Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Входящая рефлексия. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, сообщает о том, что будет работа в группах.
- Вспомните, какими правилами мы пользуемся при работе в группе? Девиз урока: «Помогаем друг другу сделать шаг успеху» (слад №1)
| Рассаживаются по группам. (2 группы по 5 человек – 5 класс, 1 группа 7 человек – 4 класс). Настраиваются на работу, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Слушать внимательно, говорит только один, говорит по существу, уважай говорящего.
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| - А начнём наш урок с просмотра фрагмента из мультипликационного фильма, после чего вы скажите: - Какие величины (понятия), связанные с математикой встретились в данном фрагменте? (слад №2)
Показ фрагмента мультфильма по правилам дорожного движения.
Обсуждение фрагмента: Дописать вопросы - Какую задачу надо было решить персонажу? - Как называются такие задачи? - Через какое время герой мультфильма будет во дворце Грамматики? - Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке ? (Задачи на движение) (слад №3) - Определите цели урока. (Повторить решение задач на движение) (слад №4) Вывод: - Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении математических задач на движение.
|
- Просматривают фрагмент, отвечают на вопрос. Дописать ответы
Вместе с учителем определяют тему и цели урока.
|
3. Актуализация знаний, пробного учебного действия. | - Какие виды движения вы знаете? (Движение в одном направлении; движение в разные стороны; движение навстречу друг другу) (Вывешиваются на доске) - Чем похожи задачи всех этих видов движения? (Величинами: скорость, время, расстояние.) - В чём их различие? (Условие, решение) | Называют виды движения задач, устанавливают их сходство и различие.
|
4. Восприятие, осмысление, закрепление учебного материала. | Следующие этапы нашего урока –этапы «Блиц-турнира»
1.Этап блиц-турнира «Ящики с утверждениями». (слад №5) - У вас на столах 4 конверта, возьмите конверт №1. В нём лежат «полоски» бумаги с данными в задаче характеристиками движения. А также на столах стоят «ящики» с утверждениями, на которых указаны виды движения задач. Прочитайте: «Ящики»: 1. (зеленый) Движение «навстречу друг другу»; 2. (желтый) Движение «в одном направлении»; 3. (красный) Движение «в противоположных направлениях»; 4. «Мусорный ящик».
- Ваша задача разложить по ящикам следующие утверждения относительно их движения. Обратите внимание: -некоторые сразу в несколько ящиков, - а некоторые попадут в мусорный ящик.
Проверка: - Возьмите ящик с утверждением «Движение «навстречу друг другу»», проверьте, карточки с какими номерами вы сюда опустили (слад №6)
(На слайде «ящики», в которые перемещаются карточки)
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 4 | 1,3 | 1,2 | 2,3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1,2 |
- Какая группа допустила ошибку? - На какой вид движения была допущена вами ошибка?
| Учащиеся читают «полоски» бумаги с данными в задаче характеристиками движения, после обсуждения в группах полоска опускается в ящик. В каждой группе по ------------ утверждений. - Произведение скоростей пешеходов определяет быстроту их сближения;
- Сумма скоростей одного и другого пешехода определяет быстроту изменения расстояния между ними;
- Расстояние между пешеходами сокращается;
- Расстояние между пешеходами увеличивается;
- Если скорости пешеходов одинаковые, то они встретятся посередине между пунктами А и В;
- Пешеход, идущий сзади, всегда догонит того, кто идет впереди;
- Время, прошедшее до встречи, зависит от суммы скоростей пешеходов;
- Время, прошедшее до встречи, зависит от разности скоростей пешеходов;
- Время, прошедшее до встречи, зависит от расстояния между пунктами А и В;
Проверяют, объясняют, в чём ошибка.
|
| 2. Этап блиц-турнира «Соотнесение задачи со схемой» (слад №7)
У каждой группы на столе конверты№2. В нём лежат карточки с текстом задачи и заданием каждой группе (у каждой группы своя задача и своё задание к ней)
1.Велосипедист, скорость которого 12км/ч, и пешеход, скорость которого 4 км/ч, движутся навстречу друг другу. Первоначальное расстояние между ними 16 км. Через сколько часов произойдет встреча? Соотнесите задачу с подходящей схемой, объясните свой выбор и запишите решение с помощью числового выражения. 2. Велосипедист, скорость которого 12км/ч, и пешеход, скорость которого 4 км/ч, вышли одновременно из одного пункта в одном и том же направлении. Через сколько часов расстояние между ними будет 16 км? Соотнесите задачу с подходящей схемой, объясните свой выбор и запишите решение с помощью буквенного выражения и числового выражения, если скорость велосипедиста - vв, скорость пешехода – vп, путь – S, время – t.
3. Велосипедист, скорость которого 12км/ч, и пешеход, скорость которого 4 км/ч, начали двигаться одновременно из одного и того же пункта в разных направлениях. Через какое время расстояние между ними будет 16 км? Соотнесите задачу с подходящей схемой, объясните свой выбор и запишите решение с помощью буквенного выражения и числового выражения, если скорость велосипедиста - vв, скорость пешехода – vп, путь – S, время – t.
