Главные вкладки

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ» (4 класс УМК «Гармония»)
    план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

    Кислица Елена Васильевна

    Аннотация

    Урок математики по теме «Закрепление пройденного. Решение задач на движение проводится в 4 классе по программе УМК «Гармония» во втором полугодии. По типу – урок повторения предметных знаний. Проводится с использованием технологии модульного обучения. Урок носит развивающий и обучающий характер. В основу методики проведения заложено методологическое положение о системном характере развивающего обучения, о взаимосвязанности, взаимозависимости всех процессов, протекающих на уроке.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matem.docx26.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

    КОНСПЕКТ УРОКА

    ПО МАТЕМАТИКЕ

    НА ТЕМУ:

    «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

    НА ДВИЖЕНИЕ»

    (4 класс УМК «Гармония»)

                                               Подготовила и провела:

                                    учитель высшей

                                                           квалификационной категории

                             Кислица Е. В.

    Беляевка,

    2008 г.

    Тема: «Повторение пройденного по теме «Решение задач на движение»

    Цель: 1)совершенствовать умения решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние;

    2)развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения;

    3)способствовать формированию интереса к предмету.

    Оборудование: рисунки сказочных героев, карточки самоконтроля, маршрутные листы, «Модули», карточки трех цветов для каждого ученика, учебник Н.Б.Истоминой «Математика» 4 класс.

    Ход урока.

    1.Мобилизующее начало.

    -Ребята, сегодня на урок математики пришел Кузя- герой компьютерных игр, он пришел не один, а привел свою подружку Кузину. Они оба работают на компьютере, но с ним случилась неприятность. В одном из его блоков поселился электронный вирус, поэтому машина не может полноценно трудиться. Кузя с Кузиной просят, чтобы мы помогли определить номер блока, пораженного вирусом. Его заменят, и компьютер снова будет работать.

    Но сразу мы, наверное, не сможем определить номер блока, пораженного вирусом. Ведь данная машина может выдавать только математические задания. Что же делать? (Решить все учебные элементы в «Модуле».)

    2.Постановка цели урока.

    -Вместе с расследованием мы повторим и закрепим полученные знания по теме «Скорость, время, расстояние». Расследование начинается.

    3.Входной контроль.

     Мы входим с вами в блок. Как он называется? (Входной контроль.) Что даст нам прохождение данного блока? (учащиеся читают и называют цель соответствующего учебного элемента.)

    -Прочитайте методические указания.

    (Ученики читают методические указания для соответствующего элемента задания, выбирают уровень, записывают в «Модуль» только решения. Время выполнения задания ограниченно-5 мин.)

    -Сравните свое решение с контрольной карточкой. Если вы решали задания 1 уровня и все решили без ошибок, поставьте оценку 3. Заданиям 2 уровня соответствует оценка 4. Оценку 5 ставит тот, кто решил задания 3 уровня и не допустил ни одной ошибки. Поставьте отметку в маршрутный лист. (Учитель вывешивает на доску карточки для самопроверки.)

    1 уровень: 1.72:8=9(км/ч)

                        2.180:90=2(ч)

                        3.6•6=36(км)

    2 уровень: 1.100•а (км)

                        2.120:b (км/ч)   

                        3.х: (с:3) (ч)

    3 уровень: 1.d:2-d:4 (км/ч)

                       2. x-b•a (км/ч)

                       3. (b-c) •10 (км/ч)

    -Что общего в задачах, которые мы решали? (Это задачи на движение со сказочным сюжетом.)

    -Какой формулой вы воспользовались, когда решали задачи? Как найти путь, или, как мы говорим, «расстояние»? (Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.) На доске записывается формула: S=V•t

    -Как из этой формулы можно получить еще две? (V=S:t; t=S:V)

    -Чем похожи формулы? (Находим неизвестный множитель.)

    4.Учебный элемент-1

    -Продолжите работу над нашим  «Модулем». Работаем над УЭ-1

    -Прочитайте следующее задание. (Почему две машины одинаковой модели проехали разное расстояние за 5 часов?) Обсудите эту проблему в группе. Выскажите свае мнение. (Машины ехали с разной скоростью, по разным дорогам, были остановки в пути, неполадки и т.п.)

    -Дополните условия задания так, чтобы у вас получилась задача. Каким образом будем работать? Прочитайте методические указания. (Работа в группах.)

    -Какие задачи у вас получились? Как мы находим расстояние? Как найдем среднюю скорость движения  машины или  другого транспорта? Почему именно так находим время?  Поставьте в маршрутный лист оценку, которая , как вы считаете, соответствовала вашей работе на данном этапе. (каждый ученик сам оценивает свое участие в работе группы, класса.)

