Сценарий урока по математике в 3 классе "Деление суммы на число"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок: Математика.

Тема: Деление суммы на число.

Цель: Создание условий для первичного осознания нового материала, осмысливание связей  отношений в объектах изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy-_matematika.docx145.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий урока по математике

в 3 Г классе

Берко О.А.

МБОУ Лицей № 15

Заводского района

г. Саратова

Урок: Математика.

Тема: Деление суммы на число.

Цель: Создание условий для первичного осознания нового материала, осмысливание связей  отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

личностный результат:

•        самоопределение (мотивация учения)

•        смыслообразование (ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?)

предметный результат: : вывести правило деления суммы на число, подвести учащихся к умению делить двузначное число на однозначное двумя способами, знать название компонентов различных действий

метапредметный результат:

- формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • целеполагание (постановка учебной задачи)
  • планирование (составление плана и последовательности действий)
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив)
  • оценка (осознание качества и уровня усвоения)

- формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • планирование  и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • общеучебные универсальные действия-самостоятельное выделение познавательной цели
  • поиск и выделение информации
  • логические универсальные действия- построение логической цепи рассуждений
  • самостоятельное создание способов решения проблем паоискового характера

Методы обучения: деятельностный подход в обучении, элементы методики развития критического мышления

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Средства обучения: учебник «Математика»,  карточки  с заданиями на партах учащихся, презентация, материал для работы у доски, набор карточек-ключей , листочки с «лесенкой успеха», 6 шляп для рефлексии.

Ход урока

1. Организация начала урока -

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

- Запишите число, классная работа  

2. Подготовка к усвоению нового. Актуализация знаний

- Поговорим о компьютерных играх. Многие из них построены по принципу прохождения уровней, зарабатывания бонусов. Я предлагаю вам такую же игру. На каждом определенном уровне вам необходимо справиться с задачей Быстро, правильно ее решить. Это может быть пример, или задача или иное задание. Вместо бонусов вы получите ключи. А вот какую дверь мы с вами откроем - узнаете позже.

1 уровень «Задания от Марио»

-Посмотрите на этот ряд чисел.  

( на доске записан следующий ряд чисел: 21,27,34,42,51…)

Как вы думаете, какое задание  нам надо выполнить на этом уровне?

(Фронтальное выполнение задания в тетрадях)

Учащиеся могут назвать следующие задания:

  • найти лишнее число и объяснить свой выбор
  • найти закономерность и продолжить  ряд чисел (61,72,84)+10  +11  +12
  • разделить числа на группы и объяснить, по какому принципу произведено деление

Числа, которые можно разложить на множители в пределах таблицы умножения (21,27,42,72) и которые нельзя разложить на множители (34,51,61, 84)

(За активность, скорость и правильность выполнения дети получают «бонусы»- ключики).

2 уровень: «Задание от Человека- паука»

-Посмотрите на -задания этого уровня и скажите,

 -что общего в этих заданиях?

-Чем они различаются?

 Соедини пары выражений.(устно)
 (30 + 2) ∙ 4                       (40 + 8) ∙ 2
 (21 + 34) ∙ 2                      30 ∙ 4 + 2 ∙ 4
  40 ∙ 2 + 8 ∙ 2                      21 ∙ 2 + 34 ∙ 2
Решите примеры (письменно)
            (20+5) ∙ 4                            
            (40+2) ∙ 2

             (30+9) ∙ 3    

  Решите примеры (письменно)

23 ∙ 4

15 ∙ 6

5 ∙ 14

-Какое задание для вас самое легкое, простое?

-Какое задание самое сложное? трудное?

 -С какого задания вы начнете решать?

-Выполните задания. Не забывайте, о правильности, быстроте и аккуратности.

(После выполнения)

Проверьте  с соседом по парте, как вы выполнили задания?

-Как вы справились с заданием?

- Были ли затруднения?

-Какие знания математики вам пригодились при выполнении заданий этого уровня?

-Расскажите о правиле умножения суммы на число.  

