Главные вкладки

    Рабочая программа по математике на тему:
    Рабочая программа курса "Веселая математика"

    Ахметова Айна Мурадбековна

    Рабочая программа курса "Веселая математика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon veselaya_matematika.doc160 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

    Утверждаю______________

                   Г.И. Серегина

    методист платных курсов

     «___»____________2014 г.

     

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    По курсу «Веселая математика»

     

    Класс ___3_____________________________________________________________________        

    Учитель __________________Ахмметова А.М.

    Планирование составлено на основе  рабочей программы   Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.

     

     

    Пояснительная записка

                 Рабочая программа курса «Веселая математика»  составлена на  основе:

    • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    • Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.

         Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.

                   Предлагаемый курс  предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

               Содержание курса «Веселая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс-  «Занимательная математика», 2-4 класс-  «Геометрия вокруг нас».

    С 1 по 4 классы занятия проводятся 2 раза в неделю=5 месяцев* 8ч=40 часов

     Цель и задачи курса «Веселая математика»

       Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

         а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

         б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

         в) формирование картины мира.

    Задачи:

    Обучающие: 

    • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
    • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
    • сформировать умение учиться.
    • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
    • обучать различным приемам работы с бумагой,
    • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие: 

    • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
    • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
    • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
    • выявить и развить математические и творческие способности.

    Воспитательные: 

    • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
    • расширение коммуникативных способностей детей,формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.   

    Содержание курса:

                                                             3 класс.

    Символика. Построение.

    Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

    Периметр.

    Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

    Циркуль.

    Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

    Углы. Транспортир.

    Углы. Величина угла. Транспортир.

    Методы, формы обучения:

    Методы обучения:

    По виду источника информации:

    - словесные (объяснение, беседа с учащимися);

    - наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

    - практические (работа с карточками).

    По виду учебной деятельности:

    - проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

    По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

     - методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

    -  активные методы (обсуждение в группах)

    - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

    Форма организации обучения — работа с конструкторами:

    —моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

    —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

    —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

    —конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

     Виды деятельности:

    - творческие работы,

    - задания на смекалку,

    - лабиринты,

    - кроссворды,

    - логические задачи,

    - упражнения на распознавание геометрических фигур,

    - решение уравнений повышенной трудности,

    - решение нестандартных задач,

    - решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

    - выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты:  

    Личностными результаты

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
    • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
    • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
    • любого человека;
    • воспитание чувства справедливости, ответственности;
    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
    • мышления.

    Метапредметные результаты

    • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
    • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
    • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
    • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
    • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
    • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
    • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
    • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
    • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
    • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
    • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
    • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

    Предметные результаты

    • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
    • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
    • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
    • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

    таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

    • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
    • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
    • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
    • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
    • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

    (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

                                            Универсальные учебные действия

    • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
    • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
    • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
    • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
    • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
    • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
    • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
    • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
    • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
    • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Используемые технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающие, проблемно-поисковая.

    Проверка результатов проходит в форме:

    • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
    • игры с геометрическими конструкторами;
    • собеседования (индивидуальное и групповое),
    • тестирования,
    • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

    Необходимые для реализации курса ресурсы:

    Дидактические материалы:

    •  игры с геометрическими фигурами;
    • задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.

    Материальные ресурсы: 

    • компьютер
    • электронная доска
    • мультимедийное оборудование
    • принтер
    • Список литературы
    • В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
    • Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
    • Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
    • Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
    • Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2010
    • Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
    • Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
    • Литература для ученика.
    • Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение»,  2012
    • Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3
    • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса».
    • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013
    • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

     

     

               

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                           Утверждаю:______________

                                                                                                                                               Г.И. Серегина

    Методист платных курсов

                                                                                                                              __________________2014г

    Календарно – тематическое планирование курса «Веселая  математика» 3 класс

                                                Учитель: Ахметова А.М.

    НОЯБРЬ

    Тема

    Содержание занятий

    Кол-во

    часов

    Форма контроля

    Дата

    1

    Математика – это

    интересно

    Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3клетки).

    1

    фронтальный

    2

    Танграм: древняя

    китайская

    головоломка.

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

    заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

    выполненной работы.

    1

    индивидуаль-ный

    3

    Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

    Загадки о геометрических инструментах.

    Практическая работа с линейкой.

