Главные вкладки

    Методическая помощь к урокам в начальной школе
    методическая разработка по математике (2 класс) на тему

    Баранова Алёна Сергеевна

    Представлены разработки уроков по предметам по программе "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_1.doc55 КБ
    Microsoft Office document icon urok_2.doc31.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_3.doc34 КБ
    Microsoft Office document icon urok_4.doc23.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_5.doc29 КБ
    Microsoft Office document icon urok_6.doc33.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_7.doc30.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_8.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 1
    ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ

    Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    /////..иии

    а о // ю ы // э е // е ё // а о //

    Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.

    – Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.

    Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.

    II. Повторение изученного материала.

    1. Беседа по вопросам:

    – Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)

    – Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)

    – Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?

    Учитель пишет на доске ответы учащихся.

    Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.

    – Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.

    На доске записана схема:

    Звуки

    [à]

    [î]

    [и]

    [ы]

    [y]

    [э]

    Буквы

    а    я

    о    ё

    и

    ы

    у    ю

    е    э

    – Какими буквами может обозначаться [а]?

    – Какими буквами может обозначаться [о], [и]?

    – Какой звук имеет буква ы (э, у)?

    – Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?

    – Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й’а].)

    – Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).

    Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.

    Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.

    2. Звуки речи – «гости» урока.

    Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».

    Мы – не буквы, мы – звуки речи.

    Изучает фонетика нас.

    Мы – не буквы, мы – звуки речи,

    Произносят и слышат нас.

    Дыхание свободно в каждой гласной,

    В согласных – прерывается на миг,

    И только тот гармонии достиг,

    Кому чередованье их подвластно.

    Воздух свободно идет через рот,

    Нет препятствий разных.

    Голос участвует, голос зовёт.

    Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    Могут в кроватке баюкать ребёнка,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные… согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    Ссс… – змеиный слышен свист.

    Шшш… – шуршит опавший лист.

    Жжж… – шмели в саду жужжат.

    Ррр… – моторы тарахтят.

    В жизни трудящихся звуков

    Разное может случиться:

    Могут они оказаться

    В слабой и сильной позиции.

    Гласные и согласные

    Бывают такие опасные!

    Звук очень ясно слышится,

    А буква другая пишется.

    Проникнув в тайны фонемы,

    Осилим мы эти проблемы.

    Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях  между  ними  есть  полное  соответствие,  а  в  других – полная  неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются.  Одна,  например,  буква  «Б»  трудится  в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?

    Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].

    Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?

    3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.

    На доске написано слово поля́.

    Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.)

    На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.

    [атхот], [атгадат’], [патшутит’]

    Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.)

    4. Артикуляционная гимнастика.

    Учитель. Произнесите 5–7 раз скороговорку.

    Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.

     Физкультминутка

    Ванька, встань-ка!

    (Учащиеся встают на носки и возвращаются

    в исходное положение.)

    Ванька, встань-ка!

    (Повторяют это же движение.)

    Приседай-ка, приседай-ка!

    (Приседают, опять встают на носки, приседают.)

    Будь послушен, ишь какой!

    (Грозят друг другу пальцем.)

    Нам не справиться с тобой.

    (Садятся обратно на стулья.)

    5. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

    На доске записаны слова.

    Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.

    Задание: распределите слова по группам. Проблема!

    1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: лось, цапля.

    2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк.

    3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп: шиповник, жук, шустрый, белка.

    Трое учащихся на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством.

    6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник).

    Задание: запишите транскрипцию двух пар.

    лес – [л’эс]   –   лез – [л’эс]

    грусть – [груст’]   –   груздь – [груст’]

    – Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.)

    III. Итог урока.

    – Что изучает фонетика?

    – Почему нужно изучать фонетику?

    – Что мы повторили сегодня на уроке?

    – Сколько гласных звуков и букв в русском языке?

    – Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?

    Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.



    Предварительный просмотр:

    Урок 2
    ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ
    БОЛЬШОЙ БУКВЫ

    Цель: развивать умение сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать собственные имена существительные.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    /·/·//·//·

    п т // г ч // н к // л м // х ж //

    Желтые листья // синие ленты.

    Учащиеся выбирают по желанию 2 строчки и выполняют задание.

