Конспект урока "Число и цифра 7"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна
На данном уроке учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 7 в натуральном ряду; считать различные объекты(предметы) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem_otkrytyy_chislo_7.docx54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65» г. Улан-Удэ 

Урок по математике

на тему «Число и цифра 7»

                                                                       Автор: Ванзатова Б.Р.,

                                                                          учитель начальных классов,

Улан-Удэ 2015 год

1.Дидактическое обоснование

Математика 1 класс (1 часть), автор учебника Г.В.Дорофеев, Т.Р.Миракова, Т.Б.Бука.

 УМК «Перспектива»

Тема урока: «Число и цифра 7»

Дидактическая цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению  и применению способов действий получения числа 7

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:

  • учить правильно, писать цифру 7 и соотносить цифру и число предметов;
  • продолжить формирование умений работать и ориентироваться в тетради
  • развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
  • воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор

Результаты:

Личностные: 

  •  ценностное отношение к процессу получения числа 7;
  • осознание учащимися ценности изучаемого способа получения числа 7;
  • осознание практической важности обозначения  числа 7 на письме;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по получению и обозначению числа 7 на письме;
  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • знание о числе 7;
  • умение применять знания в жизненных    ситуациях;
  • умение решать примеры на сложение.

2.Технологическая карта занятия

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

-Звенит звонок. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: 

Книжка? Ручка? А тетрадка?

 (Ребята. К нам сегодня на урок пришли гости, повернитесь, пож-та, и поздоровайтесь. Молодцы. Садитесь).

На экране написан девиз урока: 

Без терпенья нет ученья!

- Как вы думаете, почему в учении требуется много терпенья?

- Какие качества нам нужны в учении?

- Сегодня на уроке нам предстоит открыть новое знание.

- Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

(Поднимают предметы)

 

-Наши ушки на макушке.

Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ничего не забываем. 

Бывает трудно самому «открывать» новые знания.

Активность и внимательность….

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель:

1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами;

2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.

- С чего мы начнём урок?

-Всё будем повторять?

На доске даны примеры, а ответы все рассыпались по всей доске.

Нам нужно найти правильный ответ.

Сможем ли мы справиться с этим заданием?

5-4=1                    2+2=4

4-2=2                    6-1=5

1+2=3                   5+1=6

А теперь, ребята, ответы этих примеров надо расположить по порядку на числовом отрезке.

Давайте назовем числа - по порядку,

 - в обратном порядке,

- по порядку, но на английском языке,

- в обратном порядке – на русском языке, -

 - по порядку – на бурятском языке.

Смотрите внимательно на числовой отрезок. Он поможет ответить на мои следующие вопросы:

- какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6?

- назовите предыдущее число числа 5, числа 4, числа 6

- назовите последующее число числа 2, числа 4, числа 3.

Молодцы.

- Вы уже опытные ученики. Вы сами умеете оценивать свою работу.

- Как вы думаете: вам удалось справиться с заданием?

- Все ли задания правильно решили или с ошибкой?

Сделайте вывод.

А теперь, ребята, математический диктант. Но он у нас необычный: вы должны внимательно слушать задание, а решив, ответ говорить мне на ушко.

Итак, внимание:

1) Я задумала число, к нему прибавила 1, получила 5. Какое число я задумала?

2)  Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 2?

3) Я задумала число, к нему прибавила 2, получила 4. Какое число я задумала?

4). Три цыплёнка стоят,

На скорлупки глядят,

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей,

Сосчитай поверней:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

 Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.

(С повторения.)

То, что нам пригодится для открытия нового знания.)

Справимся.

1 2 3 4 5 6

_____________

1 2 3 4 5 6

6 5 4 3 2 1

1 2 3 4 5 6

6 5 4 3 2 1

1 2 3 4 5 6

2.3.4.5

4.3.5.

3.5.4.

(Да/нет)

(Нужно потренироваться в счете, уметь при счете использовать числовую прямую)

Число 4

Число 3

Число 2

5 цыплят

(уч-ся , у кого правильный был ответ, слушают других детей в своем ряду и анализируют их ответы).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Организует и управляет ситуацией целеполагания.

Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

(Стук в дверь – приносят письмо от Белоснежки.

В письме – загадка.

Отгадаем загадку?

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Попрощается последний,

Появляется передний.

-Какое число вы услышали в загадке?

- Где место числа 7 на нашем числовом отрезке?

Значит, какая тема урока?

Кто догадался?

 - Чему же мы должны научиться на данном уроке?

Выделяют проблему, как получить число 7 и как написать цифру 7

Дети отгадывают загадку

Дни недели

Число 7

______________

Число и цифра 7

Будем правильно учиться писать цифру 7 и определять число предметов. Узнаем как получать число 7.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные -

формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи и состав числа 7 на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Работа в рабочих тетрадях.

Организует деятельность по наблюдению за внешним видом числа 7 через рисунок, стихи, историческую справку, образец написания цифры.

В древности число 7 считали магическим, священным. Возможно, это связано с тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, звук, вкус) через семь «отверстий» в голове. Давайте посчитаем.

Когда-то семерка была самым большим числом, поэтому число 7 часто встречается в пословицах и поговорках в значении «всё»:

«Лук от семи недуг»,

«Семеро одного не ждут».

 -Вспомните сказки, в которых тоже встречается число 7, семь героев. 

- Где в жизни вы встречались с числом 7?

На что похожа цифра 7?

Ребята, мы должны сегодня научиться правильно записывать число 7.

-Посмотрите, как пишется цифра 7

(начинаем писать чуть ниже верхней границы клетки, ведем плавную линию в правый верхний угол клетки. Далее ведем наклонную линию до центра нижней границы клетки., остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку),

Обведите по воздуху цифру 7.

-Выполните задание №7 в рабочей тетради на страничке 67.

У вас получились цифры, похожие на образец?

Над самой красивой цифрой 7 сделайте звездочку.

Работа с пословицами, дети вспоминают пословицы, где встречается число 7.

Дети называют сказки «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т.д.

Выполняют задание и  отвечают на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт (цвета радуги, дни недели, в пословицах и поговорках,  сказках, семь чудес света, России)

(Дети говорят, на что похожа цифра 7:

на кочергу, на косу…)

Дети высказывают свои предположения

Сравнивают  с образцом,  анализируют, делают вывод.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование;

Познавательные:

логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

(Этот пальчик – дедушка…)

Дети проводят физминутку и выполняют упражнения,

5. Первичное закрепление

и самостоятельная работа в парах с самопроверкой.

Цель:

1.зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 7 и состав числа 7;

2. проверить сформирован-ность представления о составе числа 7.

Телефонный звонок.

Алло! Здравствуйте. Это 1з класс? Меня зовут Белоснежка. Из-за непогоды, гололедицы я не смогла прийти к вам в гости. Но я отправляла вам письмо, вы получили его? А загадку мою смогли отгадать? Я очень люблю заниматься математикой. А вы любите этот предмет? Решите еще одно мое задание (оно будет в конверте с моим письмом), тогда узнаете, какую оценку я вам поставила?

Желаю всем удачи.

 Белоснежка каждой паре отправила домики. Вы должны показать- как можно получить число 7.

Перед тем как приступить к выполнению данного задания, вспомним основные правила работы в парах:

  • В паре должны работать оба.
  • Один говорит – другой слушает.
  • Если не понял – переспроси.
  • Своё несогласие выказывай вежливо.

Чтобы проверить самостоятельную работу , давайте поработаем на доске. Как можно получить число 7?

Проверьте свои работы и отметьте крестиком на оценочной шкале.

 

Свою работу вы оценили. Пришло время узнать оценку Белоснежки. А для этого нужно правильно соединить  цветные точки.

Что получилось у вас?

Значит Белоснежка оценила вашу работу на отлично. Молодцы!

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Физминутка

 (по мере необходимости)

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Образователь-ный продукт.

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

- Что нового узнали на уроке?

- Понадобятся вам эти знания в жизни?