Правило- Умножение суммы на число: чтобы умножить сумму на число, надо умножить на это число каждое слагаемое  и полученные произведения сложить

Дети, правильно выполнившие задание получают «Бонусы»- ключи

-Для чего нам необходимо знать это правило?

В решении каких примеров оно нам помогает?

 Определите основные  составляющие. Что необходимо помнить при   умножении двузначного числа на однозначное

Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Беседа об алгоритме правила (Флеш-боун -«Рыбий скелет») 

4 Фиксация затруднений  Постановка проблемы

-А какие еще правила вы знаете, которые необходимы для решения выражений?

Выполните по вариантам задание, которое предлагает Маша и медведь Расскажите друг другу, какие правила вы использовали при решении примеров на этом уровне.

(Учащиеся наталкиваются на примеры, которые раньше не решали)

-Что вас озадачило?

-Что вы не знаете?

- Как вы думаете, надо будет решать данные примеры? Почему вы так думаете?

Что нам предстоит узнать и чему научиться?

назовем тему нашего урока.

«УМНОЖЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО» 

 Физ.минутка  № 1 (для снятия напряжения глаз)

5.   Поиск способов разрешения проблемы

- Посмотрите на выражения: 

(6 + 20) + 2 =

(6 + 20) – 2 =

(6 + 20) * 2 =

(6 + 20) : 2 =

- Кто что заметил? -Что общего?

 Правильно, в каждом выражении есть суммы чисел

-Чем отличаются эти выражения?

- Прочитайте выражение.

- А как вы думаете, значение этих выражений будет одинаковым?

Самостоятельная работа в тетрадях:

Проверка: Назовите значения данных выражений?

Почему разные результаты?

-Можете ли вы решить данные примеры иным способом?

Покажите на карточках цветах выше решение

 (Работа над выражением: (6 + 20): 2) 

 ( На карточках с рисунками цветов)

Все цветы складываются в одну коробку и далее раскладываются на 2 полоски.

На доске записывается решение. 

-А есть ли другой способ решения этого выражения?

Делятся отдельно ромашки и маки на 2 группы. 6 : 2 + 20: 2 

-Почему решение разное, а ответы одинаковы?

-Можем ли мы поставить знак равенства между этими двумя выражениями?

- Какой вывод мы можем сделать?

-На какое правило похоже наша новое правило?

- Как разделить сумму на число?

Формулируется правило “Деление суммы на число”

Возвращаемся к решению примера, который вызвал затруднение.

А теперь вы смогли бы записать решение данного выражения? ( 48:2) 

 -А как найти значение другого выражения? 84:7

-Почему этот при мер не удается решить как предыдущий?

-Что их объединяет?

-В чем разница?

Как вы думаете надо решать этот пример?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         -Хотите проверить свои предположения?

5. Первичное закрепление 

Учебник  стр. 105 № 331

54:9                     63:7                       42:7

(36+18):9           (49+14):7              (21+21):7

36:9+18:9           49:7+14:7             21:7+21:7

- Посмотрите на столбики выражений. По какому принципу они составлены?

- Как это взаимосвязано с темой нашего урока?

- Запишите, используя это же правило еще 2 столбика для следующих выражений

36:4                48:6

-Объединитесь по 4 человека и запишите решение, использую разные числа, разные слагаемые

- Как бы вы назвали этот наш уровень? Почему?

- Какое правило вы использовали?

-Теперь вы бы смогли решить наш пример?(84:7) 

- Миша, персонаж нашего учебника записал  вот такие слагаемые: 30+4 и 40+ 8

-Согласны вы с его записью?

-Если нет, то , почему?

Какой можно сделать вывод?

-Миша выполнил еще одно задание: № 334.

По какому признаку Миша разделил выражения на две группы?

Вы берете любой столбик и решите его.

Что вы заметили?

Когда лучше применять 1 способ? А когда второй? От чего это зависит?

-На что мы должны обращать внимание?

 

Физ. минутка № 2 (двигательная)

4 уровень: «Две бабочки»

-Посмотрите на эти выражения. Какое задание вы бы предложили?