    II. Повторение изученного материала.

    1. Наблюдение  за  употреблением  большой  буквы  в  письменной речи.

    На доске записаны предложения:  

    Мою кошку зовут Звездочка.

    На небе появилась первая звездочка.

    Наступила теплая осень.

    Осень – чудесное время года.

    Учитель предлагает учащимся прочитать предложения и ответить на  вопросы:

    – Чем отличается написание выделенных слов?

    – Почему одни и те же слова написаны по-разному?

    Задание: запишите любую пару предложений.

    2. Выведение правила правописания большой буквы.

    Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Измайлова:

    Буква обычная выросла вдруг,

    Стала заметно выше подруг…

    Буква расти не сама захотела,

    Букве поручено важное дело…

    Вопросы:

    – Какие важные дела поручены большой букве?

    – Воробей Тишка,

       Поросенок Гришка,

       Красотка синичка.

       Как напишешь клички? (С большой буквы.)

    – Коля, Ира, Алексей

       И Серёжа, и Андрей.

       Не должны вы забывать,

       Что большой буквой выделять? (Имена людей.)

    На доске записано  задание: допишите начало правила.

    _______________________   пишутся с большой буквы.

    3. Работа в рабочей тетради № 1.

    1) Выполнение упражнения 1 по заданию учителя.

    Вставьте нужные слова вместо пропусков. (Россия, Москва, Красная площадь, Кремль, Москва-река.)

    2) Выполнение упражнения 2 по заданию.

    Учащиеся списывают текст с необходимыми изменениями, предварительно разделив его на предложения.

    На что вы будете обращать внимание при списывании?

     Физкультминутка

    III. Самостоятельная работа.

    Выполнение упражнения 3 (учебник) по вариантам.

    Задание: спишите предложения, выбирая нужные слова.

    I  вариант.        Миша мечтает съездить в город…

                            Высоко в небе парил…

    II  вариант.        За свой характер кот получил кличку…

                            Старый… сошел на берег.

    Примечание. Здесь и далее в пособии после небольшой самостоятельной работы учитель предлагает учащимся произвести самооценку. На полях учащиеся рисуют линейки и отмечают на них уровень своей работы. (К – красиво, П – правильно, × – себя оценили).

    IV. Словарная работа.

    Коллективное выполнение упражнения 3 (рабочая тетрадь).

    Учащиеся разгадывают кроссворд, обеспечивающий повторение словарных слов.

    V. Итог урока.

    – Какую орфограмму мы повторили сегодня на уроке?

    – Что в написании большой буквы мы будем помнить всегда?

    Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1).



    Предварительный просмотр:

    Урок 3
    ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

    Цели: повторить правила переноса слов; научить применять алгоритм выполнения фонетического анализа слова.

    Ход урока

    I. Чистописание. 

    и щ ц /// и и /// щ щ // ц ц //

    ци цы // щи щи //

    цирк, птицы, щипцы ///

    Учащиеся выбирают для написания любые две строчки.

    II. Повторение правила переноса и деления слов на слоги.

    Учитель. Вы уже знаете, что слова делятся на слоги.

    – Как узнать, сколько слогов в слове?  (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)

    – Как разделить слова на слоги?

    На доске записаны слова:

    Ли-са,  ма-ли-на,  ма-й,  те-тра-дь,  ли-мон,  и-ва,  въ-езд,  я-ма,  пять, ю-ла.

    Учитель предлагает ученикам выполнить  задание: найдите слова, которые неправильно разделены на слоги. Объясните причину ошибки. Разделите эти слова на слоги правильно, запишите в тетради. По окончании работы выполните взаимопроверку.

    Учитель. К нам за помощью обратился первоклассник.

    Послушайте его рассказ и определите, какое правило он не усвоил? Помогите ему правильно перенести слова.

    Один  учащийся  читает  стихотворение  В. Волиной  «Как  я  перенес слова».

    РАССКАЗ ПЕРВОКЛАССНИКА

    Мы изучаем перенос,

    Вот как слова я перенёс:

    Едва  я перенёс:

    Е-

    Два, –

    Так получил за это «два».

    Укол  я перенёс:

    У-

    Кол

    И получил за это «кол».

