Методическая помощь к урокам в начальной школе
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Баранова Алёна Сергеевна

Представлены разработки уроков по предметам по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc55 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc34 КБ
Microsoft Office document icon urok_4.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_5.doc29 КБ
Microsoft Office document icon urok_6.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_7.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_8.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1
ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ

Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.

Ход урока

I. Чистописание.

/////..иии

а о // ю ы // э е // е ё // а о //

Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.

– Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.

Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.

II. Повторение изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

– Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)

– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)

– Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?

Учитель пишет на доске ответы учащихся.

Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.

– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.

На доске записана схема:

Звуки

[à]

[î]

[и]

[ы]

[y]

[э]

Буквы

а    я

о    ё

и

ы

у    ю

е    э

– Какими буквами может обозначаться [а]?

– Какими буквами может обозначаться [о], [и]?

– Какой звук имеет буква ы (э, у)?

– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?

– Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й’а].)

– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).

Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.

Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.

2. Звуки речи – «гости» урока.

Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг,

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… – змеиный слышен свист.

Шшш… – шуршит опавший лист.

Жжж… – шмели в саду жужжат.

Ррр… – моторы тарахтят.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях  между  ними  есть  полное  соответствие,  а  в  других – полная  неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются.  Одна,  например,  буква  «Б»  трудится  в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?

Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].

Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?

3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.

На доске написано слово поля́.

Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.)

На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.

[атхот], [атгадат’], [патшутит’]

Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.)

4. Артикуляционная гимнастика.

Учитель. Произнесите 5–7 раз скороговорку.

Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.

 Физкультминутка

Ванька, встань-ка!

(Учащиеся встают на носки и возвращаются

в исходное положение.)

Ванька, встань-ка!

(Повторяют это же движение.)

Приседай-ка, приседай-ка!

(Приседают, опять встают на носки, приседают.)

Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем.)

Нам не справиться с тобой.

(Садятся обратно на стулья.)

5. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

На доске записаны слова.

Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.

Задание: распределите слова по группам. Проблема!

1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: лось, цапля.

2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк.

3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп: шиповник, жук, шустрый, белка.

Трое учащихся на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством.

6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник).

Задание: запишите транскрипцию двух пар.

лес – [л’эс]   –   лез – [л’эс]

грусть – [груст’]   –   груздь – [груст’]

– Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.)

III. Итог урока.

– Что изучает фонетика?

– Почему нужно изучать фонетику?

– Что мы повторили сегодня на уроке?

– Сколько гласных звуков и букв в русском языке?

– Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?

Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.



Предварительный просмотр:

Урок 2
ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ
БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Цель: развивать умение сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать собственные имена существительные.

Ход урока

I. Чистописание.

/·/·//·//·

п т // г ч // н к // л м // х ж //

Желтые листья // синие ленты.

Учащиеся выбирают по желанию 2 строчки и выполняют задание.

II. Повторение изученного материала.

1. Наблюдение  за  употреблением  большой  буквы  в  письменной речи.

На доске записаны предложения:  

Мою кошку зовут Звездочка.

На небе появилась первая звездочка.

Наступила теплая осень.

Осень – чудесное время года.

Учитель предлагает учащимся прочитать предложения и ответить на  вопросы:

– Чем отличается написание выделенных слов?

– Почему одни и те же слова написаны по-разному?

Задание: запишите любую пару предложений.

2. Выведение правила правописания большой буквы.

Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Измайлова:

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело…

Вопросы:

– Какие важные дела поручены большой букве?

– Воробей Тишка,

   Поросенок Гришка,

   Красотка синичка.

   Как напишешь клички? (С большой буквы.)

– Коля, Ира, Алексей

   И Серёжа, и Андрей.

   Не должны вы забывать,

   Что большой буквой выделять? (Имена людей.)

На доске записано  задание: допишите начало правила.

_______________________   пишутся с большой буквы.

3. Работа в рабочей тетради № 1.

1) Выполнение упражнения 1 по заданию учителя.

Вставьте нужные слова вместо пропусков. (Россия, Москва, Красная площадь, Кремль, Москва-река.)

2) Выполнение упражнения 2 по заданию.

Учащиеся списывают текст с необходимыми изменениями, предварительно разделив его на предложения.

На что вы будете обращать внимание при списывании?

 Физкультминутка

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3 (учебник) по вариантам.

Задание: спишите предложения, выбирая нужные слова.

I  вариант.        Миша мечтает съездить в город…

                        Высоко в небе парил…

II  вариант.        За свой характер кот получил кличку…

                        Старый… сошел на берег.

