Конспект урока по математике 1 класс по теме "Вычитание из 8,9. Решение задач"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока по математике по теме "Вычитание из 8,9. Решение задач"

цель урока: создать условия для закреплдения приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; развития навыков счета, умения решать задачи изученных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательноу учреждение

«начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

Конспект урока по математике

По теме «Вычитание из 8, 9. Решение задач»

1 класс

Составитель:

Учитель начальных классов

Куничук Ксения Юрьевна

2017год

Тема: «Вычитание из чисел 8,9. Решение задач».

       Цель: создать условия для закрепления приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; развития навыков счета, умения решать задачи изученных видов.

       Планируемые результаты (предметные): уметь пользоваться приемами вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми.

       Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и зажачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Личностные: делают выбор, как поступить, опираясь на общие правила поведения.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная

Методы:  словесный, наглядный, практический

 

Образовательные (цифровые) ресурсы: учебник «Математика» 1 класс, часть 2; тетрадь на печатной основе по математике № 2; индивидуальные карточки; наглядно-методический материал; счетный материал; интерактивная доска; проектор.

 

Сценарий урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, сказки все для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!

-Какое у вас настроение, покажите.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Показывают карточку с выражением грустного или веселого смайлика

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное царство в гости к Мудрому царю. Ребята, а вы знаете кто такой царь? Царство это не простое, а математическое. Чтобы попасть туда, нужно исполнить указ царя.

Но у Мудрого царя есть еще условие. Он привык за работу платить из царской казны.

Если был ответ прекрасный-

Ты жетон получишь красный,

Если твой ответ похуже-

Желтый цвет тобой заслужен.

Если плох был твой ответ-

Не получишь ты монет.

Учитель зачитывает указ царя :

Указ

Повелеваю в моем сказочном математическом царстве ученикам первого класса исполнять мои желания: выполнять вычисления, решать задачи, узнавать много нового.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил-был царь в своей стране.

Царь наш очень мудрый был-

Математику любил:

Уравненья и задачи,

И примеры он решал.

Ну а если что не знал,

То книги умные читал.

Только быстро годы мчатся,

Старость стала приближаться,

Думу думает при сем:

Новым станет кто царем?

Самый умный кто и смелый,

Самый быстрый и умелый,

Кто взойдет на царский трон,

Коронован будет он.

Подсказал тут звездочет:

- Проверь, как знают устный счет.

Внимательно слушают учителя, рассматривают   слайды.

(на слайде появляется изображение царя)

3.Устный счет.

  1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10.

2)Работа с таблицами (слайды 4,5)

3) Проверка знаний состава чисел (работа с интерактивной доской)

-считаем от 1до 10

-а теперь -  обратный счет.

-Какое число идет при счете за числом 8?

- Какое число стоит перед числом 5?

-Какое число при счете встречается раньше 3 или 5? 8 или 10?

-Назовите соседей числа 7,5,9.

-Какое число больше, чем 5 на 1?

-Какое число меньше, чем 8 на 1?

- Вижу я, дети вы смышленые, а теперь хочу проверить, как вы считать умеете.

Кто решит пример быстрей,

Тот и будет всех умней.

Уменьши на 4:

  6

8

5

7

10

9

4

Увеличь на 2:

7

5

8

6

0

1

2

А возле замка сказочный лес

Полный математических чудес.

- Вокруг замка растут не совсем обычные елочки: ведь это математический лес. Добавьте к каждой еловой ветке пару.

Учитель раздает карточки. (За это задание дается жетон)

 

-Я вижу,  что все справились с данным заданием. Давайте проверим. (Проверка по ключу на экране).

- Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок. За работу вы получаете красный жетон от царя.

- Поднимите руки те, кто допустил 1 ошибку. За работу вы получаете желтый жетон.

Отвечают на вопросы учителя

Составляют  примеры из таблицы,  называют ответ

Работают с интерактивной доской,  вставляют недостающие числа

Отвечают на вопросы учителя, получают жетон за работу

4. Физкультминутка

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз- сюда, два- туда, повернись вокруг себя.

Раз - присели, два- привстали,

Руки к верху все подняли.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения.

5. Изучение нового материала.

1) Вычитание из чисел 8,9, основанное на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.

Практическая работа.

2)Закрепление знания приема вычитания.

Работа в тетради (задание 3, с. 19)  

Физкультминутка

(На доске записаны  примеры  на вычитание из 8 и 9 и схемы состава чисел)

- Итак, ребята, давайте посмотрим еще раз 8 это сколько? (это 7 и 1).

Возьмите 7 голубых кружочков, сколько нам не хватает до 8? (1)

Добавьте 1 квадрат. Сколько всего фигур лежит перед вами? (8)

- Еще раз повторим, как мы получили 8?

