Конспект урока по математике на тему: "Решение задач на движение".4 класс.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Напалкина Виктория Валерьевна

Тема урока: Решение задач на движение                                          

Тип урока: урок закрепления знаний и умений

Используемые педагогические технологии: системно-деятельностный  подход; технология сотрудничества.

Оборудование:

 Цели:

- Формировать  умения решать задачи на движение разного вида.

- Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

- расширить знания учащихся о разных способах решения задач на движение;

- обобщить и систематизировать знания о типах задач на движение, методах их решения.

 Развивающие задачи:

-  развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

-  обогащать и активизировать словарный запас.
 

 Воспитательные задачи:

-  содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

-  воспитывать положительное отношение к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matem.docx358.86 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:

учитель начальных классов

МОУ Лицея № 11

Напалкина Виктория Валерьевна

Технологическая карта урока математики

Предмет:  математика            

Класс: 4

Учебник: Математика 4 класс

Тема урока: Решение задач на движение                                          

Тип урока: урок закрепления знаний и умений

Используемые педагогические технологии: системно-деятельностный  подход; технология сотрудничества.

Оборудование:

 Цели:

- Формировать  умения решать задачи на движение разного вида.

- Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

- расширить знания учащихся о разных способах решения задач на движение;

- обобщить и систематизировать знания о типах задач на движение, методах их решения.

 Развивающие задачи:

-  развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

-  обогащать и активизировать словарный запас.

 Воспитательные задачи:

-  содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

-  воспитывать положительное отношение к изучению предмета.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД

- Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности.

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:  новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

-уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие скорость, движение;

- уметь решать основные типы задач на нахождение скорости предметов.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

Входящая рефлексия.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку,

сообщает о том, что будет работа в группах.

  - Вспомните, какими правилами мы пользуемся при работе в группе?

Девиз урока: «Помогаем друг другу сделать шаг успеху»       (слад №1)

Рассаживаются по группам. (2 группы по 5 человек – 5 класс, 1 группа  

 7 человек – 4 класс).

Настраиваются на работу, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

 - Слушать внимательно, говорит только один, говорит по существу, уважай говорящего.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- А начнём наш урок с просмотра фрагмента из мультипликационного фильма, после чего вы скажите:

- Какие величины (понятия), связанные с математикой встретились в данном фрагменте?      (слад №2)

Показ фрагмента мультфильма по правилам дорожного движения.

Обсуждение фрагмента:

Дописать вопросы

  - Какую задачу надо было решить персонажу?

 - Как называются такие задачи?

 - Через какое время герой мультфильма будет во дворце Грамматики?

 - Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке ? (Задачи на движение)                     (слад №3)

 

- Определите цели урока. (Повторить решение задач на движение) 

                                   (слад №4)

Вывод: - Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении математических задач на движение.

- Просматривают фрагмент, отвечают на вопрос.  

   Дописать ответы 

Вместе с учителем определяют тему и цели урока.

 3. Актуализация знаний, пробного учебного действия.

- Какие виды движения вы знаете?

(Движение в одном направлении;

движение в разные стороны;

движение навстречу друг другу)

(Вывешиваются на доске)

 

- Чем похожи задачи всех этих видов движения? (Величинами: скорость, время, расстояние.)

- В чём их различие?  

(Условие, решение)

Называют виды движения задач,

устанавливают их сходство и различие.

4. Восприятие, осмысление, закрепление учебного материала.

 Следующие этапы нашего урока –этапы «Блиц-турнира»                        

1.Этап блиц-турнира «Ящики с утверждениями».           (слад №5)

- У вас на столах 4 конверта, возьмите конверт №1. В нём лежат «полоски» бумаги с данными в задаче характеристиками движения.

 А также на столах стоят «ящики» с утверждениями, на которых указаны виды движения задач.

Прочитайте: «Ящики»:

1. (зеленый) Движение «навстречу друг другу»;

2. (желтый) Движение «в одном направлении»;

3. (красный) Движение «в противоположных направлениях»;

4. «Мусорный ящик».

 -  Ваша задача разложить по ящикам следующие утверждения относительно их движения.

Обратите внимание:

 -некоторые сразу в несколько ящиков, - а некоторые попадут в мусорный ящик.