Примечание. Здесь и далее в пособии после небольшой самостоятельной работы учитель предлагает учащимся произвести самооценку. На полях учащиеся рисуют линейки и отмечают на них уровень своей работы. (К – красиво, П – правильно, × – себя оценили).

IV. Словарная работа.

Коллективное выполнение упражнения 3 (рабочая тетрадь).

Учащиеся разгадывают кроссворд, обеспечивающий повторение словарных слов.

V. Итог урока.

– Какую орфограмму мы повторили сегодня на уроке?

– Что в написании большой буквы мы будем помнить всегда?

Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1).



Предварительный просмотр:

Урок 3
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Цели: повторить правила переноса слов; научить применять алгоритм выполнения фонетического анализа слова.

Ход урока

I. Чистописание. 

и щ ц /// и и /// щ щ // ц ц //

ци цы // щи щи //

цирк, птицы, щипцы ///

Учащиеся выбирают для написания любые две строчки.

II. Повторение правила переноса и деления слов на слоги.

Учитель. Вы уже знаете, что слова делятся на слоги.

– Как узнать, сколько слогов в слове?  (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)

– Как разделить слова на слоги?

На доске записаны слова:

Ли-са,  ма-ли-на,  ма-й,  те-тра-дь,  ли-мон,  и-ва,  въ-езд,  я-ма,  пять, ю-ла.

Учитель предлагает ученикам выполнить  задание: найдите слова, которые неправильно разделены на слоги. Объясните причину ошибки. Разделите эти слова на слоги правильно, запишите в тетради. По окончании работы выполните взаимопроверку.

Учитель. К нам за помощью обратился первоклассник.

Послушайте его рассказ и определите, какое правило он не усвоил? Помогите ему правильно перенести слова.

Один  учащийся  читает  стихотворение  В. Волиной  «Как  я  перенес слова».

РАССКАЗ ПЕРВОКЛАССНИКА

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва  я перенёс:

Е-

Два, –

Так получил за это «два».

Укол  я перенёс:

У-

Кол

И получил за это «кол».

Опять  я перенёс:

О-

Пять

Теперь, наверно, будет «пять».

– А вы как думаете, ребята?

Учащиеся помогают первокласснику правильно перенести слова, рассказывают правило переноса слов.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Вы знаете, что слова можно записывать по-разному: буквами, с помощью транскрипций и с помощью звуковых моделей.

На сегодняшнем уроке нам предстоит учиться проводить фонетический анализ слова устно, а затем записывать его.

2. Чтение  алгоритма  «Как  выполнять  фонетический  анализ слова».

3. Артикуляционная гимнастика.

Учащиеся 5–7 раз повторяют скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

 Физкультминутка

Скороговорку вы сказали по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

4. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.

Учащиеся, выполняют фонетический анализ слова, рассуждают и действуют последовательно, согласно указаниям алгоритма:

1) Запишем слово, разделим на слоги, запишем его с помощью транскрипции: Ракета, ра-ке-та, [рак’э́та].

2) Запишем  слово  по  буквам  в  столбик  и  рядом  транскрипцию [  ] звука.

3) Дадим характеристику звукам.

4) Подсчитаем количество букв и звуков.

    р –  [р] – согласный, твердый, непарный.

    a –  [а] – гласный, безударный.

    к –  [к’] – согласный, глухой, парный ([г]).

    е –  [э] – гласный, ударный.

    т – [т] – согласный, глухой, парный ([д]).

    а –  [а] – гласный, безударный.

 6 букв, 6 звуков.

Учащиеся делают фонетический анализ слова луна.

IV. Итог урока.

Учитель. Как вы думаете, для чего надо уметь выполнять фонетический разбор слов?

Слова различаются правописанием и произношением. И редко, когда произношение и написание совпадают, чаще всего они различаются. Для того, чтобы правильно писать слова, надо уметь различать их на слух, охарактеризовывать звуки, знать их буквенное обозначение и еще очень многое, что нам предстоит изучать на уроках русского языка.

Домашнее задание: внимательно прочитайте алгоритм в учебнике.



Предварительный просмотр:

Урок 4
ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Цели: закрепить знания о правиле переноса слов; совершенствовать умения в правописании слов.

Ход урока

I. Чистописание.

ООО   А Е Ё И Й О У Э Ю Я

И. Левитан, А. Саврасов, К. Юон – художники-пейзажисты.

II. Словарная работа.

На доске записано стихотворение Е. Благининой:

Если рано в лес пойдешь,

Много ягод наберешь.

