урок математики
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Урок математики по теме "Запись смешанного числа в виде неправильной дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_4_klasse.rar707.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики – 4 класс

Тема:   Дроби. Запись  смешанного числа в  виде неправильной  дроби.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока : расширить представление детей об смешанном числе путем  выделения  целой  части  из неправильной дроби с помощью арифметических действий;

Задачи урока:

  • образовательные:  познакомить учащихся  с алгоритмом  преобразования смешанного числа в  неправильную дробь;   закрепить алгоритм  перевода  неправильной дроби  в смешанное число;
  • развивающие: развивать навыки устного счета, самоконтроля и самоанализа; способствовать развитию у учащихся  пространственного  мышления,  логического мышления, памяти и внимания; умений рассуждать;
  • воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, интереса к математике;

Оборудование: презентация к уроку;, учебник- тетрадь по  математике  Л.Г.Петерсон – 4 класс; карточки для  работы учащихся в группах и в парах;

Образовательные технологии, используемые на уроке:

технология деятельностного метода;

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ-технологии;

технологии сотрудничества;

Методы и средства, используемые на уроке:

наглядно-иллюстративный,

логический (анализ, синтез),

словесный (диалог, беседа);

методы обучения «создание ситуации успеха»;

метод контроля и коррекции;

 метод комментированного выполнения задания;

метод  рефлексии деятельности;

метод стимулирующего оценивания результатов

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Результаты обучения

1.Организационный момент. 

Цель:                                     мотивация учащихся к учебной деятельности, включение в деловой ритм урока.  Подготовка к работе.

-  Посмотрите на девиз урока. Как вы понимаете смысл данного выражения? («Где есть желание, найдется путь!»)

- Что вы уже знаете?  

- Есть у вас желание идти дальше по этой теме?  

- Что нужно сделать, чтобы открывать новое? (Повторить уже изученное, понять что мы ещё не знаем и стараться самостоятельное открывать новое.)

- А кто вам поможет повторять? (Вы, для нас подобрали необходимые задания.)

- Я вижу, что вы готовы идти дальше.

Готовность учащихся к активной учебно-познава-тельной деятельности на основе опорных знаний.

(Слайд 2)

Личностные УУД  

- широкая мотивационная  основа учебной деятельности;      

Регулятивные УУД  

- принимать и                     сохранять учебную       задачу;    

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме;                                      

Познавательные УУД

– анализ объектов с выделением существенных  и несущественных         признаков;                                                                                               - строить  рассуждения и алгоритмы;                              

Коммуникативные УУД  

–  учитывать разные                    мнения;                                                                       - формулировать соб-ственное мнение;

Подготовка учащихся к работе, моби-лизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока.

2.Актуализация

знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности.

Цель:                                     повторить изученный материал; выявить уровень знаний, изучить типичные недостатки.

На доске карточка с дробями: 

Слайд 3

- Что перед вами? (Дроби.)

- Разбейте дроби на группы. (Правильные дроби и неправильные дроби.)

- Что вам помогло сделать такой вывод? (Знания, какие дроби являются правильными, а какие неправильными.)

- Дайте определение правильным и неправильным дробям.

- Назовите неправильные дроби, которые можно записать в виде натурального числа. (.)   написать на доске

- Обоснуйте свой ответ. (Черта дроби обозначает деление, а числитель и знаменатель дроби – делимое и делитель, т.е. можно разделить числитель на знаменатель, частное от деления числителя на знаменатель – натуральное число.)  

- Что вы можете сделать с остальными неправильными дробями? (Мы можем из них выделить целую часть.)

- Выполните сформулированное вами задание. (в тетради)                              

(.)

- Какое правило вам помогло выполнить задание?  

- А можно натуральное число представить в виде неправильной дроби?

- Представьте 1 в виде дроби со знаменателем 3. (1 = .)

- Представьте число 2 в виде дробей разными способами. (

 Слайд 4

- Запишите смешанные числа, показанные на моделях. Представьте их в виде суммы целого числа и дроби. (3.3/5 = 3 + 3/5; 2.1/4 =2+1/4; 1.2/4=1+2/4)

Слайд 5

- Что вы можете сказать о задании?

- Что значит надо сделать со смешанным числом? (Смешанное число надо представить в виде дроби.)

Активная учебно-познавательная деятельность уча-щихся на основе опорных знаний.

Работа в группах.                 

(Слайды 3-5)

Фронтальный опрос.  

Работа в парах

Фронтальный опрос.  

Выполнение учащимися предложенных учителем зада-ний.

3. Сообщение темы  и задач урока.                        Цель:                                  активизация знаний учащихся, постановка  целей и задач  урока.

- Сформулируйте цель. (Представить смешанное число в виде дроби.)

- Как бы вы назвали тему урока? (Представление смешанного числа в виде дроби.)

Тему можно записать на доске, но сказать учащимся, что в процессе работы тема будет уточнена.

- Что вы теперь должны сделать? (Попробовать выполнить задание.)

- Проанализируйте результаты выполнения пробного задания. (Некоторые не смогли дать ответ, у остальных получились разные ответы.)

 

Фронтальный опрос.  

