Урок математики по теме "Литр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Биккулова  Ольга  Владимировна

Конспект урока математики по теме "Литр" для 1 класса УМК "Перспектива" на основе системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse.doc71.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt426 КБ
Microsoft Office document icon ctihotvorenie.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie_dlya_aktualizatsii.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon etalon_obyoma.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе (УМК «Перспектива»)

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Литр».

Основные цели:

1) формировать представление о величине «объем», единице измерения объема - литре, формировать умение записывать и решать выражения с именованными числами;

2) актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», тренировать вычислительный навык.

Планируемый результат:

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознание математических составляющих окружающего мира.

Регулятивные: освоение способов применения единиц измерения объема, длины и массы в жизни.

Познавательные: осмысление величин и их значение в жизни.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, умение анализировать,  сравнивать и обобщать, работая в парах.

Предметные умения:

Иметь представление об измерении объема и единице измерения – литре.

Складывать, вычитать и  сравнивать именованные числа.

Решать задачи с именованными числами.

Правильно употреблять в речи математические понятия.

Оборудование: компьютер,  интерактивная доска, презентация к уроку, демонстрационный и раздаточный материал, ё ёмкости для воды.

                                                     Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: изучение величин.

Учитель открывает на доске стихотворение:     (Слайд 1)

  • Прочитайте стихотворение.
  • В каком случае школа действительно может подарить вам знания? (Если мы сами примем участие в их добывании.)
  • Что значит самим добывать знания? (Это, значит, понять, что еще не знаем, постараться самим открыть новый способ.)
  • Чему будет посвящен урок?  (Открытию новых знаний.)

  С чего вы должны начать? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», «единица измерения»;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

  1. Актуализация понятий «величина», «мерка», «единица измерения»

--   Сегодня у нас в гостях  Золотая рыбка, которая может исполнить 3 ваших желания, если вы справитесь с её заданиями.    (Слайд 2)

Задание первое.    (На листочках)

Сравни:

2кг + 7кг         8кг                        6см – 3см + 5см          9см

9см – 3см        6см                       1кг + 8кг – 4кг           4кг

(проверка сигнальными карточками)

--   Что сравнивали?   (Именованные числа)

  • Что такое величина? (Это свойство предмета, которое можно измерить.)
  • Какие величины вы знаете? (Длина, масса)
  • Какой единицей измерения воспользуетесь, чтобы узнать: сколько весит арбуз? (кг)
  • А чем измерите длину тесьмы? (см)

Учитель берет в руки стакан с водой.

--  Что у меня в руках?

--   Что в стакане?  (Вода, жидкость)

--   Что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась?   (Емкости)

--   Приведите примеры ёмкостей.

--  Есть ли в нашем классе ёмкости? Назовите.

--  Чем можно измерить воду в  аквариуме?

--   Может быть, воспользуемся известными  единицами измерения – кг или см?   (нет)

--   Как же быть?    (Нужна другая мерка)

  • Сегодняшний урок будет посвящен новой величине. Как вы думаете какой?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель может помогать наводящими вопросами.

  • Для чего служат эти предметы? (Эти сосуды нужны для хранения жидкостей.)
  • Верно, от чего зависит выбор сосуда? (От того, сколько может сосуд вместить.)
  • Вы будете изучать такое свойство предметов как вместимость или объем сосудов.

Учитель открывает тему урока.   (Слайд 3)

Физкультминутка.

2) Пробное действие.

  • Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили, что называют величиной, известные величины и их измерение, название новой величины – объем.)
  • Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
  •  Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
  •  Как узнать, правы ли вы? (Измерить вместимость)

К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.

- Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).

- Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.

 Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.

-  Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)

-  Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  • выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
  • Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды?  Или вы допустили какую-то ошибку?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

  • построить проект выхода из затруднения.
  • Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ определения объема сосуда.)
  • Давайте подумаем, что вам может помочь в открытии способа. Что вы узнали об объеме? (Объем характеризует вместимость предмета.)

  • Как это можно использовать? (Нужно налить воды в один сосуд и попробовать перелить его в другой.)
  • А затем? (Сделаем вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

Учащиеся набирают воду в один из сосудов и переливают его в другой. Делается вывод, что сосуды обладают одинаковым объемом.

