УРОК МАТЕМАТИКИ, 1 класс,Тема. Шар. Куб.(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI»).
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Костылева Елена Николаевна

Задачи урока: 

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

познакомить с новыми фигурами(шаром, кубом);                                                                                                                                                                                            

-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;

-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1klass.docx182.31 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

        1 КЛАСС

Тема. Шар. Куб.

УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI»».

Тип урока. Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цели урока:

сформировать первоначальные  представления о шаре, кубе;

научиться различать эти фигуры;

содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету.

Задачи урока: 

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

познакомить с новыми фигурами(шаром, кубом);                                                                                                                                                                                            

-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;

-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии;

- технология сотрудничества.

        

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,  парная работа.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

          -материал учебника (Ч. 2; с. 9-10) и рабочей тетради №3 ( с. 7-9 );

         - карточки – опоры: «геометрические фигуры», «математические домики: состав числа», окошки для рефлексивной деятельности;    

          - модели: «шар», «куб»;

          - цветные карандаши.

Этапы урока

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности (организационный момент). 

Цели:

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. У Вас всё получится, вместе с другом вы преодолеете встретившиеся на уроке трудности.

Правила посадки: Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь…

 II. Актуализация опорных знаний

Цели:

- организовать актуализацию знаний учащихся;

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

 - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

1.Работа по карточкам

(индивидуально)

Способы: индивидуальная работа.

Методы: самооценка.

2. Взаимопроверка по эталону.

1. Устные упражнения: «Состав числа от 2 до 10»

Учитель: - Перед вами лежит карточки-домики(состав числа от 2 до 10), выберите то задание,  с которым вы считаете, что справитесь на «отлично»

- В правом нижнем углу, в пустой клеточке раскрасьте «оценку-кружок», которую вы предполагаете  получить за это задание: зелёный кружок: справлюсь легко и без ошибок; жёлтый- кружок: справлюсь с затруднениями или с одной-двумя ошибки, красный кружок: с работой самостоятельно не справлюсь, будет нужна помощь товарища),  

- А теперь за работу!

-Поменяйтесь карточками для взаимопроверки. Оцените своего соседа.

-Поднимите руки, кто выполнял задание по составу числа 10 (9,8,7,6,5,4,3,2).

-Проверяем. (Сверка с образцом на доске)

- Поднимите руку, у кого не было ошибок, и вы справились на «отлично».

- Поднимите руку, у кого были незначительные ошибки, и вы справились на «хорошо».

- А  кто с работой самостоятельно не справился, кому была нужна помощь товарища и необходимо ещё повторить состав числа ?

-Поднимите кулачок  те, кто подтвердил свою оценку(после проверки по образцу) с предварительной оценкой.

- А есть, кто повысил оценку? Хлопните в ладоши. Молодцы!

2. Работа в тетради на печатной основе:

  • Счет до 20 (прямой и обратный);
  • Задача(условие, вопрос, решение, ответ)

Правила посадки: Я тетрадочку открою…

Учитель:

1)Т.с.8 №5

Запиши пропущенные при счете числа

2)Т.с.8,№4

2.Упражнение в классификации предметов. Игра «Что лишнее?»

Описание: Описание: hello_html_58004fb6.gifУчитель: У вас на столах  карточки с геометрическими фигурами. Такие же  фигуры мы видим на доске. Приготовьте три цветных карандаша (красный, синий и зеленый)?

Разгадайте загадки и раскрасьте фигуру-отгадку определенным цветом у себя на индивидуальных карточках, а один ученик выбирает нужный цвет для фигуры-отгадки на доске и наклеивает определенный цвет на её контур.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всяк его представить рад,

А зовут его ……………..        (синий квадрат)

О себе он говорит:

«У меня всего по три».

Ты внимательно смотри

И фигуру назови…..             (красный треугольник)

Лети! Лети, лепесток!

Через запад на восток!

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав …….  (зелёный круг)

2. Проверка: Доверяй, но проверяй!

(Для проверки приготовьте два сигнальных карандаша: ЗЕЛЁНЫЙ-да-верно; КРАСНЫЙ-нет-неверно)

 Какие фигуры лишние? Назовите эти фигуры:

овал, прямоугольник.

III.Постановка учебной задачи.

 

Цели: - организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Методы постановки учебной задачи:

- подводящий к теме диалог.

IV.Открытие нового знания. 

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

Способы: индивидульная работа, фронтальная работа.

Методы: частично – поисковый.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учитель: Как называются эти фигуры? 

