План - конспект урока "Число и цифра 7. Состав числа 7"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx233.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                    План - конспект урока

«Число и цифра 7. Состав числа 7».

1.

Ф.И.О. учителя

Горбашкова В.В.

2.

Место работы

МКОУ Першинская СОШ

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Категория

Высшая

5.

Предмет

Математика

6.

Класс

1

7.

Базовый учебник

Моро М.И., Бантова М.А. и др. «Математика» - учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). Москва. Просвещение.  2012 год.    УМК «Школа России».

8.

Тема и № урока в теме

«Цифра 7. Число 7». Урок № 25

9.

Структура урока

«Открытия» нового знания.

10.

Цель урока

Создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

11.

Задачи урока

Образовательная: уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; сравнение чисел с помощью числового отрезка; связь целого и частей; знакомство с составом числа 7 и его особенностями; формирование навыков первичной исследовательской деятельности.

Развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательная:  воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.

12.

Средства обучения

Презентация, компьютер, проектор, учебник математики для 1 класса, автор Моро М.И., рабочая тетрадь,  индивидуальные карточки с заданием, цветики – семицветики для самооценки , набор цветов и вазы, доска, ручка, цветные карандаши, осенняя полянка для рефлексии.  Выставка книг.

13.

Формируемые УУД

Личностные:самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.


                                                        Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Вот звонок нам дал сигнал,                Слайд № 1

Поработать час настал.

Постарайтесь все понять,

Учитесь ……………открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.                      Слайд № 2

Девиз урока: «Учитесь  … открывать!»

     - А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:

5   2   4   3   6

н   т   й   а   ы                                               Слайд № 3

Настраивание ребенка на организацию своей деятельности.

Мотивировать к учебной деятельности на уроке через  содержание доброжелательной атмосферы в классе.

Дети читают:

-тайны

Личностные:

Принимать роль ученика; формировать интерес к учению.

2.Актуализация знаний и мотивация.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

- Для тогочтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку:

   - какие числа стоят между  3 и 5;  1 и 4; 4 и 6?

   - назовите соседей числа 2, 4, 6;

   - какое число стоит справа от числа 3, а слева?

   - какое число стоит слева от числа 5, а справа?

   - сравните числа: 2 и 1, 2 и 6; 3 и  4; 5 и 3;

   - счет от 1 до 20;

    - счет от 1 до 11, от 14 до 6.         Слайд № 4

Показывает на экране.

Показ ответов с помощью цифровых вееров.

Регулятивные:

принимать цель учебной деятельности путем её осознания; проявлять инициативность.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний; определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме.

3.Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- А теперь я предлагаю вам пройти вот по этой дорожке от 1 до 10:

           1 2 3 4 5 6 8 9 10.                Слайд № 5

 - Кто смог пройти?

 - Что –то заметили?

 - А что вы уже знаете о числе 7?

- Где в жизни встречались с числом 7?

- История числа 7.

«Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. Когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё».
7 стало магическим числом.
Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла….

«Дошли до  наших дней поговорки и пословицы: «Семь бед – один ответ», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг»…и т.д.

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

- Какова тема урока? Какую тайну будем открывать?

Тема: «Цифра 7. Число 7».              Слайд № 6

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебным дорожкам. Вы все знаете сказку «Цветик – семицветик». Девочка Женя, исполняя свои желания, раскидала все лепестки цветка. Наша задача – собрать эти лепестки в единый цветок, какой он был раньше. А вдруг он еще кому – нибудь пригодится!

Дорожки разбросаны.          Слайд №7

Место числа 7 на числовом отрезке

Состав числа 7

Запись цифры 7

Прочитать сказку «Цветик - семицветик»

Сравнение чисел

Я могу. Я умею.

- Что лишнее?

- Что поставим на первое место, на второе и т.д.

                    План                   Слайд № 8

                    1.Запись цифры 7.

                     2.Место на числовом отрезке.

                                         3.Сравнение чисел.

                            4.Состав числа.

                              5.Я могу. Я умею.        

- Что мы сделали?

        

Учитель рассказывает историю  числа 7.

Открывает план действий.

Ответы детей.

Нет числа 7.

Ответы детей:

- 7 дней недели;

- 7 цветов радуги;

- 7 музыкальных нот.

Сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Цветик – семицветик» и др.

Будем изучать (исследовать) число 7.

-работать над сказкой на уроке математики мы не будем.

Ответы детей.

- Мы составили план действий.