Проверка:

- Возьмите ящик с утверждением «Движение «навстречу друг другу»», проверьте,  карточки с какими номерами вы сюда опустили

                                     (слад №6)

(На слайде «ящики», в которые перемещаются карточки)

Ответы:                         

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

1,3

1,2

2,3

1

4

1

2

1,2

- Какая группа допустила ошибку?

- На какой вид движения была  допущена вами ошибка?

Учащиеся читают «полоски» бумаги с данными в задаче характеристиками движения, после обсуждения в группах полоска опускается в ящик.

 В каждой группе по ------------ утверждений.

  1. Произведение скоростей пешеходов определяет быстроту их сближения;
  2. Сумма скоростей одного и другого пешехода определяет быстроту изменения расстояния между ними;
  3. Расстояние между пешеходами сокращается;
  4. Расстояние между пешеходами увеличивается;
  5. Если скорости пешеходов одинаковые, то они встретятся посередине между пунктами А и В;
  6. Пешеход, идущий сзади, всегда догонит того, кто идет впереди;
  7. Время, прошедшее до встречи, зависит от суммы скоростей пешеходов;
  8. Время, прошедшее до встречи, зависит от разности скоростей пешеходов;
  9. Время, прошедшее до встречи, зависит от расстояния между пунктами А и В;

Проверяют, объясняют,  в чём ошибка.

2. Этап блиц-турнира «Соотнесение задачи со схемой»          (слад №7)

У каждой группы на столе конверты№2.

В нём лежат карточки с текстом задачи и заданием каждой группе

 (у каждой группы своя задача и своё задание к ней)

1.Велосипедист, скорость которого 12км/ч, и пешеход, скорость которого 4 км/ч, движутся навстречу друг другу. Первоначальное расстояние между ними 16 км. Через сколько часов произойдет встреча?

 Соотнесите  задачу с подходящей схемой, объясните свой выбор и запишите решение с помощью числового выражения.

2. Велосипедист, скорость которого

12км/ч, и пешеход, скорость которого 4 км/ч, вышли одновременно из одного пункта в одном и том же направлении. Через сколько часов  расстояние между ними будет 16 км?                        Соотнесите  задачу с подходящей схемой, объясните свой выбор и запишите решение с помощью буквенного выражения и числового выражения, если

скорость велосипедиста -  vв, 

скорость пешехода – vп,

путь – S,

время – t.

3.  Велосипедист, скорость которого 12км/ч, и пешеход, скорость которого 4 км/ч, начали двигаться одновременно из одного и того же пункта в разных направлениях. Через какое время   расстояние между ними будет 16 км? Соотнесите  задачу с подходящей схемой, объясните свой выбор и запишите решение с помощью буквенного выражения и числового выражения, если

скорость велосипедиста -  vв, 

скорость пешехода – vп,

путь – S,

время – t.

- Прочитайте её.

- Какого вида эта задача? (задача на движение)

- Какие ключевые слова позволяют установить, что перед вами задача на движение? (скорость, время, расстояние)

- А также в конверте у каждой группы находится по 4 одинаковые схемы.

- Поставьте в соответствие задачу со схемой и запишите решение.

Проверка:

- Один ученик из каждой группы объясняет подбор схемы у доски.                   

                                    (слад №8)

                                    (слад№9)        

                                    (слад №10)

-  Почему вы выбрали данную схему?

Вывод:

- Когда время, прошедшее до встречи зависит от суммы скоростей пешеходов? (при движении в противоположные стороны и навстречу друг другу)

- Когда время, прошедшее до встречи зависит от разности скоростей пешеходов?  (при движении в одном направлении) 

- Каждая группа опустите текст «своей задачи» в нужный «Ящик с утверждениями».   

Проверка.

***Одна схема останется

невостребованной. Дополнительное задание (если останется время в конце урока): придумать условие для данной задачи и решить ее.

Учащиеся читают тексты задач и задание.

Учащиеся знакомятся со схемами.

Каждая команда выбирает соответствующую схему и записывает свой вариант решения. 4 класс записывает решение с помощью буквенного выражения, а 5 класс составляет буквенное выражение и числовое выражение.

На слайдах тексты задач, учащийся у доски говорит номер соответствующей схемы, нажимаем кнопку схемы и проверяем на самом ли деле, это она:

12 км/ч?ч                        4 км/ч

5. Закрепление знаний и способов действий.  Коррекции знаний. Формирование открытых познавательных позиций.