    Опять  я перенёс:

    О-

    Пять

    Теперь, наверно, будет «пять».

    – А вы как думаете, ребята?

    Учащиеся помогают первокласснику правильно перенести слова, рассказывают правило переноса слов.

    III. Изучение нового материала.

    1. Постановка учебной задачи.

    Учитель. Вы знаете, что слова можно записывать по-разному: буквами, с помощью транскрипций и с помощью звуковых моделей.

    На сегодняшнем уроке нам предстоит учиться проводить фонетический анализ слова устно, а затем записывать его.

    2. Чтение  алгоритма  «Как  выполнять  фонетический  анализ слова».

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Учащиеся 5–7 раз повторяют скороговорку.

    У пеньков опять пять опят.

     Физкультминутка

    Скороговорку вы сказали по порядку,

    Теперь всех приглашаю на зарядку.

    Мелкие шажки – раз, два, три.

    Легкие прыжки – раз, два, три.

    Вот и вся зарядка – раз, два, три.

    Мягкая посадка – раз, два, три.

    4. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.

    Учащиеся, выполняют фонетический анализ слова, рассуждают и действуют последовательно, согласно указаниям алгоритма:

    1) Запишем слово, разделим на слоги, запишем его с помощью транскрипции: Ракета, ра-ке-та, [рак’э́та].

    2) Запишем  слово  по  буквам  в  столбик  и  рядом  транскрипцию [  ] звука.

    3) Дадим характеристику звукам.

    4) Подсчитаем количество букв и звуков.

        р –  [р] – согласный, твердый, непарный.

        a –  [а] – гласный, безударный.

        к –  [к’] – согласный, глухой, парный ([г]).

        е –  [э] – гласный, ударный.

        т – [т] – согласный, глухой, парный ([д]).

        а –  [а] – гласный, безударный.

     6 букв, 6 звуков.

    Учащиеся делают фонетический анализ слова луна.

    IV. Итог урока.

    Учитель. Как вы думаете, для чего надо уметь выполнять фонетический разбор слов?

    Слова различаются правописанием и произношением. И редко, когда произношение и написание совпадают, чаще всего они различаются. Для того, чтобы правильно писать слова, надо уметь различать их на слух, охарактеризовывать звуки, знать их буквенное обозначение и еще очень многое, что нам предстоит изучать на уроках русского языка.

    Домашнее задание: внимательно прочитайте алгоритм в учебнике.



    Предварительный просмотр:

    Урок 4
    ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

    Цели: закрепить знания о правиле переноса слов; совершенствовать умения в правописании слов.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    ООО   А Е Ё И Й О У Э Ю Я

    И. Левитан, А. Саврасов, К. Юон – художники-пейзажисты.

    II. Словарная работа.

    На доске записано стихотворение Е. Благининой:

    Если рано в лес пойдешь,

    Много ягод наберешь.

    Ты – малину, ты – чернику,

    Ты – в корзинку землянику

    Если хочешь набирать,

    То иди скорей искать.

    Задание: выпишите названия ягод, возле самой вкусной ягоды поставьте знак «+». Запомните написание словарных слов.

    III. Закрепление изученного материала.

    1. Упражнение в применении правила переноса слов.

    На доске записаны слова для выполнения работы по вариантам:

    I вариант

    Юбка, юла, Юра, Яша, яхта, ёлка, ель, съел, укол, опять, иней, змея, заяц, май, здесь.

    Задание: выпишите слова, которые нельзя переносить.

    II вариант

    Взгляд, сельдь, громко, дождь, вьют, мальчик, гайка, восход, краб, деревья, дорога, магазин, ёжик, летчик, роза.

    Задание: выпишите слова, которые можно переносить. Докажите правильность своего выбора.

    Учащиеся читают записанные слова, подтверждают их выбор правилом в учебнике.

    2. Выполнение упражнений в рабочей тетради.

    Учитель. Предлагаю вам задания по выбору в рабочей тетради № 1. Если вы еще испытываете трудности в переносе слов, вам следует выполнить упражнение 2. В случае необходимости обращайтесь за помощью к правилу в учебнике.