 (демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара) Описание: Описание: hello_html_77ceb8af.gif, Описание: Описание: hello_html_1ea7e88d.gif

Варианты ответов: куб, квадрат, круг, шар, мяч, кубик. (Побуждающим от проблемной ситуации диалогом подводим к осознанию противоречия)

Учитель: Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете?

Варианты ответов: Мы чего-то не знаем об этих фигурах.

Учитель: Как вы думаете, какова тема урока? (Название темы закрыто на доске) (Скорее всего, дети не смогут назвать тему)

Варианты ответов: Мы не знаем точное название этих геометрических фигур.

Учитель: Какую цель  поставим перед собой?

Варианты ответов: - Узнать название данных фигур; получить первоначальные  представления и научиться различать эти фигуры.

Учитель: Какие учебные  задачи мы поставим перед собой, чтобы реализовать нашу цель?

Варианты ответов:

-познакомиться с новыми фигурами;

-формировать навыки работы с источниками информации.

- Где мы можем узнать  нужную информацию?

Варианты ответов: В учебнике- первоисточнике знаний.

Учитель: Задачи поставлены, нужно их решать. Работа над новым материалом по учебнику

 (с.9-10)) -Давайте рассмотрим рисунки на стр. 9 Задания 1.

Описание: Описание: hello_html_6e2f3af8.jpg

- Какие предметы по форме похожи на шар?Варианты ответов:

- Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар?Варианты ответов:

- Задание 2. На какую фигуру похожи: циферблат будильника, стёкла очков, пуговица?

Варианты ответов: на круг

Задания 3. (с.10)

-Давайте возьмем мячик(шар) и круглую фишку(круг).

Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга?

Варианты ответов: ШАР-объёмный, а КРУГ-плоский.

  V. Физминутка.

ШЁЛ ПО ЛЕСУ ДЕД МОРОЗ…

VI. Первичное закрепление

Цели:

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция

Работа в тетради на печатной основе на странице7. Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Описание: Описание: hello_html_8881b58.jpg

- Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар?

- Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб.

Учитель: Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету?

Варианты ответов:

- А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб находится на каком по счету месте?Варианты ответов:

Учитель: Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба?

Варианты ответов: шар и куб объёмные фигуры…

VII. Самостоятельная работа.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Способы: парная работа.

Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Учитель: А теперь подведем итог всему сказанному.

Вам предстоит работа в парах.

 Игра «Будь внимательным!»

1)Исследование  в парах нам поможет организовать наша ПЧЁЛКА

Главный девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!»Из новогоднего мешка Деда Мороза нужно достать предмет, его описать, а ваш товарищ должен отгадать, как называется этот предмет и какую форму он имеет. (монетка, мячик, пуговица, жевательная конфета, ёлочный шарик…)

2) Проверка.

Учитель:  А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет.

Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расскажите о его свойствах.

Выберите следующую пару.

Варианты ответов:

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

VIII.Учитель: Какую цель мы ставили в начале урока?

Варианты ответов: 

  • узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать эти фигуры.
  • получить первоначальные  представления о шаре и кубе .

Учитель: При помощи, каких задач мы реализовали нашу цель?

 1)познакомились с новым фигурами;

 2) узнали, на что они похожи;

 3) узнали, как отличить шар от круга; куб от квадрата.

Учитель: Какими способами?

Варианты ответов:

 (Работали парами, индивидуально, исследовали)

Учитель: А теперь мы все знаем о шаре и круге? 

Варианты ответов:( Нет).

Учитель: Многие открытия у нас еще впереди.

Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке?

Оценивание.

Учитель: Продолжите фразу:

- Мне было интересно узнать...

-Урок заставил меня задуматься…

Учитель: Поднимите кулачок, кто на уроке работал активно? Поднимите второй кулачок, кто думает, что его сосед по парте был тоже активным на уроке? Кто считает, что весь 1-г был активным?

- Спасибо за урок!

Учитель начальных классов                                              Е.Н. Костылева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Здравствуй, праздник новогодний» УМК «Начальная школа ХХI века»

Урок литературного чтения «Здравствуй, праздник новогодний» изучается учащимися 2 класса во второй четверти первого полугодия и является обобщающим по этому разделу....

Урок математики в 1 классе. Тема: Четырехугольники. Прямоугольники. УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает линию изучения геометрического материала, после непродолжительного перерыва. До этого дети познакомились с понятием «прямой угол», науч...

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Расти здоровым. УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока по предмету "Наш мир" 2 класс, основанного на принципах адаптивной школы....

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)

Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрахТип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1 класс.Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм ...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....