Ты – малину, ты – чернику,

Ты – в корзинку землянику

Если хочешь набирать,

То иди скорей искать.

Задание: выпишите названия ягод, возле самой вкусной ягоды поставьте знак «+». Запомните написание словарных слов.

III. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение в применении правила переноса слов.

На доске записаны слова для выполнения работы по вариантам:

I вариант

Юбка, юла, Юра, Яша, яхта, ёлка, ель, съел, укол, опять, иней, змея, заяц, май, здесь.

Задание: выпишите слова, которые нельзя переносить.

II вариант

Взгляд, сельдь, громко, дождь, вьют, мальчик, гайка, восход, краб, деревья, дорога, магазин, ёжик, летчик, роза.

Задание: выпишите слова, которые можно переносить. Докажите правильность своего выбора.

Учащиеся читают записанные слова, подтверждают их выбор правилом в учебнике.

2. Выполнение упражнений в рабочей тетради.

Учитель. Предлагаю вам задания по выбору в рабочей тетради № 1. Если вы еще испытываете трудности в переносе слов, вам следует выполнить упражнение 2. В случае необходимости обращайтесь за помощью к правилу в учебнике.

Кто уверен, что умеет правильно переносить слова, может исправить работу ученика Жени в упражнении 3 рабочей тетради.

В конце работы учащиеся выполняют самооценку.

IV. Итог урока.

– Что мы сегодня повторили на уроке?

Домашнее задание: упражнение 4 (учебник, ч. I).



Предварительный просмотр:

Урок 5
ПОВТОРЯЕМ: ТЕКСТ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ

Цели: закрепить знания учащихся о типах текста; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

I. Чистописание.

/// ׀׀׀ /// ׀׀׀

И и Ш ш Л л М м Я я С с

Самуил Яковлевич Маршак

II. Повторение изученного материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим известные сведения о тексте, его признаках и типах.

Послушайте несколько текстов.

В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Сухая осенняя травка выглядывала из-под снега желтой щеткой. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени…

Вопросы по тексту:

– О чем я вам прочитала?

– Какой это тип текста?

– По каким признакам вы определили, что это текст-описание?

Том окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под деревом в полном унынии.

Вопросы по тексту:

– Какой тип текста я прочитала?

– Какие признаки текста-повествования вам известны?

Лес приносит человеку большую пользу. Он прежде всего – хранитель воды. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени деревьев. Весной снег в лесу тает не вдруг, но постепенно, влага долго сохраняется в лесу и питает ручьи и речки в продолжение лета…

Вопросы по тексту:

– Какой тип текста я прочитала?

– По каким признакам вы определили, что это текст-рассуждение?

 Физкультминутка*

III. Определение типа текстов.

1. Выполнение упражнения 1 устно (учебник).

– Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!

Учащиеся находят в стихотворении элементы текста, доказывают, что это – текст-повествование.

2. Анализ текста из упражнения 2 (учебник).

Учащиеся работают в парах.

– Можно ли сказать, что это текст-описание?

– Как вы его озаглавите? (Звуки осени. Голос осени.)

– А теперь посоветуйтесь и выберите окончание текста из предложенных вариантов. Запишите в тетрадь заголовок и текст с тем окончанием, которое вы выбрали.

IV. Итог урока.

– Можно ли определить содержание текста по его окончанию?

Домашнее задание: подберите примеры разных типов текста и определите их признаки.



Предварительный просмотр:

Урок 6
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Цели: закрепить знания об омонимах; учить выполнять фонетический анализ слова по алгоритму.

Ход урока

I. Чистописание. 

Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.

II. Повторение изученного материала.

На доске записаны стихотворения В. Волиной:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

– Не мука, а мука,

Поварам наука.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

Учитель. Найдите одинаковые по написанию слова.

– Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?

Поставьте ударение. Прочитайте стихи.

– Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?

Приведите примеры омонимов.

III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов.

1. Выполнение упражнения 1 (учебник).

Учитель. Прочитайте стихотворение из упражнения 1.

Что вы можете сказать о выделенных словах?

Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).

Образец:        Замка, зам-ка, [замка́].

                        з –  [з] – согласный, звонкий, парный ([с]);

                        а –  [а] – гласный, безударный;

                        м – [м] – согласный, звонкий, непарный;

                        к –  [к] – согласный, глухой, парный ([г]);

                        а –  [а] – гласный, ударный.

 5 букв, 5 звуков.

2. Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник).

I вариант – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова  умею.