    Кто уверен, что умеет правильно переносить слова, может исправить работу ученика Жени в упражнении 3 рабочей тетради.

    В конце работы учащиеся выполняют самооценку.

    IV. Итог урока.

    – Что мы сегодня повторили на уроке?

    Домашнее задание: упражнение 4 (учебник, ч. I).



    Предварительный просмотр:

    Урок 5
    ПОВТОРЯЕМ: ТЕКСТ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ

    Цели: закрепить знания учащихся о типах текста; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    /// ׀׀׀ /// ׀׀׀

    И и Ш ш Л л М м Я я С с

    Самуил Яковлевич Маршак

    II. Повторение изученного материала.

    Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим известные сведения о тексте, его признаках и типах.

    Послушайте несколько текстов.

    В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Сухая осенняя травка выглядывала из-под снега желтой щеткой. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени…

    Вопросы по тексту:

    – О чем я вам прочитала?

    – Какой это тип текста?

    – По каким признакам вы определили, что это текст-описание?

    Том окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под деревом в полном унынии.

    Вопросы по тексту:

    – Какой тип текста я прочитала?

    – Какие признаки текста-повествования вам известны?

    Лес приносит человеку большую пользу. Он прежде всего – хранитель воды. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени деревьев. Весной снег в лесу тает не вдруг, но постепенно, влага долго сохраняется в лесу и питает ручьи и речки в продолжение лета…

    Вопросы по тексту:

    – Какой тип текста я прочитала?

    – По каким признакам вы определили, что это текст-рассуждение?

     Физкультминутка*

    III. Определение типа текстов.

    1. Выполнение упражнения 1 устно (учебник).

    – Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!

    Учащиеся находят в стихотворении элементы текста, доказывают, что это – текст-повествование.

    2. Анализ текста из упражнения 2 (учебник).

    Учащиеся работают в парах.

    – Можно ли сказать, что это текст-описание?

    – Как вы его озаглавите? (Звуки осени. Голос осени.)

    – А теперь посоветуйтесь и выберите окончание текста из предложенных вариантов. Запишите в тетрадь заголовок и текст с тем окончанием, которое вы выбрали.

    IV. Итог урока.

    – Можно ли определить содержание текста по его окончанию?

    Домашнее задание: подберите примеры разных типов текста и определите их признаки.



    Предварительный просмотр:

    Урок 6
    ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

    Цели: закрепить знания об омонимах; учить выполнять фонетический анализ слова по алгоритму.

    Ход урока

    I. Чистописание. 

    Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.

    II. Повторение изученного материала.

    На доске записаны стихотворения В. Волиной:

    Пересохла глина,

    Рассердилась Нина:

    – Не мука, а мука,

    Поварам наука.

    Скорей, сестра, на рыб взгляни,

    Попались на крючок они.

    В ведерко руку окуни,

    Не бойся, это окуни.

    Учитель. Найдите одинаковые по написанию слова.

    – Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?

    Поставьте ударение. Прочитайте стихи.

    – Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?

    Приведите примеры омонимов.

    III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов.

    1. Выполнение упражнения 1 (учебник).

    Учитель. Прочитайте стихотворение из упражнения 1.

    Что вы можете сказать о выделенных словах?

    Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).

    Образец:        Замка, зам-ка, [замка́].

                            з –  [з] – согласный, звонкий, парный ([с]);

                            а –  [а] – гласный, безударный;

                            м – [м] – согласный, звонкий, непарный;

                            к –  [к] – согласный, глухой, парный ([г]);

                            а –  [а] – гласный, ударный.

     5 букв, 5 звуков.

    2. Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник).

    I вариант – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова  умею.

    II вариант – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова  умею.

    Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова  умею.

    Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.

                            Умею, у-ме-ю, [ум’эй’у].

                            у –  [у] – гласный, безударный;

                            м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;

                            е –  [э] – гласный, ударный;

                            ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;

                                   [у] – гласный, безударный.

     4 буквы, 5 звуков.

     Физкультминутка

    3. Орфоэпическая тренировка.

    На доске записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.

    Учитель. Какие  из  этих  слов  имеют  омонимы  с  другим  ударением? (Атлас, пироги.)

    Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.)

    IV. Итог урока.

    – Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры.

    – Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?

    Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.



    Предварительный просмотр:

    Урок 7
    ПОВТОРЯЕМ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ
    ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

    Цель:  повторить  и  закрепить  знания  правописаний жи-ши, чу-щу, ча-ща.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Все знают хитрую куму. А про ее проказы есть сказки и рассказы.

    II. Повторение изученного материала.

    1. Постановка учебной задачи.

    На доске записаны слова: ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята.

    Учитель.                Догадайтесь-ка, ребята,

                                    Отчего ежи, ерши,

                                    Щуки, чайки и волчата

                                    Рассмеялись от души?

    Какое правило надо вспомнить? (Правило обозначения гласных после шипящих.)

    2. Выполнение упражнения 1 (учебник). 

    Задание: выпишите слова с  жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркните в словах эти сочетания.

    3. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь № 1). 

    Учитель. Какие нужные сочетания букв вы вставите?

    Прочитайте. Что получилось?

    Запишите любое стихотворение по памяти.

    4. Составление слов с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    На доске записаны слоги:

    ла, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши,

    чай, ша, ник, ча, ро, встре.

    Задание: составьте слова из слогов и запишите их соответственно теме нашего урока. Прочитайте слова.

    (Крыша, пружина, чайник, шина, встреча, чаша, машина, наши.)

    – Что вам помогло правильно справиться с заданием?

     Физкультминутка

    III. Самостоятельная работа.

    Выполнение упражнения 3 в рабочей тетради.

    По окончании работы проводится взаимопроверка.

    IV. Словарная работа.

    На доске записаны слова: .

    Задание: подберите родственные слова, выделите корень.

    – Что можете сказать о подчеркнутых буквах в корне? (Чередование согласных г–ж в корне.)

    V. Итог урока.

    – Что мы закрепляли сегодня на уроке?

    – Какие трудности испытывали при выполнении заданий?

    – Что вам помогало преодолеть трудности?

    Домашнее задание: упражнение 2 (учебник), упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1). Подготовиться к словарному диктанту.



    Предварительный просмотр:

    Урок 8
    ПОВТОРЯЕМ СОСТАВ СЛОВА

    Цели: повторить части слова и их обозначения; развивать умение разбирать слова по составу.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    ез  ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр

    Подберезовик, боровик – грибы.

    II. Словарный диктант.

    Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.

    III. Повторение изученного материала.

    1. Актуализация опорных знаний.

    Учитель. Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»?

    Вспомните, как называется:

    џ часть слова, которая изменяется…

    џ окончание, не выраженное звуками…

    џ часть слова без окончания…

    џ общая часть родственных слов…

    џ часть слова, которая стоит за корнем и служит

       для образования новых слов…

    џ часть слова, которая стоит перед корнем и служит
           для образования новых слов…

    2. Чтение алгоритма.

    На доске написаны условные обозначения:

    Учитель. Какие части слова так обозначаются?

    – Какие  части  слова  остались  без  обозначения?  Обозначьте  их  на доске.

    Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).

    – Всегда ли окончание может быть выражено звуками?

    – Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.

    – Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.

     Физкультминутка

    3. Выполнение упражнения 2 по вариантам (учебник).

    Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего выбора.

    I  вариант – слова с окончанием, выраженным звуками;

    II  вариант – слова с нулевым окончанием;

    III  вариант – слова, не имеющие окончания.

    4. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).

    Учащиеся читают об этимологии слова кафе.

    5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (учебник). 

    Задание: Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.

    Чтобы найти корень, надо…

    6. Выполнение упражнения 3 устно (учебник). 

    Задание: назовите группы однокоренных (родственных) слов.

    IV. Итог урока.

    – Что мы сегодня повторили на уроке?

    – Из каких частей состоит слово?

    Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их:

    ;  ;  ;  .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки для уроков в начальной школе

    Методические разработки для уроков в начальной школе...

    методические материалы к урокам в начальной школе

    Очень интересный материал по развитию речи по ФГОС...

    Презентация к выступлению на методическом объединении "Современный урок в начальной школе"

    В презетации показаны примеры составления опорных схем для запоминания учебного материала...