- Что особенно понравилось?

- Как вы думаете, почему именно Белоснежка хотела к нам гости, звонила, отправляла письмо.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

Мы не можем отпустить наших гостей без подарка. Ребята, раскрасьте красиво эти рисунки и их мы подарим нашим гостям.

Мы, конечно, еще маленькие. Давайте, ребята, расскажем нашим гостям – какими мы хотим стать, когда вырастим.

Пока мы только звездочки, но вам не долго ждать,-

Мы скоро станем звездами и будем удивлять!

Высказывания учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смысло-образование

Урок по математике

на тему «Число и цифра 7»

в 1 классе

                                                                       

1.Дидактическое обоснование

Математика 1 класс (1 часть), автор учебника Г.В.Дорофеев, Т.Р.Миракова, Т.Б.Бука.

 УМК «Перспектива»

Тема урока: «Число и цифра 7»

Дата проведения: 13.11.2015 г

Дидактическая цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению  и применению способов действий получения числа 7

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:

  • учить правильно, писать цифру 7 и соотносить цифру и число предметов;
  • продолжить формирование умений работать и ориентироваться в тетради
  • развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
  • воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор

Результаты:

Личностные: 

  •  ценностное отношение к процессу получения числа 7;
  • осознание учащимися ценности изучаемого способа получения числа 7;
  • осознание практической важности обозначения  числа 7 на письме;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по получению и обозначению числа 7 на письме;
  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • знание о числе 7;
  • умение применять знания в жизненных    ситуациях;
  • умение решать примеры на сложение.

Деятельность учителя

Деят. учащихся

-Звенит звонок. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: 

Книжка? Ручка? А тетрадка?

 (Ребята. К нам сегодня на урок пришли гости, повернитесь, пож-та, и поздоровайтесь. Молодцы. Садитесь).

На экране написан девиз урока: Без терпенья нет ученья!

- Как вы думаете, почему в учении требуется много терпенья?

- Какие качества нам нужны в учении?

- Сегодня на уроке нам предстоит открыть новое знание.

- Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!

 

-Наши ушки на макушке.

Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ничего не забываем. 

Бывает трудно самому «открывать» новые знания.

Активность и внимательность….

- С чего мы начнём урок? -Всё будем повторять?

На доске даны примеры, а ответы все рассыпались по всей доске. Нам нужно найти правильный ответ.

Сможем ли мы справиться с этим заданием?

5-4=1                    2+2=4

4-2=2                    6-1=5

1+2=3                   5+1=6

А теперь, ребята, ответы этих примеров надо расположить по порядку на числовом отрезке.

Давайте назовем числа - по порядку,

                                        - в обратном порядке,

- по порядку, но на английском языке,

- в обратном порядке – на русском языке, -

- по порядку – на бурятском языке.

Смотрите внимательно на числовой отрезок. Он поможет ответить на мои следующие вопросы:

- какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6?

- назовите предыдущее число числа 5, числа 4, числа 6

- назовите последующее число числа 2, числа 4, числа 3.

Молодцы.

- Вы уже опытные ученики. Вы сами умеете оценивать свою работу. Как вы думаете: вам удалось справиться с заданием?

- Все ли задания правильно решили или с ошибкой? Сделайте вывод.

А теперь, ребята, математический диктант. Но он у нас необычный: вы должны внимательно слушать задание, а решив, ответ говорить мне на ушко.

Итак, внимание:

1) Я задумала число, к нему прибавила 1, получила 5. Какое число я задумала?

2)  Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 2?

3) Я задумала число, к нему прибавила 2, получила 4. Какое число я задумала?

4). Три цыплёнка стоят,

На скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей,

Сосчитай поверней:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

(С повторения.)

То, что нам пригодится для открытия нового знания.)

Справимся.

1 2 3 4 5 6

_____________

2.3.4.5

4.3.5.

2.5.4.

(Да/нет)

(Нужно потренироваться в счете, уметь при счете использовать числовую прямую)

Число 4

Число 3

Число 2

5 цыплят

(уч-ся , у кого правильный был ответ, слушают других детей в своем ряду и анализируют их ответы).

