Целое и части
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Еремина Ирина Валентиновна

Целое и части. Закрепление взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.63 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

Слайд 4

2 , 3 , 1 , 4 , 8 , 5 1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,8

Слайд 6

3+4=7 4+3=7

Слайд 8

3+4=7 4+3=7 7-4=3 7-3=4

Слайд 9

Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим. На полянку мы выходим Много ягод мы находим. Земляника так видна! Мы едим ее с куста.

Слайд 10

Работа по учебнику стр.17 №33

Слайд 11

« Ребята! Большое вам спасибо! Я решил набрать букет ромашек для бабушки и дедушки и вернуться домой. До свидания».

Слайд 13

Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

в 1 классе УМК «Гармония»

Урок математики

Учитель: Еремина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МАОУ «Школа №53»

Предмет: математика

Общая характеристика урока:

Класс: 1 Б

Тема урока: Целое и части. Закрепление взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Тип урока: урок систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Целое и части».

Задачи:

  • Закрепить взаимосвязь действий на основе понятий «целое» и «части»
  • закрепить изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
  • повторить последовательность чисел в пределах 20;
  • развивать математическую речь, знать что такое «целое» и «части», названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, эмоции;
  • развивать навык самооценивания;
  • воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения

.

Планируемые результаты:

УУД:

Познавательные

Общеучебные:

формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;

формирование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические

формирование умения анализировать существенные и несущественные признаки;

формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

формирование умения строить логическую цепочку рассуждения.

Регулятивные:

формирование волевой саморегуляции, как способность к  преодолению препятствий, к мобилизации сил и энергии;

формирование умения давать своим действиям самооценку;

формирование умения ставить учебную задачу;

формирование умения осуществлять способы действия с заданным эталоном;

формирование умения планировать свои действия с учётом поставленной цели;

формирование умения рефлексировать свои действия, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

формирование умения планировать учебное сотрудничество;

формирование умения слушать и слышать;

формирование умения построения речевых высказываний.

Личностные: 

развитие доверия друг к другу, готовности к сотрудничеству.

 Использованное оборудование: комплект мультимедийного оборудования.

Используемые цифровые образовательные ресурсы: презентация, карточки.

Наглядно – иллюстративный материал: раздаточный материал – карточки с  рисунками, микрокалькуляторы.

Используемые цифровые образовательные ресурсы: Презентация, выполненная в программном обеспечении PowerPoint, карточки.

Оценочная деятельность на уроке: словесно-символическая.

Рисунок колобка, микрокалькуляторы на каждого ученика, большие фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, карточки: Жёлтые: солнышко, мячик, яблоко, репка. Зелёные: осиновый лист, яблоко, воздушный шар. Белый: ромашка; карточки-картинки с изображением предметов на каждого ученика,  таблички компонентов, много маленьких ромашек, карточки для работы в группе, заготовки деревьев 24 штуки.

№ п.п

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.

Организационный этап.

слайд 1

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Регулятивные УУД

  1. Формирование волевой саморегуляции.
  2. Мобилизация сил и энергии к преодолению препятствий

2.

Мотивационный этап.

слайд 2

К нам на урок пришёл герой из сказки.

- Из какой сказки этот герой? (Колобок)

- Скажите, чем заканчивается сказка? (Колобка съедает лиса)

- Давайте попробуем изменить конец сказки и помочь колобку не попасть в зубы лисе? Поможем?

- Для этого надо выполнить задания сказочных героев. Готовы?

Познавательные УУД (общеучебные )

Формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

3.

Мобилизирующий этап.

Устный счёт.

- Кого первого в лесу встретил колобок? (Зайца)

Слайд 3

Задания зайца.

1) Назовите числа от 8 до 15 (по цепочке)

    Обратно от 20 до 10 (по рядам)

2) Нумерация. (Работа с микрокалькулятором.)

- Приготовьте микрокалькуляторы. Нажимаете на клавиатуре ответ.

  1. Какое число стоит между числами 1 и 3? (2)
  2. Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
  3. Дано число 2, найдите и нажмите клавишу предыдущего числа? (1)
  4. Дано число 5, найдите и нажмите клавишу предыдущего числа? (4)
  5. Дано число 7, найдите и нажмите клавишу последующего числа? (8)
  6. Дано  число 4, найдите и нажмите клавишу последующего числа? (5)

Слайд 4

2,  3,  1,  4,  8,  5.

Открываю слайд с правильными ответами.

- Проверьте, такой ли у вас получился числовой ряд? (Дети сами проверяют свою работу)

- Помашите рукой те, у кого такой ряд получился. (Дети машут мне руками).

