Конспект " Число и цифра 4"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Число и цифра 4. Состав числа 4».
Цель урока: формирование УУД: понимание количественного и порядкового смысла целого неотрицательного числа 4 , знание числа и цифры 4, его состава.
Задачи урока:
-познакомить с числом и цифрой 4, с получением и составом числа 4, упражнять в написании цифры 4;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-воспитывать качества, необходимые для успешной учёбы;
-развивать общеучебные умения и навыки: речь, внимание, память, мышление, интерес к предмету.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Пришла посылка. В ней лежат фотографии. (Весна, лето, осень, зима) УЧЕНИКИ. Это четыре времени года.
УЧИТЕЛЬ. А какое сейчас время года
УЧЕНИКИ. Осень. УЧИТЕЛЬ. Что происходит в природе осенью? Дети называют признаки осени. УЧИТЕЛЬ. Ходит осень по равнинам тихой светлой сказкою.
И расписывает рощи солнечными красками.
2.Актуализация знаний
1. Счёт ( изображение осенних листьев) (Слайд №1)
1) от 1до 10 (прямой и обратный)
2.. Упражнения на соотнесение чисел 1, 2, 3, с соответствующими группами предметов.
УЧИТЕЛЬ. А теперь проверим, как хорошо вы умеете считать. Я показываю вам предметы, а вы должны сосчитать их и показать соответствующую цифру на карточках.
- Сколько грибочков у ежика?
- Сколько орехов у белочки?
- Сколько морковок у зайчика?
- Дидактическая игра «Молчанка» (показ ответов с помощью цифровых вееров)
- Какое число стоит перед числом 2, 3,?
- Какое число стоит между числами 1 и 3, 0 и 2 ?
- Какое число следует за числом 1, 3, 2?
- Покажите «соседей» числа 3?
- Сколько надо прибавить к 1, чтобы получить 2?
- Сколько надо вычесть от 3, чтобы получить 2? - От какого числа вычли 1, если получили 2?
Самооценка с помощью цветных сигналов.
УЧИТЕЛЬ. Какие качества помогли вам хорошо справиться с заданиями устного счёта? ( Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на доске.)
Примечание: самооценка и запись качеств проводится после выполнения каждого этапа урока.
3. Постановка проблемы. « открытие» нового знания
УЧИТЕЛЬ. Осень перекрашивает листья на деревьях в жёлтый, оранжевый, красный, бардовый цвета, но некоторые листики пропустила. Назовите, которым по счёту он является? ( на доске прикреплены осенние листья)
УЧИТЕЛЬ. Как на математическом языке записать «четвертый»? УЧЕНИКИ. Четыре
УЧИТЕЛЬ. Кто готов назвать тему урока? А какую цель работы мы поставим? УЧЕНИКИ. Тема урока: Число и цифра 4 . Цель нашей работы: познакомиться с числом и цифрой 4 и научиться писать цифру 4.
4. Работа над новым материалом. Знакомство с числом и цифрой 4 1. Образование числа 4.
Практическая работа.
УЧИТЕЛЬ. Выньте из конвертиков фигуры и положите перед собой столько треугольников, сколько цветочков на доске ( 3 цветочка). Под треугольниками положите столько же квадратов. Сколько квадратов положили?
УЧЕНИКИ. Положили3 квадрата.
УЧИТЕЛЬ. Добавьте еще один квадрат. Сколько квадратов стало?
УЧЕНИКИ. Стало четыре квадрата.
УЧИТЕЛЬ. Как получили четыре квадрата?
УЧЕНИКИ. К трем квадратам прибавили один и получили четыре.
УЧИТЕЛЬ. Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку!
Физкульминутка
УЧИТЕЛЬ. Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь!
2. Знакомство с цифрой 4.
Из коробки достать карточку с цифрой 4.
УЧЕНИКИ. Это цифра 4 УЧИТЕЛЬ (демонстрирует карточку с цифрой 4). Так записывают число 4.
(на столах лежат листочки с написанными цифрами 4)
УЧИТЕЛЬ. Выберите клеточки, где цифра четыре прописана верна!
УЧИТЕЛЬ. А сейчас проверим, правильно ли мы это сделали?!
УЧИТЕЛЬ. Все справились, молодцы! Я вами довольна!
3. Формирование умения работать в тетради.
УЧИТЕЛЬ. Давайте потренируемся правильно писать цифру четыре (показ образца написания цифры 4). (Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки
УЧЕНИКИ. В тетрадях прописывают цифру 4.
УЧИТЕЛЬ. Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в черновике, а потом в прописях обязательно потренируйтесь и у вас обязательно получится
4. Самостоятельная работа.
УЧИТЕЛЬ. Какие задания с числом четыре вы хотели бы выполнить самостоятельно?
( учитель предлагает для самостоятельной работы задания по выбору в печатной тетради)
- Включение в систему знаний и повторение
УЧЕНИКИ. Она предлагает расставить числа в домики.
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, какие числа нужно расставить в самый первый домик с голубой крышей? Этот домик стоит слева.
УЧЕНИКИ. В первый домик нужны числа 1 и 2.
УЧИТЕЛЬ. А как вы догадались? Какое окошко дает нам с вами подсказку?
УЧЕНИКИ. Окошко на чердаке, там «главное число», в его состав входят числа из окошек первого и второго этажей.
УЧИТЕЛЬ. Очень хорошо! А какие числа вы вставили в окошки второго домика с синей крышей, который находится посередине?
УЧЕНИКИ. Во второй домик нужно число 1.
УЧИТЕЛЬ. А в третий домик?
УЧЕНИКИ. В третий домик вставляем числа 2, 1, 3.
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Что мы с вами повторили? УЧЕНИКИ. Повторили состав чисел. УЧИТЕЛЬ. Правильно, мы повторили состав чисел… Помогите мне, ребята! Скажите вслух хором состав каких чисел?
УЧЕНИКИ (хором). Три, два и четыре! УЧИТЕЛЬ: А где вы ещё встречали число 4? УЧЕНИКИ. Четыре лапки у кота, тигренка, собачки и других животных, 4 ножки у стола и стула, 4 ушка у подушки и т.д.
Рефлексия деятельности
- Какое задание было самым интересным?
- Где было трудно?
- Что для вас было новым?
- Где сможете применить новые знания?
- Какие качества помогали вам быть успешными на уроке?
Дети ещё раз обращаются к перечисленным качествам, необходимым для успешной учёбы:
внимательность
наблюдательность
смекалка.
находчивость
аккуратность
самостоятельность
взаимовыручка и др.
УЧИТЕЛЬ. У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
.