Математика, 2 класс, урок открытия новых знаний по ФГОС "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Теребенина Оксана Николаевна

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд" разработан для 2 класса. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Урок построен с использованием компьютерных технологий, позволяющих младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять новые знания и умения на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теребенина Оксана Николаевна

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ лицей №2

г. Бугульма Республики Татарстан

Урок математики, 2 класс

Программа: «Школа России».

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для ознакомления с общим приёмом сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

Методы: поисковый, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – научиться складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд.

Личностные универсальные учебные действия - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие логического мышления.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • Регулятивные – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
  • Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Cамоопределение к деятельности.

- Математика – наука серьезная и точная, поэтому на уроке вы будете много думать и анализировать. Сегодня мы отправляемся в страну двузначных чисел.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. - Найдите закономерность и заполните пустые клетки таблицы.

- Какая закономерность в этом задании?

           

2. - Запишите числа с помощью цифр:

1дес.9ед.; 2дес.8ед.; 3дес.7ед.; 4дес.6ед.; 5дес.5ед.

- Какие числа записали?

- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел.

- Какие числа записали? (64, 73, 82, 91)

- Какая здесь закономерность?

- Сколько десятков и единиц в этих числах? (6дес.4ед.; 7дес.3ед.; 8дес.2ед.; 9дес.1ед.)

Продолжают закономерность:

В строчках фигура не изменяется, а количество палочек увеличивается на1. В столбиках изменяется фигура, а количество палочек сохраняется.

Записывают числа в тетрадь.

Проверяют: 19, 28, 37, 46, 55.

Находят закономерность:

Число десятков увеличивается на 1, а число единиц уменьшается на 1.

Продолжают логический ряд: 64, 73, 82, 91

Отвечают на вопрос.

Р – находят способ решения учебной задачи
и выполняют учебные действия в устной
и письменной форме.

К – обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении

Постановка учебной задачи.

- Вставьте пропущенные числа.  

90 + 2 = …

3 + 80 = …

… + 4 = 74

60 + … = 65

… + … = 56

- Найдите в ответах примеров закономерность.

- Какое равенство продолжит закономерность? (40 + 7 = 47 или

7 + 40 = 47)

- А продолжит эту закономерность выражение 26 + 12?

- А если найти результат?

Вставляют пропущенные числа.

Находят закономерность: Число десятков уменьшается на 1, а число единиц увеличивается на 1.

Составляют примеры, используя закономерность:

 40 + 7 = 47 или

7 + 40 = 47

Отвечают на вопрос:

Нет. Выражение состоит не из разрядных слагаемых

С таким вычислительным приемом не сталкивались

П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; исполь-зуют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим графическую модель выражения.

- Как складываем двузначные числа, сделаем вывод.

- Пользуясь правилом, решите примеры, разделив их на 2 группы: 1 группа – с ответом 68, 2 группа – с ответом 89.

41 + 27         26 + 42         13 + 55          34 + 34

45 + 44         78 + 18         26 + 63          52 + 37

- Так продолжит закономерность равенство с результатом 38?

Составляют графическую модель выражения в парах:

В числе 26 – 2 десятка, берем 2 треугольника.   И 6 единиц,  берем 6 точек. Складываем одинаковые фигуры: треугольники с треугольниками, т.е. десятки с десятками 2 дес. + 1 дес. = 3 дес. Точки складываем с точками, т.е. единицы с единицами 6ед. + 2 ед. = 8 ед. Получили число 38.

Делают вывод: 

Чтобы сложить двузначные числа, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.

Отвечают на поставленный вопрос.

Решают примеры на интерактивной доске.

Высказывают свои предположения.

П – фиксируют мате-матические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи-
ческой форме (на мо-делях); проводят не-сложные обобщения
и используют матема- тические знания в расширенной области применения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Постановка учебной задачи.

- А можно ли в нашу закономерность записать выражение 35 – 12?

- А если найти результат?

Отвечают на вопрос: 

Нет. Все выражения на сложение, а это на вычитание.

С таким вычислительным приемом не сталкивались.

П – осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификацию.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим графическую модель выражения.

- Как вычитаем двузначные числа, сделайте вывод.

Составляют графическую модель выражения в парах:

В числе 35 – 3 десятка, берем 3 треугольника. И 5 единиц, берем 5 точек. В числе 12 – 1 десяток, берем 1 треугольник. И 2 единицы, берем 2 точки. Вычитаем треугольники из треугольников, т.е. десятки из десятков 3 дес. – 1 дес. = 2 дес., вычитаем точки из точек, т.е. единицы из единиц 5 ед. – 2 ед. = 3 ед. Получаем число 23.

Делают вывод:

Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.

П – фиксируют мате-матические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи-
ческой форме (на мо-делях); проводят не-сложные обобщения
и используют матема- тические знания в расширенной области применения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы.

Первичное закрепление.

- Пользуясь выведенным правилом распределите примеры на 2 группы: 1 группа – решены правильно, 2 группа – решены неправильно.

42 – 11 = 31             58 – 32 = 23           99 – 77 = 11

67 – 15 = 42             96 – 25 = 71           79 – 45 = 34

84 – 63 = 22             35 – 24 = 21

Распределяют примеры на 2 группы, работая с интерактивной доской.

К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование.

Самостоятельная работа (работа в карточках)

- Соедините ответы с примерами.

- Расположите ответы в порядке возрастания, составьте ключевое слово.

Выполняют самостоятельную работу, располагают ответы в порядке возрастания и получают ключевое слово «Молодцы».

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию
при возникновении затруднений.

Рефлексия.

     - Наш урок подходит к концу.

     -Что нового вы узнали?

     -Чем запомнился сегодняшний урок?

  Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке

img3.JPG (1957 bytes)

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Домашнее задание.

- Составить и решить по выражению задачу:

1 вариант – 24 + 13

2 вариант – 47 – 24

Оценивают работу на уроке, используя таблицу.

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"

Тема урока «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд».Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, организовать поиск решения проблемы, закрепить новый материал, повторить г...

Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Цели: -повторить состав чисел второго десятка;         -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...

Урок математики по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по теме: Применение сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд в различных ситуациях 2 класс. По новым ФГОС

Урок математикипо системе развивающего обученияЛ.В. Занковапо теме:Применение сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд в различных ситуациях2  класс...

урок математики во 2 классе. Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». УМК «Школа 2100».

ФГОС предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Учитель в  преподавании должен выходить за рамки своего предмета, стремиться к развит...

Урок математики во 2 классе (Л.Г.Петерсон) "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

Урок по Образовательной системе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС....

Урок математики во 2 классе Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.

Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.Тип урока: открытие нового знания   Основные цели:1) Сформировать умение использовать письменный приём вычитания двузна...

Проект урока по математике по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 2 класс УМК " Планета знаний".

Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»Учебный предмет - математика...