Регулятивные:

формировать учебную проблему совместно с учителем.

Прогнозировать предстоящую работу – составлять план действий.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы учителя; извлекать нужную информацию.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке.

4. «открытие» детьми нового знания.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Отправляемся в путешествие по первой дорожке (задача: собрать баранки для Жени).

Задание 1:

А) 2 баранки с тмином для папы,

     2 баранки с маком для мамы,

      2 баранки с сахаром для себя.

      1 баранку для братика.

Сколько всего баранок купила Женя?

Б) Письмо цифры 7.                       Слайд № 9

- Что это за цифра?

- А если бы 7 ожила, какие бы вопросы она нам задала?

- Пропишем цифру 7 в воздухе; на ладошке.

- Я буду писать на доске, а вы в тетрадях на печатной основе (посадка при письме).

        

- Объясните закономерность  написания числа 7.

(на доске появляется лепесток).        

- Цифру 7, которая получилась у вас лучше всех, обведите в кружочек.

- Где пригодятся нам эти знания?

Отправляемся в путешествие по второй дорожке (за маминой любимой вазочкой).

Задание 2:                                           Слайд № 10

- Найдите число 7 на числовом отрезке.

  0        1       2         3       4        5       6        7

- Где стоит?

- Какое число ему предшествует?

- Какое число следует за ним? Кто знает?

- А эти знания где нам пригодятся?

- Вот и нашли 2 лепесток.

Отправляемся в путешествие по третьей дорожке (на северный полюс).

Задание 3:        Слайд № 11

Сравни числа:

7и  4,   3 и 7,   7 и 7,   7 и 1,  4 и  7,   7 и  6

- А людей сравнивать можно? Почему?

Физкультминутка:                              

Раз – подняться, потянуться,              Слайд № 12

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Отправляемся в путешествие по четвертой дорожке (в магазин игрушек).

Задание 4 (работа в парах):        Слайд № 13

- Состав числа 7.

- У вас на партах лежат цветочки и 2 вазы. Отсчитайте ровно 7. Разложите их в 2 вазы.

- Сколько цветочков у вас в каждой вазе?

(На доске домик).

- Ой, ребята! Что я вижу. На нашей дорожке домик.  Он вот – вот развалится. Поможем построить крепкий домик?

     1

     6

     2

     5

     3

     4

     4

     3

     5

     2

     6

     1

- Проверка знаний: 1 ученик у доски называет состав числа 7, а дети хлопают в ладоши, если правильно.

-А зачем нам нужен состав числа?

- Я считаю до 7. А вы убираете цветы и вазы.

- А у нас появился еще один лепесток.

Читает задачу в стихах.

Показывает письмо цифры 7 и сопровождает стихами:

« Чтоб семёрку написать, уголок рисуй опять,

сверху вниз от уголка линию ведёт рука.

до конца её тяни,

посредине прочеркни.

эту цифру - цифру 7 -

написать легко совсем».

сказки онлайн бесплатно, цветик семицветик смотреть, цветик семицветик онлайн,

Учитель  открывает слайд.

http://skazki-chudu.ru/Semicvetik/Cvetik_18.jpg

Учитель  открывает слайд.

http://skazki-chudu.ru/Semicvetik/Cvetik_16.jpg

Делает вместе с детьми.

На доске домик (состав числа 7). Учитель открывает одну карточку с числом, другое число дети называют сами.

Открывает слайд.

Состав числа 7.

Цветик-семицветик лепесток

- Наши ножки бегут по дорожке (движение ногами).

Читают стих.:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Считают.

Ответы детей: цифра 7.

- На что я похожа?

- Где встречаюсь в жизни?

Посадка при письме:

«Сядем прямо,

Прямо спину

И начнем писать красиво».

Письмо цифры 7 в тетрадях на печатной основе (стр.21), а 2 ученика прописывают на доске.

- дети обводят 7 в кружочек.

- Ответы детей.

Наши ножки бегут по дорожке. Читают стихотворение.

- После 6, на седьмом месте.

- 6

- 8

- ответы детей.

Наши ножки бегут по дорожке. Читают стихотворение.

Показывают на пальчиках.

- Нет.  Мы все разные.

- делают физкультминутку

Наши ножки бегут по дорожке. Читают стихотворение.

Раскладывают цветы в вазы.

Ответы детей.

- Да!

Называют состав числа 7, используя цветочки.

- 1 ученик у доски называет состав числа 7, а дети хлопают в ладоши, если правильно.

