Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Шачнева Наталья Ивановна

Математика  2 класс ОВЗ. Слодение и вычитание в пределах 20.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока математики

во 2 классе

Сложение и вычитание

в пределах 20 с  переходом через разряд.

 

                                  Урок разработала и провела:

                                                     учитель начальных классов

                                                     Шачнева Наталья Ивановна            

2016 - 2017 учебный год

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 с  переходом через разряд.

Цели урока:

  1. Образовательная:

Закреплять навыки действий с числами (сложение и вычитание в пределах 20 c переходом через разряд); совершенствовать навыки устного счёта; повторить таблицу сложения и вычитания с переходом через десяток; закреплять умения решать задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц; закрепление знаний геометрического материала.

  1. Развивающая:

Коррекция мышления на основе упражнений, развивать математическую речь, логическое мышление, умения анализировать, делать выводы, развитие внимательности, памяти.

  1. Воспитывающая:

Воспитание положительной мотивации к учению, интереса к урокам математики, воспитывать интерес и любовь к родной природе; воспитание самостоятельности, дисциплинированности, познавательной активности.

Тип урока: обобщеие и систематизация знаний.

Форма: урок – путешествие

Оборудование: предметные картинки, учебник, касса цифр «Веер», презентация.

Ход урока:

I. Организационная  часть.

1. Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Психологический настрой на урок. слайд 1

- Ребята, мы начинаем урок математики. Сегодня на уроке у нас гости.  Улыбнитесь друг другу, повернитесь к  нашим гостям. Поприветствуйте их своей улыбкой. Повернитесь ко мне. Ребята, посмотрите какое яркое и лучистое солнышко. Оно дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Я желаю вам удачи и успехов. Я вижу у всех хорошее настроение? А хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

             - Сядет тот, кто ответит на вопрос:

             - Какое наступило время года ?

             - Какое сегодня число?

             - Какой  месяц? – А какой по счёту?

             - Какой день недели?

             - После среды прошло два дня.- Назови день недели?

- Ребята, давайте вспомним какими мы должны быть на уроке? (внимательными, старательными, активными) слайд 2

           

3. Наш урок начинаем с разминки.

- Посмотрите на доску и скажите, какие числа здесь записаны?

8, 9, 3, 6, 1, 20, 17, 10, 14, 12, 18. (однозначные и двузначные)

- Какие числа называются однозначными?

- Какие двузначными?

- Прочитай однозначные числа в порядке возрастания?

- Назовите самое маленькое однозначное число?

- Самое большое однозначное число?

- Прочитайте двузначные числа в порядке возрастания (10, 12, 14, 17, 18, 20)

- Какие числа пропущены? Слайд 3

- Какое число предшествует числу 13, 18?

- Назовите последующее число числу 11, 16?

- Назовите число которое стоит между числами 16 и 18, между числами  

  10 и 12?

- Назови соседей числа 15, 19?

- Из каких разрядов состоят двузначные числа? (из единиц и десятков)

- Назовите число в котором 1дес. 3 ед.,  5ед. 1дес.,  2дес. 0ед.

- Какие парные слагаемые составляют число 10 (5и5), 16 (8и8), 14 (7и7), 18 (9и9), 12 (6и6)

- Как называются числа при сложении? (первое слагаемое, второе слаг., сумма)

- Какое главное свойство сложения мы знаем? (от перестановки слагаемых сумма  не меняется)

- Но прежде чем  приступить  к выполнению следующего задания , я предлагаю вспомнить , как выполняется сложение с переходом через десяток?

Сначала нужно добавить до 10, а потом прибавить оставшуюся часть

Например: 9+3=12

- Как выполняется вычитание с переходом через десяток?

Нужно отнять до 10, а потом вычесть оставшуюся часть

Например: 13-5=8

Игра : «Молчанка» - учитель показывает числа, а учащиеся заполняют клетки квадрата.

     +

     4

     7

     5

     9

     6

     8

     9

     6

     8

     7

- Уменьши на 5 --- 14, 11, 13, 12.         - Уменьши на 7 – 11, 14, 12, 16, 13.

- Ребята, а как вы думаете, какая  сегодня тема нашего урока?

4. Зрительная физкультминутка (слайд4)

«Посчитаем» (слайд 5)

ll. Сообщение темы урока.

- Отгадайте загадку

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

- Когда это бывает? (это бывает весной)

- Назовите ключивые слова, которые помогли отгадать загадку)

- Посмотрите на экран. Перечислите, что изабражено на картинках. (слайд 6).

(Солнце, цветы, птицы, снег, листья, бабочки).

- Какая картинка лишняя? (Снег).

- Почему? (Он бывает зимой).  - Давайте проверим - щелчок.

- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне).

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к весне.