 

Познавательные УУД                                             – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;                                   - обобщать;  

- строить рассуждения   в форме связи простых суждений об объекте;                         - использовать  алгоритмы;

Коммуникативные УУД                                            – формулировать собственное мнение; - строить монологическое высказывание;                          

  - контролировать действия партнёра;                        - учитывать разные мнения;

Активные дей-ствия учащихся с объектом изучения

4. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

уточнение  целей и задач  урока.

- В чём ваше затруднение? (У нас нет способа перевода смешанного числа в виде дроби.)

- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было перевести смешанное число в дробь.)

- Почему вы не смогли выполнить задание или обосновать полученный результат? (Нет способа перевода смешанного числа в виде дроби.)

- Уточните цель деятельности. (Построить способ перевода смешанного числа в дробь.)

- Какой будет дробь в результате перевода? (Раз смешанное число больше 1, значит, в результате перевода получиться неправильная дробь.)

- Уточните тему урока. (Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.)

Фронтальный опрос.  

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:                                  организация «открытия» детьми способа действий; активизация знаний учащихся, постановка  целей и задач  урока.

- Сформулируйте правило записи смешанного числа в виде неправильной дроби.

     На доске фиксируется алгоритм, и опорный сигнал записи смешанного числа в виде неправильной дроби.

- Теперь вы можете выполнить пробное задание? (Да.)

Один ученик комментирует, выполненное задание.

- Что дальше вы должны сделать? (Потренироваться в записи смешанных чисел в виде неправильных дробей.)

Физминутка

Максимальное использование самостоятельности учащимися в добывании знаний и овладении способами действий.

Слайд 6

Личностные УУД                                                – учебно-познава-тельный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Регулятивные УУД                                           - учитывать в работе выделенные учите-лем ориентиры действия;

Активные дей-ствия учащихся с объектом изучения

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: 

выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

  4 (а), стр. 30

Упражнение выполняется у доски с проговариванием каждого шага алгоритма.

4

1. Умножим знаменатель на целую часть числа: 4 ⋅ 2.

2. К результату прибавим числитель дроби: 8 + 1 = 9.

3. Результат запишем в числитель дроби, а знаменатель оставим без изменения: .

Запись на доске и в тетрадях:

4 = .

Остальные задания разбираются аналогично.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Выполнение упра-жнений согласно инструкции.

(Слайд 8)

Регулятивные УУД                                          – принимать и сохранять учебную задачу;                                          - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;                                                                   -осуществлять конт-роль итоговый и пошаговый;                           Познавательные УУД                                             – анализ объектов с выделением суще-ственных и несу-щественных призна-ков;                                   - обобщать;

- строить

 рассуждения  в форме связи простых суждений об объ-екте;                    

-использовать  алго-ритмы;                                Коммуникативные УУД                                            – формулировать собственное мнение;                  -строить монологи-ческое высказы-вание;                  

 - контролировать действия партнёра;                        - учитывать разные мнения;

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий.

7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:                              организация дея-тельности по применению новых знаний; проверка умения действовать по алгоритму; осу-ществление само-проверки, пошаго-вого сравнения с эталоном.

- Что теперь вы можете сделать? (Проверить свои знания.)

- Как вы будете проверять свои знания? (Мы выполним самостоятельную работу и проверим по эталону для самопроверки.)

 4 (б), стр. 30

 Учащиеся работают самостоятельно 5 минут.

– Проверьте себя по эталону для самопроверки (Д-14) и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

– В чем причина?

– Что вам поможет их исправить? (Эталон.)

– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!

Самостоятельное выполнение зада-ний, требующих применения зна-ний в знакомой и измененной ситуа-ции.

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий.

8. Включение в систему знаний и повторение  

Цель:                              организация дея-тельности по при-менению новых знаний; проверка умения действовать по алгоритму; осуществление са-мопроверки, поша-гового сравнения с эталоном.

Задача. «Мама купила на 64 конфеты. 3/8 всех конфет она дала детям. Сколько конфет мама дала детям?» (64:8∙3=24)

- У вас на партах карточки с задачами. Прочитайте задачи, выберите, какая задача вам по силам. Помните, что задача со звездочкой сложнее.  

 

Реализация необ-ходимых и до-статочных условий для успешного выполнения  зада-ния всеми учащи-мися в соот-ветствии с акту-альным уровнем их развития.

Работа в парах

Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:  

проанализировать успешность урока, организация  рефле-ксии; осуществле-ние самооценки собственной учеб-ной деятельности; соотнесение цели и результатов уроков, степени их соответствия.

- Что в конце урока вы должны сделать? (Подвести итог нашей работе.)

- Вспомните девиз нашего урока, вы работали сегодня с желанием?(…)

- Были у вас затруднения? (…)

- Какую цель вы ставили?

- Достигли цели?

- Продвинулись вы по пути открытия новых знаний?

- Что вам помогало в работе?

- Оцените работу класса.

- Оцените свою работу, используя индивидуальные карточки (Р-5).

– В чем еще надо потренироваться? Следует ли еще тренироваться в записи смешанного числа в виде неправильной дроби? (Да.)

– Запишите домашнее задание.

Домашнее задание: №5, 8  Урок 10

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Личностные УУД                                       – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятель-ности;

Коммуникативные УУД                                                    - формулировать собственное мнение;

- строить монологи-ческое высказывание

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...