Рабочая программа курса "Веселая математика"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс)

Ахметова Айна Мурадбековна

Рабочая программа курса "Веселая математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_matematika_3.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2018 г.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу «Веселая математика»

 

Класс ___3_____________________________________________________________________        

Учитель __________________Ахмметова А.М.

Планирование составлено на основе  рабочей программы   Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.

 

 

Пояснительная записка

             Рабочая программа курса «Веселая математика»  составлена на  основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.

     Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.

               Предлагаемый курс  предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

           Содержание курса «Веселая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс-  «Занимательная математика», 2-4 класс-  «Геометрия вокруг нас».

С 1 по 4 классы занятия проводятся 2 раза в неделю=5 месяцев* 8ч=40 часов

 Цель и задачи курса «Веселая математика»

   Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.   

Содержание курса:

                                                         3 класс.

Символика. Построение.

Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Периметр.

Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

Углы. Величина угла. Транспортир.

Методы, формы обучения:

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

 - методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

-  активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

 Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:  

Личностными результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

                                        Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающие, проблемно-поисковая.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • игры с геометрическими конструкторами;
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Необходимые для реализации курса ресурсы:

Дидактические материалы:

  •  игры с геометрическими фигурами;
  • задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.

Материальные ресурсы: 

  • компьютер
  • электронная доска
  • мультимедийное оборудование
  • принтер
  • Список литературы
  • В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  • Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  • Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  • Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  • Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2010
  • Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  • Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
  • Литература для ученика.
  • Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение»,  2012
  • Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3
  • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса».
  • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013
  • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

 

 

           

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                       Утверждаю:______________

                                                                                                                                           Г.И. Серегина

Методист платных курсов

                                                                                                                          __________________2018г

Календарно – тематическое планирование курса «Веселая  математика» 3 класс

                                            Учитель: Ахметова А.М.

НОЯБРЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

1

Математика – это

интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3клетки).

1

фронтальный

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

1

индивидуаль-ный

3

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

1

занятие- путешествие

4

Цвета радуги. Их очередность.

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

1

практикум

5

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

1

групповая

6

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек.

1

индивидуаль-ная

7

«Жители города многоугольников».

Практическая работа. Аппликация.

1

фронтальная

8

Периметры многоугольников.

Задания на нахождения периметра.

1

занятие-викторина

Итого

8 часов

ДЕКАБРЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

контроля, занятий

Дата

1

Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а

разбросаны по всей таблице.

1

занятие- аукцион

2

Игры с шахматными фигурами.

Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

1

занятие

взаимо-обучения

3

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

1

индиви-дуальный

4

«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

1

занятие-практи-кум

5

Окружность и круг.

Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

1

индивидуальный

6

Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

1

текущий

7

Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

фронтальный

8

Игры с шахматными фигурами

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

1

занятие-игра

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

Дата

1

Секреты задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

практикум по решению задач

2

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

1

индивидуальный

3

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

1

занятие-игра

4

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

1

фронтальный

5

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

1

индивидуальный

6

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

Сказка. Практические задания на Геоконте.

1

текущий

7

Первоначальное знакомство с сетками.

Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.

1

фронтальный

8

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

Сказка. Задания Незнайки.

1

занятие-викторина

Итого

8 часов

МАРТ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

контроля

Дата

1

Геометрический КВН. Повторение изученного

в 3-м классе.

 Командное соревнование на проверку знаний по геометрии

1

индивидуаль-ный

2

«В городе треугольников». Треугольник.

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

1

текущий

3

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

1

практикум по решению задач

4

Уголки.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1

индивидуальный

5

Часы  и время.

Научить определять время по часам. Преобразование единиц времени .

1

занятие-игра

6

Пополам и ещё раз пополам.

Деление на части, доли, нахождение целого.

1

фронтальный

7

Какими бывают остатки?

Умение изображать при помощи рисунка  нахождение остатка.

1

индивидуальный

8

Считаем считаем.

Умение  верно считать в пределах 100.Составлять ребусы,цепочки.

1

игра

АПРЕЛЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

1

Равенства  и неравенства.

Составление равенств и неравенств.

1

фронтальный

2

Решаем задачи.

Уметь решать любые задачи.

1

практикум

3

Олимпиадные задания.

Решение нестандартных заданий.

1

индиви-дуальный

4

В мире геометрических фигур.

Игры  «Построй»  «Угадай»

1

занятие-игра

5

Уравнения.

Умение решать уравнения.

1

практикум

6

Задачи составные, простые.

Уметь решать задачи.

1

индиви-дуальный

7

Ломаная. Кривая.

Умение чертить ломаные.

1

индиви-дуальный

8

КВМ.-кто лучший?

КВМ- соревнование между учениками.

1

соревнование

Итого

8 часов

                                                                                                       

                                                                                                         

                                                                                                         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...