(Стук в дверь – приносят письмо от Белоснежки.

В письме – загадка. Отгадаем загадку?

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Попрощается последний,

Появляется передний.

-Какое число вы услышали в загадке?

- Где место числа 7 на нашем числовом отрезке?

Значит, какая тема урока? Кто догадался?

 - Чему же мы должны научиться на данном уроке?

Дети отгадывают загадку

Дни недели

Число 7

_________________

Число и цифра 7

Будем правильно учиться писать цифру 7 и определять число предметов. Узнаем как получать число 7.

В древности число 7 считали магическим, священным. Возможно, это связано с тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, звук, вкус) через семь «отверстий» в голове. Давайте посчитаем.

Когда-то семерка была самым большим числом, поэтому число 7 часто встречается в пословицах и поговорках в значении «всё»:

«Лук от семи недуг»,

«Семеро одного не ждут».

 -Вспомните сказки, в которых тоже встречается число 7, семь героев. 

- Где в жизни вы встречались с числом 7?

На что похожа цифра 7?

Ребята, мы должны сегодня научиться правильно записывать число 7.

-Посмотрите, как пишется цифра 7

(начинаем писать чуть ниже верхней границы клетки, ведем плавную линию в правый верхний угол клетки\. Далее ведем наклонную линию до центра нижней границы клетки., остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку),

Обведите по воздуху цифру 7.

-Выполните задание №7 в рабочей тетради на страничке 67.

У вас получились цифры, похожие на образец?.

Над самой красивой цифрой 7 сделайте звездочку.

СЛАЙД (пословицы)

СЛАЙД (сказки)

СЛАЙД (радуга, ноты, 7 чудес света)

 (похожа цифра 7:

на кочергу, на косу…)

Физминутка

 (Этот пальчик – дедушка…)

Телефонный звонок.

Алло! Здравствуйте. Это 1з класс? Меня зовут Белоснежка. Из-за непогоды, гололедицы я не смогла прийти к вам в гости. Но я отправляла вам письмо, вы получили его? А загадку мою смогли отгадать? Я очень люблю заниматься математикой. А вы любите этот предмет? Решите еще одно мое задание (оно будет в конверте с моим письмом), тогда узнаете, какую оценку я вам поставила? Желаю всем удачи.

 

Белоснежка каждой паре отправила домики. Вы должны показать - как можно получить число 7.

Перед тем как приступить к выполнению данного задания, вспомним основные правила работы в парах: В паре должны работать оба.

                                                                                Один говорит – другой слушает.

                                                                                Если не понял – переспроси

                                                                                Своё несогласие выказывай вежливо.

Чтобы проверить самостоятельную работу , давайте поработаем на доске. Как можно получить число 7?

Проверьте свои работы и отметьте крестиком на оценочной шкале.

 

Свою работу вы оценили. Пришло время узнать оценку Белоснежки. А для этого нужно правильно соединить  цветные точки:

соедините оранжевую точку с желтой,

затем желтую с фиолетовой,

фиолетовую с зеленой, з

еленую с черной,

черную с оранжевой.

Что получилось у вас?

Значит Белоснежка оценила вашу работу на отлично. Молодцы!

- Что нового узнали на уроке?

- Понадобятся вам эти знания в жизни?

- Что особенно понравилось?

- Как вы думаете, почему именно Белоснежка хотела к нам гости, звонила, отправляла письмо.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

Мы не можем отпустить наших гостей без подарка. Ребята, раскрасьте красиво эти рисунки и их мы подарим нашим гостям.

Мы, конечно, еще маленькие. Давайте, ребята, расскажем нашим гостям – какими мы хотим стать, когда вырастим.

Пока мы только звездочки, но вам не долго ждать,-

Мы скоро станем звездами и будем удивлять!

Высказывания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"

Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...

Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9."

Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9." вместе с презентацией....

Конспект урока в 1 классе "Число и цифра 7"

Конспект урока математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова "Число и цифра 7"...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...