- А сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей.

- У вас на столах лежат конверты №3, в них дан текст задачи (у всех групп одинаковая задача).

 

Два поезда вышли навстречу друг другу одновременно из двух городов, расстояние между которыми

 1260 км, и встретились через 7 часов после выхода. Скорость одного из них  - 80  км/ч. Найдите скорость другого поезда.

- Также здесь находятся карточки с  «Древом решений» (они различны)

- На «Древе решений» вы видите опорные блоки, соответствующие тексту задачи.

 

Каждая группа по данному «древу» должна воспроизвести ход решения задачи, т.е. установить соответствие между вопросами при помощи стрелок и решить задачу тем способом, который указан на карточке.

- А также определить главную идею решения задачи.

Проверка:

Каждая группа «по цепочке» и по слайду объясняет ход решения задачи.

                                    (слад №11)

                                    (слад №12)        

                                    (слад №13)

Вопрос 1группе:

- Данный способ решения можно назвать рациональным?

- А какова идея решения по данному «древу»? (2 и 3групп)

Дальнейшее обсуждение задачи:

- Что в этом движении у участников движения может быть разным? Одинаковым?

 

- А что одинаковым будет обязательно?

- Ответьте, что произойдет, если:

А) слово «через 7 часов» заменили словами «через 2 часа»? (изменились данные в условии и в решении задачи, а также ответ)

Б) в тексте слово «одновременно» отсутствует?  (Задача не имеет решения)

В) слово «одновременно» заменили словами «причем второй поезд вышел на 2 часа позже первого» (изменится   ход решения)

- Как изменится ход решения?

Проверка на слайдах:

                                    (слад №14)

                                    (слад №15)        

                                    (слад №16)

Обсуждают задание, устанавливают соответствие между вопросами при помощи стрелок и решают задачу тем способом, который указан на карточке,  определяют главную идею решения задачи.

 

1группа – по действиям

2группа – уравнением

3группа – уравнением

 

Главная идея 1 группы –

Зная расстояние и время, затраченное на его прохождение, можно найти скорость поезда.

Главная идея 2 и 3 групп –

Зная скорость сближения поездов и одну из скоростей, можно найти другую скорость.

Фантазии на данную тему – дети решили отдохнуть:

  - Расстояния разные!

- И одинаковые могут быть!

- Скорости разные, а могут быть и одинаковые!

- Машинисты разные!

- Возраст машинистов может быть разный! И одинаковый!

- Количество вагонов разное!

- Цвет поездов!

- Время до встречи (одновременно)

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока (повторить решение задач на движение).

- Как вы считаете, мы её достигли?

- На какие ещё вопросы мы ответили?

* виды задач на движение;

* что общего у них и в чём различие;

* способы решения

-  Что нам помогло в уроке? (скорость мыслей, а также умение ценить время и работать дружно)

 

 Сегодняшний  урок лишь малая часть того большого пути, движения в изучении математики, который вы пройдёте в своей жизни

- Поможет ли опыт, который вы приобрели на уроке в дальнейшим при решении жизненных ситуаций? (на дорогах)

 

Рефлексия.

Кто может сказать: -  Я остался доволен своей работой на уроке?

- Кого бы вы из ребят, работающих с вами в одной группе, хотели поблагодарить, похвалить за сегодняшний урок?

Учащиеся обобщают цели урока, делают выводы.

Учащиеся хвалят своих товарищей, аргументируя свой выбор.

7. Домашнее задание

Задание на карточках (по выбору):                           (слад №17)

1)По учебнику для 4класса №    ;

для 5класса №     .

2) К схеме, оставшейся

невостребованной, придумать условие задачи и решить её.

3)Изменить условие задачи из этапа «Древо решений» и решить её.

Получают карточки с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ» (4 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок математики по теме «Закрепление пройденного. Решение задач на движение проводится в 4 классе по программе УМК «Гармония» во втором полугодии. По типу – урок повторения предметных знаний....

Конспект урока по математике на тему: "Закрепление задач на движение" 4 класс

quot;Закрепление задач на движение" 4 класс  УМК "Перспектива" Петерсон Л.Г....

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...