- Сбросили ответы.

- Расположите ряд чисел в порядке возрастания. Набираете ряд чисел на калькуляторе. (Взаимопроверка.)

- Помашите рукой те, у кого такой ряд получился. (Дети машут мне руками).

Слайд 4 (2 щелчок)

1,2,3.4.5.8

- Молодцы! Вы справились с заданиями зайчика. Зайчик побежал дальше.

Познавательные УУД (общеучебные )

Формирование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД  (логические)

Формирование умения анализировать существенные и несущественные признаки.

Регулятивные УУД

Формирование умения давать своим действиям самооценку.

Познавательные УУД (общеучебные )

Формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и слышать.

4.

Актуализация знаний.

- После зайца, кого встретил колобок (волка).

Слайд 5

 Волк не хочет упускать свою добычу, придумал сложное задание и надеется, что вы с ним не справитесь.

 По классу развешены геометрические фигуры. Найдите их (дети находят глазами место нахождение геометрических фигур). У вас на партах лежат карточки с картинками. Вы должны будете внимательно посмотреть и подумать, на какую геометрическую фигуру похож предмет на ней нарисованный, и подойти к нужной геометрической фигуре.

  • (Дети разбились на группы.) По какому признаку вы объединились в группу.
  • (Две группы приглашаю пройти на место. А третья группа разбивается на части — по цвету (круги).

 Жёлтые: солнышко, мячик, яблоко, репка. Зелёные: осиновый лист, яблоко, воздушный шар. Белый: ромашка.)

Ребята, посмотрите и скажите на какие части можно разбить эту группу картинок?

- Почему не принимают ромашку в 1-ой группе? Во 2-ой? (Она  белая)

 

  • Давайте мы её сделаем большой! Мы с вами в сказке? А в сказках можно колдовать?
  • Произнесём волшебные слова «Крибле, крабле, бумс» (Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, на доске в это время  вывешиваю часть ромашки). Дети открывают глаза.

Познавательные УУД (общеучебные )

Формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

Познавательные УУД  (логические)

Формирование умения анализировать существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и слышать.

2. Формирование умения планировать учебное сотрудничество.

3. Формирование умения построения речевых высказываний.

5.

Постановка учебной задачи.

  • Ребята, это ромашка? (Нет)
  • Почему это не ромашка? (Нет лепестков, серединки)
  • Толик, я вижу, у тебя на парте лежит лепесток. Выходи скорее к доске. На лепестке, ребята, что-то написано. Попробуй, Толик, прочитать.
  • 1 лепесток. Какое равенство на сложение можно составить,используя числа 3,4.7 (3+4=7 выставляю заготовку на доску.)

  • А у Влада  тоже на столе лепесток .Читай задание (Прикрепляю серединку ромашки с равенством 3+4=7 и 4+3=7)
  • Что использовали при записи этого равенства? (Переместительное свойство сложения)
  • Откройте тетради и запишите эти выражения.

  • Ника, у тебя на парте лепесток? Выходи, читай задание.

3 лепесток. Как называются числа при сложении?

  • Катя, неси лепесток и читай задание.

4 лепесток. Что будет целое, части?

… иди, покажи в равенстве, где целое, а где части

                    -Ребята, что мы получили? (ромашку)

  • А ромашка эта целое или часть?
  • Из каких частей она состоит? (лепестков и середины).

- Молодцы!

- Как вы думаете, чем займёмся сегодня на уроке. (Будем повторять «целое» и «части», с помощью равенств устанавливать связи между сложением и вычитанием).

 Будьте внимательны, может вы, заметите над, чем ещё мы будем работать.

- Молодцы! Вы справились с заданием злого волка. Колобок покатился дальше.

Регулятивные УУД

Целеполагание. Формирование умения ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и слышать.

2.Формирование умения планировать учебное сотрудничество.

3. Формирование умения построения речевых высказываний.

6.

Работа в парах.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Слайд 7

На пути у колобка медведь.

Задание медведя.

- Давайте вернёмся к равенству 3+4=7. Какие числа вы использовали в равенстве?

(3, 4, 7 – выставляю карточки с цифрами). 

Медведь просит вас поработать в парах и составить с этими числами ещё 2 равенства на вычитание. Откройте тетради, запишите 2 равенства на вычитание.

Слайд 8

(Проверка: выкладывание ромашек. Чтобы получить ромашковое поле).

