания.

    Коммуникативные УУД:

    • развивать умение слушать и понимать других;
    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • оформлять свои мысли в устной форме.

    Познавательные УУД:

    • на основе анализа объектов делать выводы;
    • обобщать и классифицировать по признакам.

    V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Первичное закрепление понятия «доли» и сравнения долей

    - А теперь возьмите полоску бумаги, (лежит у каждого на столе). Разделите ее на две части.

    - Как можно это сделать?

    -Как называются получившиеся части?

    - Сколько их?

    - А теперь сложите еще раз. Разверните.

    На сколько частей теперь разделилась полоска бумаги?

    - Как назовем каждую получившуюся часть?

    - А теперь один ученик, из сидящих за одной партой, заштрихует 1

                                        2

     долю, а его товарищ заштрихует 1

                          4 долю.      Напишите на своей полоске, какую дробь вы заштриховали.

    Проверка.

    - Поднимите и покажите мне  1,

             2                                  

      а теперь покажите     1

                                           4

    - Проверим, как записали.

    - А теперь давайте сравним, какая доля больше: одна вторая или одна четвертая?

    Запишите в тетради.

    -Почему?

    -Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 92.

    -Прочитайте правило по предложениям.

    (Учитель разрезает яблоко на две доли.)

    -На сколько равных  частей разрезали яблоко?

    -Как можно назвать каждую часть яблока?

    -Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, как разделили яблоко потом?

    - Какую долю яблока получили?

    -Что больше : одна вторая доля или одна четвертая доля яблока?

    - Почему?

    -Сколько восьмых долей в целом яблоке?

    -Как мне получить одну восьмую?

    Дети работают с полосками, лежащими на партах.

    -Сгибанием.

    -1

     2.

    -Две.

    -На четыре.

    -Одна четвертая.

    Работа в паре.

    Ученики сами договариваются, кто какую долю будет заштриховывать.

    На доске 1   1

                     2,  4.

    Ученики накладывают одну долю на другую и сравнивают.

    В тетради запись:

    1    >  1

    2         4

    Вывод: чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

    Дети читают правило в учебнике по частям.

    -На две.

    -Половина, одна вторая.

    -Каждую половинку разрезали еще пополам. Получили 4 части.

    -Четверть, одну четвертую.

    -Одна вторая больше, чем одна четвертая.

    -Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

    -Восемь.

    -Разрезать одну четвертую долю пополам.

    Личностные УУД:

    • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
    • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
    • не бояться собственных ошибок.

    Регулятивные УУД:

    • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
    •  выполнять работу в соответствии с заданным планом;
    • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

    Коммуникативные УУД: 

    • умение работать в паре, договариваться друг с другом;
    •  принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
    • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • оформлять свои мысли в устной форме,  развивать умение слушать и понимать других;
    • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
    • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
    • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
    • ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

    Познавательные УУД:

    • выявлять сущность, особенности объектов;
    • на основе анализа объектов делать выводы;
    • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    •  самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
    • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
    • оценивать выполнение своего задания по параметрам,  представленным учителем.

    VI.Физминутка.

    -Ребята, я смотрю, вы устали. Давайте немного отдохнем.

    -Встаньте, пожалуйста, учащиеся первого ряда.

     -Руки вверх,

     в стороны,

     на пояс.

     -Какую часть класса составляет первый ряд?

    (то же со 2, с 3 рядом)

    -А весь класс?

    -Попрыгайте девочки.

    -Какую часть класса составляют девочки?

    -Мальчики, похлопайте в ладоши.

    -Какую часть класса составляют мальчики?

    -Поднимите руки  вверх -вдох. Опустите -выдох.

    -Садитесь, пожалуйста.

    Дети выполняют движения.

    -Одну третью.

    -Целое.

    -Одну вторую.

    -Одну вторую.

    Дети выполняют движения.

    Личностные УУД:

    • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    • воспитывать здоровый образ жизни

    VII. Включение в систему знаний и повторение.

    Научить применять новые знания при решении практических задач

    -Найдите задачу №1(1) .

    Прочитайте первое предложение.

    -Какую часть пирога получили?

    -Прочитайте вопрос задачи.

    - Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога?

    № стр.92.

    - У вас на партах лежат равные полоски бумаги четырех цветов.

    - На сколько долей (частей) линии  разделили зеленую полоску (целое)?

    - Как на языке математики записать, какая это доля полоски?