- ответы детей.

- Приводят в порядок свое рабочее место.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, вычитывать все виды текстовой информации.

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник.

Познавательные:

Сравнивать числа, находить общее и различие.

Коммуникативные:

Уметь работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог. Уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные:

Классифицировать предметы.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Оценивать себя и своих товарищей.

Организовывать свое рабочее место.

5.Первичное закрепление.

Усвоение нового способа действий.

- Проблема.  Работа с учебником. На пути нашего путешествия появляется волшебный поезд. Решение примеров с окошками.

Слайд № 14

Учитель следит за  работой.

Открывает слайд.

Цветик-семицветик лепесток

Решение примеров на стр. 54 учебника.

2 ученика решают на доске.

Самопроверка.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные:

Самостоятельно оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Хотите проверить, чему научились?

Отправляемся в путешествие по пятой дорожке («Здоровье дороже всего»).

Задание 5:                                                  Слайд № 15

Самостоятельное решение примеров на листочках  с самопроверкой по эталону.

(кто сколько решит за 1 минуту).

4+2=6            4-3=1           7-3=4         5-1-2=2

6-3=3             2+2=4          7-1=6         1+2+2=5

3+1=4             5+2=7         5-3=2          3+4-1=6

Открывает слайд.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/kataev/cvetik_7cvetik/0008.jpg

Наши ножки бегут по дорожке. Читают стихотворение.

Самостоятельно решают примеры, сверяют с эталоном, находят ошибки и исправляют зеленой ручкой (верно +, неверно -).

Регулятивные:

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать выполнение задания.

Познавательные:

Включаться в систему знаний при повторении.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного.

Путешествие по пятой дорожке продолжается.

Задание 6. Решение задачи.        Слайд № 16

Составьте задачу по картинке учебника на стр. 54.

(Рыбак на озере поймал 7 рыбок. Одну рыбку утащил кот Васька. Сколько рыбок у него осталось?).

Открывает слайд.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/kataev/cvetik_semicvetik/tmp_05.jpg

Наши ножки бегут по дорожке. Читают стихотворение.

Дети составляют задачу.

Регулятивные:

оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос.

Познавательные:

Включаться в систему знаний при повторении.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

- Выполнили мы план наших действий?

- Повторите план.

- Какую тайну математики открыли?

- Чему научились?

- Всем ли было легко?

- Какие трудности испытывали?

- Отыскали ли мы с вами цветик – семицветик, путешествуя по дорожкам?

- У вас на столах тоже лежат цветики, но серединка у них пустая. Оцените свою работу на уроке.                                                 Слайд № 17

Нарисуйте смайлики:

Зеленый – было

интересно;

желтый – было

трудно;

 красный – надо        

поработать.

- Прикрепите свои цветочки на доску.

- На небе появилась радуга. Почему?

- Возьмите цветные карандаши. Я буду задавать вопросы, а вы будете отсчитывать карандаши (берем цвета радуги).

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?        Слайд № 18

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

- Сколько цветов у радуги?

- А в руке сколько карандашей?

- Все вы знаете о числе 7?

- А это вы знаете (77, 777, 0,7)?

- Спасибо за работу.        Слайд № 19

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.21detsad.izhev.ru/raduga.jpg&mb=imgdb_preview_1439

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//school22.my1.ru/_nw/6/78939646.jpg&mb=imgdb_preview_1863

Значит, знаете о цифре 7 на пять.

-Да!

Дети повторяют план действий.

 Ответы детей:

Самооценка своей работы.

Хорошо поработали.

- 7

- 5

- Нет.

- Ответы детей (да, нет).

Регулятивные:

Осуществлять самоанализ. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные:

Оформлять  свои мысли в устной форме.


Примечание.

Анализ достигнутых результатов проводится на основе диагностической карты результатов УУД.                        Приложение № 2.  Приложение № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Число и цифра 7. Состав числа 7.»

Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

Конспект занятия Число и цифра 4. Состав числа.

Тема : Число и цифра 4. Состав числа.Цель:·        Дидактическая: познакомить учащихся с числом и цифрой 4; формировать умение сравнивать числа от 1 до 4, соотносить...

Конспект урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." 1 класс

Конспект урока в 1 классе "Число и  цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." Программа "Перспектива"....

Конспект урока: "Число 9,цифра 9,состав числа 9".

Конспект открытого урока по математике для 2 класса по теме: "Число 9,цифра 9,состав числа 9"....