-Какие выражения вы записали  на вычитание? (7-3=4, 7-4=3)

  1. Как называются числа при вычитании?
  2. Что при вычитании целое? Что части?
  • У какой пары есть такие равенства, поднимите руки? Один человек из пары, у которой есть такое выражение, выйдите к доске. Прикрепите ромашку.
  •  Молодцы!

- Посмотрите на равенства и скажите, как связано действие сложение с вычитанием?

- Над чем мы сейчас поработали? (Посмотрите на 1,2 равенства – какое действие? Посмотрите на 3,4 равенства,  какое действие? Как получили 3 и 4 равенства?)

- Посмотрите, на пути у колобка выросло много ромашек. Как называется место, где растет много ромашек? (Поле)

- Что будет «целое»? (ромашковое поле) Что будет «части»? (ромашки)

Слайд 9

-Ромашковое поле очень понравилось колобку!

Регулятивные УУД

Формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД

 Формирование умения слушать и слышать.

Познавательные УУД  (логические)

1. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

2. Формирование умения строить логическую цепочку рассуждения.

Личностные

Развитие доверия друг к другу, готовности к сотрудничеству.

7.

Физкультминутка

Презентация «Ромашковое поле».

- Колобок решил отдохнуть. Давайте и мы с ним отдохнём.

 (Дети смотрят презентацию и повторяют движения за колобком).

Регулятивные УУД

Формирование умения осуществлять способы действия с заданным эталоном.

8.

Работа в группе.

-Кого  встретил колобок после медведя ( лису)?

слайд 10

-Нам лиса приготовила задания в учебнике стр.17 №33

- Молодцы!. Ой, Колобок что-то нам говорит, но я не могу его понять. Работаем в парах.

Вы объединяетесь в группы по 2 человека и должны расшифровать слово, которое хочет сказать колобок,  решив выражения.

Ключ  

7

4

5

7

3

8

6

8 - 3 =… 5(А)             3+5= … 8(Б)                 7-4=… 3(И)

2+5=… 7(С)               7-3=… 4(П)                    9-3=…6 (О)

- Что говорит Колобок 1-ой группе, 2 –ой …? (Спасибо)

-Молодцы!

- Ой, колобок что-то хочет сказать, давайте прочитаем.

Слайд 11

 « Ребята! Большое вам спасибо! Я решил набрать букет ромашек для бабушки и дедушки и вернуться домой. До свидания».

 - Ребята что эти слова значат. Мы хотели изменить конец сказки. Добились мы своего? (Да)

Регулятивные УУД

Формирование умения планировать свои действия с учётом поставленной цели.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и слышать.

2.Формирование умения планировать учебное сотрудничество.

3. Формирование умения построения речевых высказываний.

Личностные

Развитие доверия друг к другу, готовности к сотрудничеству.

9.

Итог урока. Рефлексия.

- Мы с вами хорошо потрудились, сегодня. Вы помогли колобку спастись от лисы.

- Давайте вернёмся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

слайд 12

На партах у вас лежит часть дерева. Чего нет на ваших деревьях. (Листьев). Возьмите в руки зелёный карандаш. Сейчас вы будете рисовать листочки. Если  вы на уроке делали, то о чём я сейчас буду говорить, вы рисуете лист, если вы этого на уроке не делали – не рисуете. Будьте внимательны. Готовы?

  1. Сегодня мы повторяли числа в пределах 20.
  2. Закрепили связь сложения и вычитания.
  3. Повторили геометрические фигуры.
  4. Составляли примеры на сложение и вычитание.
  5. Старались мыслить, были внимательными.
  6. Учились работать в группе.
  7. Склеивали на уроке бумагу.

- Какие прекрасные деревья у вас получились, поднимите их.

- Дерево это целое или часть? Что будет частями дерева?

- А в целом выросло одно большое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое.

- А дерево может быть частью? (Да)

- А частью чего? (Леса)

- Давайте ваши деревья расположим на доске и получим целое – (лес).

 - Молодцы!

Слайд 13

- Спасибо за урок.

- Урок окончен.

Познавательные УУД (общеучебные )

Формирование умения рефлексировать свои действия, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение целого или части. Математика 1 класс

Данный урок учитель первого класса может использовать на этапе  закрепления темы "Решение задач на нахождение целого и ли части" (программа Т. Е. Демидовой). Урок нетдрадиционный, построен в форм...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Математика. 1 класс. Урок 22. Целое и части - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 22. Целое и части - Презентация  Урок 22. Целое и части В презентации отображены:    дополнительное задание с интерактивной поддержкой и анимаци...

Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым»

Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым» (4 класс)Предметные задачи: решение задач на часть целое, где часть выступает целым, систематизация данных...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....