II вариант – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова  умею.

Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова  умею.

Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.

                        Умею, у-ме-ю, [ум’эй’у].

                        у –  [у] – гласный, безударный;

                        м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;

                        е –  [э] – гласный, ударный;

                        ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;

                               [у] – гласный, безударный.

 4 буквы, 5 звуков.

 Физкультминутка

3. Орфоэпическая тренировка.

На доске записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.

Учитель. Какие  из  этих  слов  имеют  омонимы  с  другим  ударением? (Атлас, пироги.)

Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.)

IV. Итог урока.

– Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры.

– Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?

Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.



Предварительный просмотр:

Урок 7
ПОВТОРЯЕМ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ
ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цель:  повторить  и  закрепить  знания  правописаний жи-ши, чу-щу, ча-ща.

Ход урока

I. Чистописание.

Все знают хитрую куму. А про ее проказы есть сказки и рассказы.

II. Повторение изученного материала.

1. Постановка учебной задачи.

На доске записаны слова: ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята.

Учитель.                Догадайтесь-ка, ребята,

                                Отчего ежи, ерши,

                                Щуки, чайки и волчата

                                Рассмеялись от души?

Какое правило надо вспомнить? (Правило обозначения гласных после шипящих.)

2. Выполнение упражнения 1 (учебник). 

Задание: выпишите слова с  жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркните в словах эти сочетания.

3. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь № 1). 

Учитель. Какие нужные сочетания букв вы вставите?

Прочитайте. Что получилось?

Запишите любое стихотворение по памяти.

4. Составление слов с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

На доске записаны слоги:

ла, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши,

чай, ша, ник, ча, ро, встре.

Задание: составьте слова из слогов и запишите их соответственно теме нашего урока. Прочитайте слова.

(Крыша, пружина, чайник, шина, встреча, чаша, машина, наши.)

– Что вам помогло правильно справиться с заданием?

 Физкультминутка

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3 в рабочей тетради.

По окончании работы проводится взаимопроверка.

IV. Словарная работа.

На доске записаны слова: .

Задание: подберите родственные слова, выделите корень.

– Что можете сказать о подчеркнутых буквах в корне? (Чередование согласных г–ж в корне.)

V. Итог урока.

– Что мы закрепляли сегодня на уроке?

– Какие трудности испытывали при выполнении заданий?

– Что вам помогало преодолеть трудности?

Домашнее задание: упражнение 2 (учебник), упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1). Подготовиться к словарному диктанту.



Предварительный просмотр:

Урок 8
ПОВТОРЯЕМ СОСТАВ СЛОВА

Цели: повторить части слова и их обозначения; развивать умение разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Чистописание.

ез  ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр

Подберезовик, боровик – грибы.

II. Словарный диктант.

Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.

III. Повторение изученного материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»?

Вспомните, как называется:

џ часть слова, которая изменяется…

џ окончание, не выраженное звуками…

џ часть слова без окончания…

џ общая часть родственных слов…

џ часть слова, которая стоит за корнем и служит

   для образования новых слов…

џ часть слова, которая стоит перед корнем и служит
       для образования новых слов…

2. Чтение алгоритма.

На доске написаны условные обозначения:

Учитель. Какие части слова так обозначаются?

– Какие  части  слова  остались  без  обозначения?  Обозначьте  их  на доске.

Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).

– Всегда ли окончание может быть выражено звуками?

– Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.

– Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.

 Физкультминутка

3. Выполнение упражнения 2 по вариантам (учебник).

Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего выбора.

I  вариант – слова с окончанием, выраженным звуками;

II  вариант – слова с нулевым окончанием;

III  вариант – слова, не имеющие окончания.

4. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).

Учащиеся читают об этимологии слова кафе.

5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (учебник). 

Задание: Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.

Чтобы найти корень, надо…

6. Выполнение упражнения 3 устно (учебник). 

Задание: назовите группы однокоренных (родственных) слов.

IV. Итог урока.

– Что мы сегодня повторили на уроке?

– Из каких частей состоит слово?

Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их:

;  ;  ;  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы к урокам в начальной школе

Очень интересный материал по развитию речи по ФГОС...

Презентация к выступлению на методическом объединении "Современный урок в начальной школе"

В презетации показаны примеры составления опорных схем для запоминания учебного материала...

Методические рекомендации "Современный урок в начальной школе"

Построение урока в рамках ФГОС НОО предполагает понимание критериев его результативности. Поэтому в работе выделены постулаты современного урока,  определены требования к его подготовке, со...