    -Поднимите ваши карточки, посмотрим, как вы поработали. (Дети показывают оценку, которую они получили, на разноцветных карточках.)

    5.Учебный элемент-2.

    -Вы успешно справились с заданием. Наши герои предлагают продолжить исследование, выполнить следующее задание «Модуля» (УЭ-2).

    -Прочитайте методические указания о том, как будем работать дальше. (Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы, каждая группа выбирает уровень сложности задания, ученики записывают решение задачи с пояснениями.)

    1 уровень – учебник  с.230, № 613

    2 уровень – учебник с.230, № 615

    3 уровень – задача в «Модуле»

    -Та группа, которая решит быстрее всех, запишет свое решение на доске и объяснит его. (После того, как задачи решены, вызванные к доске ученики записывают их решения по действиям с пояснениями. На доске учитель вывешивает карточки для самопроверки.) Командиры групп выставляют оценки ученикам за проведенную работу. Класс выставляет оценки тем, кто работал у доски.

    6.Учебный элемент-3.

    -Прочитайте методические указания к этому элементу в «Модуле». Прочитайте задачу. О ком говориться в задаче? (Об Иване-царевиче, который ищет Василису Прекрасную.)

    -Какое расстояние пришлось преодолеть Ивану? (565 км) Это часть или целое? (Целое, т.е. сумма трех расстояний: расстояние. Которое Иван прошел пешком, проехал на лошади и пролетел на ковре-самолете.) Назовите главный вопрос задачи.

    -Давайте запишем задачу кратко. Что сказано о времени и скорости, когда Иван шел пешком? ( Скорость равна 5 км/ч, время-8ч.)

    -Что сказано о времени и скорости, когда Иван летел на ковре-самолете? (Скорость равна 120 км/ч, время-4ч.)  На чем еще добирался Иван к своей любимой Василисе? (На лошади. Известно только время-3 ч.)

    -Как получили число 565? (Сложили все расстояния.) Давайте сложим все части пути. Но мы не знаем средней скорости, с  которой ехала лошадь. Как быть? (Ученики предлагают обозначить ее за х.) На доске появляется запись:

    5•8 +  х•3 +120•4=565  

    -Что мы записали? (Уравнение.)

    -Можно ли наше уравнение сделать проще? Как? (Ученик у доски объясняет свое решение, класс записывает у себя в тетрадях.)

    40+х•3+480=565

    х•3=565-40-480

    х•3=45

    х=15

    Ответ: средняя скорость лошади равна 15 км/ч.

    Учитель открывает запись решения этой задачи по действиям.

    -Сравните два способа решения задачи. (Ученики делают вывод, что одну и ту же задачу можно решить разными способами.)

    -Какой способ решения вам удобнее? Поставьте себе оценку за участие в общеклассной работе в маршрутный лист. Оцените свою работу, подняв цветные карточки. Молодцы!

    7.Самостоятельная работа.

    -Теперь наступает самый ответственный момент урока. На этом этапе вы работаете самостоятельно. Прочитайте методические указания к самостоятельной работе. (Самостоятельная работа проводится в «Модулях». Учащимся предлагается вставить пропущенные данные, а также записать решение. Самостоятельная работа проверяется учителем после урока, отметка за нее ставится в журнал.)

    8. Резюме. УЭ-4.

    -Чему мы учились на уроке? (Учились решать разные задачи на движение, находить взаимосвязи между величинами.) Мы прошли все блоки нашего «Модуля», Кузя и Кузина ждут от нас ответа, где же спрятался вирус? Можете вы ответить на этот вопрос? (Свободные высказывания учеников.)

    -Что необычного вы заметили в наших задачах? (В задачах участвовали герои из сказок.) Книги из библиотеки решили, что сказок вы читаете очень мало, не умеете их рассказывать. Герои сказок очень обиделись на вас. Вирус в наш компьютер пришел из этих книг. (У доски выставляются книги-сказки.) Они очень долго хранились на полках. Герои сказок решили таким образом обратить на себя ваше внимание. Они послали в наш класс сигнал бедствия - вирус. Я благодарю вас за помощь, оказанную Кузе и Кузине, думаю, что вы заинтересуетесь книгами.

    9.Рефлексия. УЭ-5.

    -Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали на 5 и в вашем маршрутном листе такая же оценка, поднимите красную карточку, если вы работали на 4, то поднимите желтую, а на 3- синюю. (Ученики оценивают себя и показывают карточки.)

    -Оцените работу всего класса. (Ученики показывают карточки.)

    Приложение № 2.2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония

    Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний.  Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...