    -Напишите на этой части -1/2 и отрежьте ее. Будьте аккуратны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

    -Красную полоску разделили на три равные части. Получили … (⅓).

    - Напишите на этой части -1/3 и отрежьте.

    - Аналогично поступите с желтой и синей полосками. Какие части у вас получились?

    …1/4 и 1/6.

    - Какая доля меньше, ⅓ или 1/6? (⅓).

    -Почему?

    - Какая доля меньше, 1/3 или ½? (1/3).

    - Какая доля больше, 1/6 или ¼? (1/4)

    -Запишите в тетради неравенства.

    №9 стр.93.

    -Начертите квадрат со стороной 4 см.

    -Что такое квадрат?

    -Разделите его на 2

    равных прямоугольника. Закрасьте один из них красным цветом. Другой

    прямоугольник разделите на 2 равных  квадрата. Закрасьте один из них синим цветом. Другой квадрат разделите на 2 равных   треугольника. Закрасьте

    один из них зеленым цветом.

    - Какая доля большого квадрата осталась не закрашенной? Запишите.

    -На доске - круги. Рассмотрите внимательно: на сколько частей разделен каждый круг.  Какая  доля закрашена?  ( 1/2, 1/4,

    1/3, 1/6, 1/8, 1/12, 1/16. )

    -Расположите доли в порядке возрастания.

    -Что значит «в порядке возрастания»?

    Запишите в тетради.

    -Какое слово получилось?

    Дети рассматривают

    иллюстрацию в учебнике и слайд.

    -Одну шестую.

    -Получится одна двенадцатая доля.

    Дети работают в парах. На наглядном материале рассматривают доли, сравнивают их.

    -На две.

    -Одна вторая. 1/2

    Дети отрезают 1/2, 1/3, 1/4,

    1/6 доли полосок, надписывают их.

     

    -Чем на больше количество частей делим, тем части получаются меньше.

    Дети записывают в тетради:

    1/6<1/3

    1/3<1/2

    1/4>1/6

    Дети делают построения в тетради.

    Один ученик работает у доски.

    - Одна восьмая.1/8

    Дети по очереди выходят к доске и надписывают закрашенные доли круга.

    - От самого меньшего числа к самому большему.

    Дети записывают в тетради. Один человек

    выкладывает круги на доске.

    1/16, 1/12, 1/8, 1/6, 1/4,

    1/3,1/2.

    -Молодцы.

    Личностные УУД:

    • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
    • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
    • не бояться собственных ошибок

    Регулятивные УУД:

    • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
    • выполнять работу в соответствии с заданным планом;
    • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания

    Коммуникативные УУД: 

    • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
    • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • оформлять свои мысли в устной форме. развивать умение слушать и понимать других;
    • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
    • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
    • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
    • ясно формулировать ответы на вопросы учителя;
    • умение работать в паре, договариваться друг с другом.

    Познавательные УУД:

    • выявлять сущность, особенности объектов;
    • на основе анализа объектов делать выводы;
    • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
    • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
    • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

    VIII.Подведение итогов.Рефлексия.

    Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

    -Вы, действительно, молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке.

    -Давайте подведем итог и выясним, все ли пункты нашего плана мы выполнили.

    1. Познакомиться с понятием «Доли».

    -Итак, что такое доля?

    2. Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли.

    3.Учиться читать и записывать доли.

    -Что в записи доли означает верхнее число, нижнее?

    4.Сравнивать доли

    - Какая из двух долей меньше?

    МОЛОДЦЫ!

    -На все вопросы ответили, работали организованно, дружно.

    -В тетради напротив числа нарисуйте красное солнышко, если вам было комфортно на уроке, вы все поняли, со всеми заданиями справились.

    -Если возникали трудности – нарисуйте желтое солнышко.

    -Если было трудно, скучно, некомфортно-синее солнышко.

    Ответы детей.

    -В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

    -Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

    Личностные УУД:

    • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

    Регулятивные УУД:

    • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД: 

    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

          Познавательные УУД:

    • выявлять сущность,  особенности объектов;
    • на основе анализа объектов делать выводы.

    Х.Домашнее задание.

    -Откройте дневники. Запишите домашнее задание:

    №1(2) стр.92 ( на новую тему)

    №7 стр. 93 (на закрепление изученного материала)

    №8 стр.93 (по желанию).

    СПАСИБО ЗА УРОК



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

    Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

    Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...