- Прочитайте её. - Какого вида эта задача? (задача на движение) - Какие ключевые слова позволяют установить, что перед вами задача на движение? (скорость, время, расстояние)
- А также в конверте у каждой группы находится по 4 одинаковые схемы.
- Поставьте в соответствие задачу со схемой и запишите решение.
Проверка: - Один ученик из каждой группы объясняет подбор схемы у доски. (слад №8) (слад№9) (слад №10) - Почему вы выбрали данную схему?
Вывод: - Когда время, прошедшее до встречи зависит от суммы скоростей пешеходов? (при движении в противоположные стороны и навстречу друг другу) - Когда время, прошедшее до встречи зависит от разности скоростей пешеходов? (при движении в одном направлении)
- Каждая группа опустите текст «своей задачи» в нужный «Ящик с утверждениями». Проверка.
***Одна схема останется невостребованной. Дополнительное задание (если останется время в конце урока): придумать условие для данной задачи и решить ее.
|
Учащиеся читают тексты задач и задание.
Учащиеся знакомятся со схемами.
Каждая команда выбирает соответствующую схему и записывает свой вариант решения. 4 класс записывает решение с помощью буквенного выражения, а 5 класс составляет буквенное выражение и числовое выражение.
На слайдах тексты задач, учащийся у доски говорит номер соответствующей схемы, нажимаем кнопку схемы и проверяем на самом ли деле, это она:
12 км/ч?ч 4 км/ч
|
5. Закрепление знаний и способов действий. Коррекции знаний. Формирование открытых познавательных позиций.
| - А сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. - У вас на столах лежат конверты №3, в них дан текст задачи (у всех групп одинаковая задача). Два поезда вышли навстречу друг другу одновременно из двух городов, расстояние между которыми 1260 км, и встретились через 7 часов после выхода. Скорость одного из них - 80 км/ч. Найдите скорость другого поезда.
- Также здесь находятся карточки с «Древом решений» (они различны) - На «Древе решений» вы видите опорные блоки, соответствующие тексту задачи.
Каждая группа по данному «древу» должна воспроизвести ход решения задачи, т.е. установить соответствие между вопросами при помощи стрелок и решить задачу тем способом, который указан на карточке. - А также определить главную идею решения задачи.
Проверка: Каждая группа «по цепочке» и по слайду объясняет ход решения задачи.
(слад №11) (слад №12) (слад №13)
Вопрос 1группе: - Данный способ решения можно назвать рациональным?
- А какова идея решения по данному «древу»? (2 и 3групп)
Дальнейшее обсуждение задачи: - Что в этом движении у участников движения может быть разным? Одинаковым?
- А что одинаковым будет обязательно?
- Ответьте, что произойдет, если: А) слово «через 7 часов» заменили словами «через 2 часа»? (изменились данные в условии и в решении задачи, а также ответ)
Б) в тексте слово «одновременно» отсутствует? (Задача не имеет решения)
В) слово «одновременно» заменили словами «причем второй поезд вышел на 2 часа позже первого» (изменится ход решения) - Как изменится ход решения?
Проверка на слайдах:
(слад №14) (слад №15) (слад №16)
| Обсуждают задание, устанавливают соответствие между вопросами при помощи стрелок и решают задачу тем способом, который указан на карточке, определяют главную идею решения задачи. 1группа – по действиям 2группа – уравнением 3группа – уравнением
|
Главная идея 1 группы – Зная расстояние и время, затраченное на его прохождение, можно найти скорость поезда.
Главная идея 2 и 3 групп – Зная скорость сближения поездов и одну из скоростей, можно найти другую скорость.
Фантазии на данную тему – дети решили отдохнуть: - Расстояния разные! - И одинаковые могут быть! - Скорости разные, а могут быть и одинаковые! - Машинисты разные! - Возраст машинистов может быть разный! И одинаковый! - Количество вагонов разное! - Цвет поездов!
- Время до встречи (одновременно) |
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | - Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока (повторить решение задач на движение). - Как вы считаете, мы её достигли? - На какие ещё вопросы мы ответили?
* виды задач на движение; * что общего у них и в чём различие; * способы решения
- Что нам помогло в уроке? (скорость мыслей, а также умение ценить время и работать дружно) Сегодняшний урок лишь малая часть того большого пути, движения в изучении математики, который вы пройдёте в своей жизни - Поможет ли опыт, который вы приобрели на уроке в дальнейшим при решении жизненных ситуаций? (на дорогах) Рефлексия. Кто может сказать: - Я остался доволен своей работой на уроке? - Кого бы вы из ребят, работающих с вами в одной группе, хотели поблагодарить, похвалить за сегодняшний урок?
| Учащиеся обобщают цели урока, делают выводы.
Учащиеся хвалят своих товарищей, аргументируя свой выбор. |
7. Домашнее задание | Задание на карточках (по выбору): (слад №17) 1)По учебнику для 4класса № ; для 5класса № . 2) К схеме, оставшейся невостребованной, придумать условие задачи и решить её. 3)Изменить условие задачи из этапа «Древо решений» и решить её.
| Получают карточки с заданием. |