(36+6): 6
(34+8):6
(10+32):6
(24+18):6
(30+12): 6
(28+14):6

Если учащиеся будут затрудняться, учитель задает наводящие вопросы:

-Что общего в этих выражениях

-Чем они отличаются?

-Можно ли их разложить на 2 столбика? По какому принципу?

1 способ (слагаемые делятся на делитель)

(36+6): 6

(24+18):6

(30+12):6

2 способ ( можно разделить только сумму)

(34+8):6

(10+32):6

(28+14):6

Вывешивается чистая опорная схема (учащиеся дополняют ее надписями)

-Что нового узнали?

-Какие два способа деления суммы на число вы открыли?

Для чего нам необходимо знать правило деления суммы на число? Для решения каких выражений (деление двузначного числа на однозначное.)

-Давайте посмотрим на «ёлочку» и определим главные моменты. (Слайд 24)

Составим алгоритм действий:

Как разделить двузначное число на однозначное?

1. Посмотреть на что? (Десятки и единицы)

2. Для чего? Если делится на число, то представляем в виде разрядных слагаемых, если нет, то в виде удобных слагаемых из таблицы умножения).

3. Делю каждое слагаемое.

4. Складываю результаты.

Физ минутка (двигательная) № 2

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-Предлагаю вам проверить  свои знания

-Даны 3 варианта заданий.

-Как надо выполнять первое задание?

1 уровень  

72:6=(…+…):6=
84:7=(…+…):7=
52:4=(…+…):4=

-Как вы будете находить слагаемые?

-На что обратите внимание при выполнении второго задания?

2 уровень

(...+...):5=8+6

(...+...):9=9+5

(...+...):3=8+5

 

-Как вы будете рассуждать, чтобы решить 3 задание?

3 уровень: 

Какие суммы делятся на 4

(составь с этими суммами выражение и реши)

24+4          20+8        16+12

24+5          20+9          23+5

16+15              20+72         6+32

19+9         15+13            21+7

-Решите в тетради задание по выбору

(По окончании работы самопроверка по эталону)

- Как вы справились с заданием?

-Кто доволен своей работой?

-Кто считает, что может работать лучше? 

Задача 2. Творческого характера

-Вот 2 сорта конфет. Сколько бы вы взяли каждого сорта конфет для своих друзей? ( У доски 2 человека делят конфеты для своих друзей)

http://festival.1september.ru/articles/561125/img9.jpg

Итог: Каждое слагаемое должно делиться на число друзей.

-Оцените свою работу при помощи трех лесенок: правильность выполнения задания, аккуратность и быстрота (двое детей оценивают себя у доски)

7. Итог урока 

-Как называется тема нашего урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какое правило использовали при делении двузначного числа на однозначное?

(на доске) дополнить слово

Число двузначное

Делю на однозначное

Обращаю внимание

Сначала на десятки

Затем на единицы

Правило применю

Удобным способом разделю

-Наш урок подошел к концу.

-Сколько ключей вы собрали!

Как вы думаете, для чего вам необходимы эти ключи?

Правильно, они открывают дорогу в страну знаний

-А теперь я попрошу вас воспользоваться 6 шляпами и дать оценку своей работы на уроке

Рефлексия : используется  приём «Шесть шляп»
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты.
Желтая шляпа - Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. 
Черная шляпа - Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. 
Красная шляпа - Это – эмоциональная шляпа. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. 
Зеленая шляпа - Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» 
Синяя шляпа - Это – философская, обобщающая шляпа. Здесь следует  обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели. За синей шляпой– последнее слово.

8. Домашнее задание:

3.* составить 6 примеров на деление двузначного числа на число 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике в 1 классе "Вычитание числа из суммы"

Технологическая карта урока по математике в 1 классе "Вычитание числа из суммы"...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема. Прибавление числа к сумме.

Конспект урока для 3 класс по математике по программе "Перспектива". Тема. Прибавление числа к сумме....

Конспект урока по математике " Связь между суммой и слагаемыми"

Конспект урока по математике " Связь между суммой и слагаемыми"...