  • Итак, какой вывод вы сделали? (Сосуды обладают одинаковым объемом.)
  • Почему же у вас получились разные ответы при измерении объёма банками?  (Нужно пользоваться единой меркой)
  • Кто знает, какая существует единица измерения объема? (Литр.)
  • Составим эталон.   (Слайд 4)
  • Сравните ваши выводы с выводом в учебнике на стр. 44
  • Сделайте вывод. (Мы  верно открыли новые знания об объеме.)
  • Преодолели ли вы затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете? (Измерять и сравнивать объемы разных сосудов.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новые знания.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Учебник № 1, стр. 44  (Выполнение практической работы)

--  В каких жизненных ситуациях вы можете воспользоваться результатами практической работы?   (Высказывания детей)

Учебник № 3, стр. 44

Задание выполняется учащимися с комментированием с места.

Второе задание Золотой рыбки.

--   Теперь Золотая рыбка  предлагает  вам поработать в парах.

Рабочая тетрадь № 2, стр. 52

  • Найдите  2 на странице 52.
  • Прочитайте задание.
  • Можете ли вы без переливания выполнить задание?  (Да, именованные числа можно складывать и вычитать)

Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием. После выполнения организуется проверка  с помощью сигнальных карточек.

  • У кого есть ошибки в выполнении задания?
  • В чем они?
  • Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих

трудностей.

  • У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли, как определять и сравнивать объем сосудов.)

Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ определения объема сосудов.

  • Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы усвоили новую тему.)

Третье задание Золотой рыбки.

Рабочая тетрадь №1, стр.52,  учебник № 2, стр.44

 Проверка проводится по образцу.   (Слайд 5)

  • Проверьте свои работы по образцу для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
  • У кого есть ошибки? В чем они?
  • Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться)
  • У кого нет ошибок, покажите зеленый  цвет сигнальной  карточки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

организовать тренинг решения задач на нахождение части и целого.

При выполнении, каких заданий, можно встретиться с величиной объемом? (При решении задач.)

Рабочая тетрадь № 5, стр. 53

  • Найдите  5 на странице 53.
  • Прочитайте  первую задачу.
  • О какой единице измерения массы идет речь? (О  кг.)
  • Заполните схему.
  • Что ищем в задаче?   (Целое)
  • Каким правилом воспользуетесь? (Чтобы найти целое, надо части сложить.)
  • Запишите решение задачи самостоятельно.

Все учащиеся самостоятельно записывают решение задачи.

  • Итак, какой ответ вы получили? (9 кг овощей купила мама.)
  • Кто получил другой ответ?
  • Как вы рассуждали?
  • Исправьте свои ошибки.
  • Прочитайте  вторую задачу.
  • О какой единице измерения объёма  идет речь? (О  литре.)
  • Заполните схему.
  • Что ищем в задаче?   (Часть)
  • Каким правилом воспользуетесь? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известные части.)
  • Запишите решение задачи самостоятельно.

Все учащиеся самостоятельно записывают решение задачи.

  • Итак, какой ответ вы получили? (1 литр молока остался.)
  • Кто получил другой ответ?
  • Исправьте свои ошибки.

Аналогично решается третья задача.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

  • Какую цель вы ставили в начале урока?
  • Достигли ли цели? Докажите.
  • Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?
  • Оцените свою работу с помощью светофора. (Слайд 6) Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то покажите зеленый цвет. Если вы усвоили новый способ, но испытывали трудности, то покажите желтый цвет. Если вы не усвоили новый способ, то покажите красный цвет.

Золотая рыбка благодарит вас  за то, что вы хорошо справились  с  заданиями,  и просит вас бережно относиться к воде, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень - очень нам важна Математика- страна. С гордостью сегодня в школу Прибежала ребятня, Потому что на уроках Дарит знания она.

Слайд 3

ОБЪЁМ ( ВМЕСТИМОСТЬ ) СОСУДОВ

Слайд 4

ОБЪЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧИНОЙ Единица измерения – 1 литр (л).

Слайд 5

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ 1. 9л 8л 4л 6л 8л 5л 2. 5 + 3 = 8 (л) Ответ: 8 литров воды налили в синюю кастрюлю.



Предварительный просмотр:

Очень - очень нам важна

Математика - страна.

С гордостью сегодня в школу

Прибежала ребятня,

Потому что на уроках

Дарит знания она.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Объем является величиной.

Объем характеризует вместимость предмета

Чтобы измерить объем сосуда, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уместится в сосуд.

Единица измерения – 1 литр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...