    1

    занятие- путешествие

    4

    Цвета радуги. Их очередность.

    Сказка о малыше Гео. Практические задания.

    1

    практикум

    5

    «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

    Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

    1

    групповая

    6

    «Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

    Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек.

    1

    индивидуаль-ная

    7

    «Жители города многоугольников».

    Практическая работа. Аппликация.

    1

    фронтальная

    8

    Периметры многоугольников.

    Задания на нахождения периметра.

    1

    занятие-викторина

    Итого

    8 часов

    ДЕКАБРЬ

    Тема

    Содержание занятий

    Кол-во

    часов

    Форма

    контроля, занятий

    Дата

    1

    Игра-

    соревнование

    «Веселый счёт»

    Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

    Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а

    разбросаны по всей таблице.

    1

    занятие- аукцион

    2

    Игры с шахматными фигурами.

    Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

    1

    занятие

    взаимо-обучения

    3

    «Спичечный»

    конструктор

    Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

    нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

    работы.

    1

    индиви-дуальный

    4

    «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

    Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

    1

    занятие-практи-кум

    5

    Окружность и круг.

    Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

    1

    индивидуальный

    6

    Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

    Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

    1

    текущий

    7

    Игра в магазин.

    Монеты.

    Сложение и вычитание в пределах 20.

    1

    фронтальный

    8

    Игры с шахматными фигурами

    Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

    1

    занятие-игра

    Итого

    8 часов

    ФЕВРАЛЬ

    Тема

    Содержание занятий

    Кол-во

    часов

    Форма

    Дата

    1

    Секреты задач.

    Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

    1

    практикум по решению задач

    2

    Числовые

    головоломки

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

    числового кроссворда (судоку).

    1

    индивидуальный

    3

    Математические

    игры

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

    «Вычитание в пределах 20».

    1

    занятие-игра

    4

    Математическая

    карусель.

    Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

    головоломки. Занимательные задачи.

    1

    фронтальный

    5

    Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

    Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

    1

    индивидуальный

    6

    Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

    Сказка. Практические задания на Геоконте.

    1

    текущий

    7

    Первоначальное знакомство с сетками.

    Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.

    1

    фронтальный

    8

    Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

    Сказка. Задания Незнайки.

    1

    занятие-викторина

    Итого

    8 часов

    МАРТ

    Тема

    Содержание занятий

    Кол-во

    часов

    Форма

    контроля

    Дата

    1

    Геометрический КВН. Повторение изученного

    в 3-м классе.

     Командное соревнование на проверку знаний по геометрии

    1

    индивидуаль-ный

    2

    «В городе треугольников». Треугольник.

    Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

    1

    текущий

    3

    Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

    Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

    1

    практикум по решению задач

    4

    Уголки.

    Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

    1

    индивидуальный

    5

    Часы  и время.

    Научить определять время по часам. Преобразование единиц времени .

    1

    занятие-игра

    6

    Пополам и ещё раз пополам.

    Деление на части, доли, нахождение целого.

    1

    фронтальный

    7

    Какими бывают остатки?

    Умение изображать при помощи рисунка  нахождение остатка.

    1

    индивидуальный

    8

    Считаем считаем.

    Умение  верно считать в пределах 100.Составлять ребусы,цепочки.

    1

    игра

    АПРЕЛЬ

    Тема

    Содержание занятий

    Кол-во

    часов

    Форма контроля

    Дата

    1

    Равенства  и неравенства.

    Составление равенств и неравенств.

    1

    фронтальный

    2

    Решаем задачи.

    Уметь решать любые задачи.

    1

    практикум

    3

    Олимпиадные задания.

    Решение нестандартных заданий.

    1

    индиви-дуальный

    4

    В мире геометрических фигур.

    Игры  «Построй»  «Угадай»

    1

    занятие-игра

    5

    Уравнения.

    Умение решать уравнения.

    1

    практикум

    6

    Задачи составные, простые.

    Уметь решать задачи.

    1

    индиви-дуальный

    7

    Ломаная. Кривая.

    Умение чертить ломаные.

    1

    индиви-дуальный

    8

    КВМ.-кто лучший?

    КВМ- соревнование между учениками.

    1

    соревнование

    Итого

    8 часов

                                                                                                           

                                                                                                             

                                                                                                             

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.

    Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон....

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

       Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

    Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

    Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

    Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

    конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

    1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

    Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

    Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

    Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....