- Ребята, это удивительное время года. Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания вот на этих капельках, и хочет проверить вас , все ли вы хорошо знаете таблицу сложения  с переходом через десяток.

1.Задание: Помогите капельке попасть в «родную лужицу».

- Молодцы, ребята, с  заданием справились хорошо!

- Как вы понимаете значение слова капелька?

- А где можно узнать точное определение?

(Учитель показывает толковый словарь.)

- Давайте прочитаем определение  из словаря, что такое «капля».

- Капля – маленькая частица жидкости округлой формы.

- Ребята, я предлогаю вам узнать, что это за капельки, на которых весна

        написала свои задания?

         - Для этого  вам необходимо отгадать загадку.

         Загадка:

   Чего в гору не вкатить.

   В решете не унести.

   И в руках не удержать?

   - Весна вам поможет отгадать, но для этого нужно сравнить выражение.

2.Задание.  Вычисли и сравни:

12 – 9 *  11 – 7          на карточке с обратной стороны звёздочки написать

4 + 7  *  5 + 8           знак и рядом букву   в,  о,  д,  а.

13 – 5 * 17 – 9

6 + 9  *  7 + 5

- Какое слово получилось. Прочитаем.  (вода)

- Правильно, ребята . Значит весна написала свои задания на каких

капельках ? (на капкльках воды.)

- А как вы думаете, почему на капельках воды?

- Какие изменения происходят в природе  весной? (если зимой осадки выпадали в виде снега, то весной в виде дождя )

- Почему, назовите основной признак весны? (потому что основной признак потепление)

- Какие ещё изменения происходят в природе? (снег темнеет и тает, тает лёд на реке, бегут ручьи, ярко светит солнце, дни становятся длиннее, возвращаются перелётные птицы, животные просыпаются после зимней спячки, дни становятся теплее)

- Весна пригласила к нам гостей. А кого, для этого нужно отгадать  загадку.

       

Солнце греет у порога, и растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи, прилетели к нам ... (грачи)

Время прилёта этих птиц - МАРТ. Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.

3. Они приготовили для вас  задание. Откройте конверты. Посмотрите, что в них? (заполнить домики)

- Выполняя задание повторим таблицу сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток.

9 + … = 11         3 + … = 12            9 + … = 13

5 + … = 11         6 + … = 12            5 + … = 13

8 + … = 11        4 + … = 12             7 + … = 13

4 + … = 11        7 + … = 12

Задание: впишите пропущенные числа. Проверим ответы.

- Какие числа вставили в первый столбик: 2, 6, 3, 7. Во второй: 9, 6, 8, 5.

- Какие в третий: 4, 8, 6

Следующая Загадка.

«Из дальних стран вернулся я, чтоб вас порадовать, друзья.

 Весна пришла! Зиме – конец!» – пел у скворечника … (скворец)

4.Реши примеры на карточках

3+8 =

14 – 8=

17 – 9=

11 – 4=

9+8=

18 – 9=

6+5=

9+2=

8+7=

12 – 5=

7+7=

7+5=

13 – 4=

4+8=

Проверим ответы: 11, 6, 8, 7, 17, 9, 11.                    11, 15, 7, 14, 12, 9, 12.

У кого другие ответы поднимите руку.

- Какую пользу приносят птицы? Вспомните уроки развития речи. Мы говорили. Грач – уничтожает до 8 тысяч вредных червей и гусениц.

Ласточка за лето ловит до 1 миллиона мошек и комаров.

Давайте сделаем вывод: птицы охраняют посевы, растения от вредителей, приносят  пользу человеку.

5.Минутка чистописания Сегодня на минутке чистописания повторим правильное написание цифры - 2

- Назовите весенние месяцы? Март, апрель, май.

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды и весна травы.

Весна приготовила следующее задание.

- Увеличь на 6:     5, 9, 7, 6, 10, 8.

- Увеличь на 8:    9, 3, 8,  6, 4, 7, 5.

- Уменьши на 7:  10, 16, 11, 13, 12, 20, 14.

 6. Задание на смекалку:

Надя, Вера и Зина пошли гулять и одели платья разного цвета: красное, голубое и синее. Надя была не в красном и не вголубом. Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?

Надя – синее, Зина – касное, Вера – голубое.

7. Решение задач по учебнику стр. 90, №2

- Давайте вспомним основные части задачи? (условие, вопрос, решение, ответ)

- Что сказано в задаче?

- Прочитай вопрос?

- Можем ли ответить на главный вопрос  задачи?

– Что будем узнавать первым действием?

8. Физкультминутка

9. Решение примеров стр. 89, № 17

Проверим. Назовите ответы первого столбика, второго.

- У кого другие ответы.

Стр. 94. Дополни до 20, № 4

Сумма трёх чисел на кубиках каждой башни =20. Какого числа не хватает?