- А сейчас закройте пожалуйста 7 кружочков. Сколько осталось фигур? (1)

-Сделаем вывод: из 8 вычесть 7 получиться 1. Хорошо, молодцы.

- А сейчас закройте 1 квадрат. Сколько фигур осталось незакрытыми? (7)

- Сделаем вывод: из 8 вычесть 1 получиться 7. Хорошо, молодцы.

- Ребята, какие знания вам помогли справиться с этим заданием?

- Если 8 это 6 и 2 , значит из 8 вычесть 6, сколько получиться? (2)

- Нам известно, что 8 – это 1 и 7. Если из 8 мы вычтем 1, сколько получим?

- Нам известно, что 8– это 2 и 6. Если из 8 мы вычтем 6, сколько получим?

 Аналогично с остальными примерами первого столбика.

- А сейчас мы еще раз вернемся к составу числа 9. Добавьте пожалуйста еще один голубой кружок. Сколько всего  пред вами лежит кружочков? (8)

- А сколько всего фигур лежит пред вами? (9)

- Так как мы получили 9?

- А если мы из 9 вычтем 8, сколько получиться? (1)

- Почему? Давайте проверим.  Закройте ладошками 1 квадрат, сколько осталось фигур? (7), а сейчас закройте ладошкой 8 кружков. Сколько осталось фигур? (1).

Значит пример мы решили правильно.

Аналогично с остальными примерами второго столбика.

Учитель: С какими новыми видами примеров мы сегодня познакомились? Уточните тему урока

Учитель: Какие выводы вы сделали?

- А сейчас мы посмотрим на сколько вы освоили действие вычитание. Для этого откройте рабочую тетрадь на странице 19 и найдите задание под цифрой 3.

Первый столбик разбирается с детьми, второй они решают самостоятельно с последующей проверкой на слайде.

- Рассмотрим первый пример. Давайте вспомним, 7 это  2 и сколько?

Значит, сколько нужно вычесть из 7, чтобы получилось 2?          

Шагая по царству,

Устали немножко.

Сейчас отдохнем

И продолжим дорожку.

Из-за парты тихо встали

И по царству зашагали.

Мы шагаем, мы шагаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Раз- подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три – присесть,

Четыре- встать,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

-К 7 прибавили 1

-Осталась одна фигура

Формулируют вывод.

- Осталось 7 фигур

-Знания состава числа 8

Получим 7, так как 8=1+7.

Получим 2, так как 8=6+2.

(дети устно решают оставшиеся примеры)

-Всего 8 кружков

- 9 фигур

- К 8 прибавили 1

-Получится 1

-Потому что 9 это 8 и 1.

-Вычитание из 8 и 9.

 -Чтобы решить примеры, необходимо знать состав числа 8, числа 9.

Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.(слайд)

7-5=2            9-6=3          

8-2=6           7-3=4  

-И 5

-

Нужно вычесть 5

Декламируют стихотворение, выполняя движения.

6. Закрепление пройденного материала. Работа над задачами.

Работа по учебнику (с.32, № 4)

-А сейчас отгадайте загадку:

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

- Ребята, царь приготовил для вас еще одно задание. А какое это задание, вы узнаете, разгадав анаграмму (на доске перепутанные слоги за, да, ча). Кто догадался, что же это за задание?

- Учитель: Теперь мы решим задачу №4 (1).

Учитель: О чем говорится в задаче?

Учитель: Сколько тетрадей было у Васи?

Учитель: Сколько тетрадей купили?

Учитель: А что нам необходимо узнать?

Учитель: Каким действием будем решать задачу?

Учитель: Объясните, почему будем решать задачу действием сложения?

Учитель: Какой пример получим?

Отгадывают загадку

- Книга. 

-Задача

(По ходу разбора задачи ученики у доски на наборном полотне выставляют схему)

-В задаче говорится о тетрадях.

-Было 7 тетрадей.

-Купили 3 тетради.

-Нужно узнать, сколько всего тетрадей у Васи.

- Действием сложения.

-Нужно найти целое, поэтому складываем части.

- 7 + 3 = 10

7. Итог урока

Беседа.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Но прежде чем объявить наследника престола, я хочу услышать:

  • Понравилось ли вам, уважаемые ученики, в моем математическом царстве?
  • Какое задание было самым интересным?
  • А какое – самым трудным?

- Молодцы, вот это дело!

Вы решаете умело!

Вы старались, не спешили

И корону заслужили.

Лучшими оказались……..

Учитель называет имена  учеников. Всем царь вручает сюрприз - математическую раскраску.

- Окончен урок, и выполнен план

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно  трудились,

За то, что царю, все вы так пригодились!

- На ваших партах лежат разноцветные кружочки: зеленые, красные, желтые. Если наш урок вам понравился, вы поднимаете зеленый кружочек, если на уроке у вас что-то не получилось – желтый, если вы не разобрались в новом материале – то вы поднимаете красный кружочек.

Отвечают на вопросы учителя.