- Найди две башни, у которых разноцветные кубики расположены одинаково.

А сейчас мы проведём соревнование. Посмотрим кто быстрее и правильно решит примеры. Кто желает (з ученика)

9+2=                         6+8=                             9+4=

7+6=                        5+9=                             8+5=

9+5=                        4+8=                             3+9=

13-8=                      12-4=                            16-8=

15-7=                     14-6=                             17-9=

18-9=                     17-8=                             14-7=

- Молодцы ребята, очень хорошо считаете! Весна вами довольна!

 Геометрический материал.

- И вот мы добрались до  последнего задания Весны.

- Месяц март построил отрезок длиной 5 см, а апрель на 6см длинее. А май построил на 3 см короче  апреля. Какой длины отрезки построили каждый из месяцев?

- Давайте вспомним, а что такое отрезок, что есть у отрезка?- работа в тетради.

Сравни рисунки и найди 5 отличий №19, стр.89

III. Заключительная часть.

1. Итог.

- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать в пределах 20)

- Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, сравнивали числа, решали задачу).

2. Домашнее задание: №

3. Рефлексия: 

 - Ребята, оцените свою работу. Откройте конверты, достаньте цветы.

- Если вы считаете, что работали активно, не допускали ошибок – возьмите желтый  цветок.

- Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите синий цветок.

- Если вам нужно еще потрудиться  - возьмите красный  листок.

- Поднимите вверх – у нас весенняя полянка. Весна очень довольна.

4. Оценки за урок.

- Оценки за  устный счёт, за работу у доски, за активную работу на уроке.

- Спасибо за урок.

12 – 9               11 – 7

4 + 7                  5 + 8

13 – 5               17 – 9

6 + 9                  7 + 5

15      11      12      14

 

13       16

     

 3+8 =

 14 + 8 =

17 – 9 =

11 – 4 =

9 + 8 =

18 – 9 =

6 + 5 =

 9 + 2=

8 + 7=

12 – 5=

7 + 7 =

7 + 5=

13 – 4=

4 + 8=

 3+8 =

 14 + 8 =

17 – 9 =

11 – 4 =

9 + 8 =

18 – 9 =

6 + 5 =

 9 + 2=

8 + 7=

12 – 5=

7 + 7 =

7 + 5=

13 – 4=

4 + 8=

 3+8 =

 14 + 8 =

17 – 9 =

11 – 4 =

9 + 8 =

18 – 9 =

6 + 5 =

 9 + 2=

8 + 7=

12 – 5=

7 + 7 =

7 + 5=

13 – 4=

4 + 8=

 3+8 =

 14 + 8 =

17 – 9 =

11 – 4 =

9 + 8 =

18 – 9 =

6 + 5 =

 9 + 2=

8 + 7=

12 – 5=

7 + 7 =

7 + 5=

13 – 4=

4 + 8=

 3+8 =

 14 + 8 =

17 – 9 =

11 – 4 =

9 + 8 =

18 – 9 =

6 + 5 =

 9 + 2=

8 + 7=

12 – 5=

7 + 7 =

7 + 5=

13 – 4=

4 + 8=

9 + 2 =

7 + 6 =

9 + 5 =

13 – 8 =

15 – 7 =

18 – 9 =

6 + 8 =

5 + 9 =

4 + 8 =

12 – 4 =

14 – 6 =

17 – 8 =

9 + 4 =

8 + 5 =

3 + 9 =

16 – 8 =

17 – 9 =

14 – 7 =


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 2 класс Учитель начальных классов: Шачнева Н.И .

Слайд 3

Назови пропущенные числа 10 … 12 … 14 … … 17 18 … 20

Слайд 5

+8 -7 + 4 8 20 -6 +9 - 7 +6 +5 А теперь посчитаем! 12 5 14 8 16 9 14

Слайд 7

Учимся писать цифру Два похожа на гусёнка С длинной шеей, Шеей тонкой.

Слайд 8

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

7+4=

Слайд 3

8+5=

Слайд 4

9+6=

Слайд 5

7+6=

Слайд 6

3+8=

Слайд 7

6+6=

Слайд 8

9+5=

Слайд 9

6+5=

Слайд 10

8+6=

Слайд 12

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.Тема Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 20.

Урок математики разработан для 3 класса.Цель: Закрепить у детей знания и умения выполнять действия сложения и вычитаниячисел с переходом через разряд в пределах 20;выделять сходства и различия в предм...

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.

Тип: урок закреплениеЦели:Коррекционно-обучающие:  закреплять навык сложения и вычитания в пределах 20, закреплять навык решения простых арифметических задач, сравнения чисел и простых выражений...

Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд"

Урок математики по теме "Сложение и вычитание" чисел с переходом через разряд. Урок - игра , путешествие в сказку....