урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Николаенкова Наталья Николаевна

урок математики в 3 классе  по теме "Единицы измерения времени : год,месяц,сутки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_v_3_klasse_po_teme.docxvrem.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике в 3 классе по теме "Единицы измерения времени"

Тема урока: Единицы измерения времени: год, месяц, сутки.

Цель урока: Формировать у учащихся представление о годе, месяце, неделе, сутках; закреплять представление о временной последовательности событий; 
учиться пользоваться табелем календарем, ориентироваться в часах. 
Развивать вычислительный навык, умение рассуждать, наблюдать. 
Воспитывать аккуратность, интерес к предмету, бережное отношение ко времени.

Оборудование: 1) Презентация «Единицы измерения времени». 
2) Модель часов, образец календаря. 
3) Раздаточный материал для учащихся: календари, часы. 
4) Мультимедийный проектор. 
Ход урока: 
1 Мотивация к учебной деятельности

2. Сообщение темы, цели урока.

- Ребята, отгадайте загадку : «Что идет не двигаясь с места?» (время) 
- Именно о времени, единицах измерения времени мы сегодня поговорим (слайд 1)

3. Работа над новой темой.

- Какая самая крупная единица времени на сегодняшнем уроке? (год) 
- На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (4 времени года)

- В тетрадь: 1 год = 4 сезона

- По каким признакам мы разбили год? (по погодным явлениям) (слайд 2) 
- А как еще можно разделить год? (на месяцы) 
- Сколько их? (12) (слайд 3)

В тетрадь:1 год = 12 месяцев

- Послушайте про каждый месяц: 
В гости год к нам пришел 
И гостей с собой привел: 
Первый ёлку нам принес. 
Запушил её мороз. 
И у гостя в серебре 
Брови и ресницы. 
Он открыл в календаре 
Первую страницу.

Гость второй – молодой,- 
Он в ушанке со звездой. 
И в полах его шинели 
Завиваются метели.

Третий гость на солнце весел, 
А в тени всегда сердит.

А четвертый - светел, ясен- 
Он капелями звенит.

Пятый гость нарядный- 
праздничный, парадный.

А шестой, седьмой, восьмой 
Прибежали в майках. 
Полон ягод лес густой, 
Вся в цветах полянка.

Гость девятый- ученик 
Носит белый воротник, 
У него дневник в руке 
И пятерки в дневнике.

А десятый гость- богатый. 
С чем пришел он к нам ребята? 
С урожаем он пришел- 
Приглашает вас за стол.

Гость одиннадцатый к нам 
входит гордым шагом . 
Нет конца цветным огням 
И расшитым флагам.

Гость последний приближается, 
Снегом все запорошил, 
Шубку выбелил у зайца, 
Спать медведя уложил, 
И ребятам снова 
Ёлочка готова!

- Так почему же гости-месяцы шагали от одной ёлочки к другой? (Новогодней ёлкой год начинается и заканчивается) 
- Вы, наверное знаете, что каждый месяц содержит определённое количество дней, которые собираются в год. (Слайд 4) Посмотрите на таблицу и скажите сколько месяцев содержат 30 дней? 31? А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (февраль). А от чего это зависит? (от того високосный этот год или нет). 
- Если сложить все дни по месяцам, то получится 365(366) дней.

В тетрадь: 1 месяц = 30 или 31 или 28(29) дней. 
1 год = 365(366) дней

- В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем время неделями. Т.е. люди придумали делить месяц на недели, а в каждую неделю включили 7 дней (слайд 5) 
- Назовите дни недели? 
- А что это за 2 красивых дня? (выходные)

В тетрадь: 1 неделя = 7 дней.

- А теперь попробуйте разделить неделю на более мелкие единицы измерения? (день или сутки) 
- Вы слышали такую пословицу: «День да ночь – сутки прочь?» 
- Что вы поняли о сутках из этой пословицы? (сутки прошли если прошли день и ночь) 
- Но отсчитывать время днем и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идет о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время. Кто знает что это за прибор? (часы) (Слайд 6) 
-Так вот если отмерять сутки по часам, то длительность суток равна 24 часам.

В тетрадь: 1 сутки = 24 часам.

- Существует много различных видов и разновидностей часов (Слайд7), но у всех одна задача : они отсчитывают время. 
- И вот так часы, постепенно отсчитывая часы, сутки, недели, месяцы, сезоны отсчитывают сначала год, другой и так далее. Время не стоит на месте, оно уходит, и если вы его не будете беречь, то у вас получится как у героев сказки о потерянном времени.

- Есть конечно и другие единицы измерения времени - и большие, и меньшие, но мы с вами должны пока подытожить все, что вспомнили сегодня о времени.(слайд 8)

Физкультминутка( для снятия усталости с глаз + часики)

4. Закрепление изученного материала.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте представим, что на машине времени мы с вами отправились в последние секунды нашего 2008 года, и начнем отсчет нового 2009 года. Вспомните, с какого момента начинается отсчет нового года? (Когда Кремлевские куранты 31 декабря в 12 часов ночи пробьют 12 раз и стрелки начнут свой путь по первым суткам 2009 года.) Бой курантов.

а) Работа с макетом часов. 
- Возьмите в руки ваш макет часов. Пока он чистый, но мы с вами сейчас начнем рисовать новый год. В какой точке мы находились, когда били куранты? (жирная точка). Это 0 часов, 0 минут. Нарисуйте стрелки и покажите, в каком направлении пойдут стрелочки. 
- А когда пройдет час, где мы будем? (там где первая точка) .Поставьте там 1. 
- А теперь отметьте все часы по кругу, добравшись опять до точки. 
- Сколько часов прошла стрелка? (12) 
- Можно ли сказать, что прошёл первый день нового года? (нет) 
- Пока мы добрались только до середины 1 января. А кто знает, как называется это время? (полдень) 
- Мы с вами уже знаем, что сутки это 24 часа. А складываются они из 12 часов до полудня и 12 часов после полудня, и поэтому последующие часы люди условились отмечать числами, следующими за числом 12. Это 13, 14, и т.д. до 24. Отметьте их у себя карандашом другого цвета. 
- Скажите, когда у нас закончится первый день 2009 года? (когда часовая стрелка окажется на 12 часах второй раз). Как называется это время суток? (полночь) 
- Сколько раз наша часовая стрелочка побывала на каждом делении? (2 раза)

б) Работа с календарём 
- И так, наше путешествие с часовой стрелкой по 1 января 2009 года закончилось. Переносимся на нашей машине времени во второй день 2009 года. А чтобы попутешествовать по всему году нам поможет табель-календарь. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Скажите, что представляет собой календарь? (это все дни года, разбитые по годам и неделям). 
- Как разбиты дни в календаре? (по месяцам) 
- Назовите, какие месяцы содержат 31 день? 30 дней? 
- А теперь найдите самый короткий месяц 2009 года? (февраль). Мы с вами уже говорили про февраль, и знаем, что он раз в четыре года может длится 29 дней. Такой год называется високосным. Будет ли будущий год високосным? (нет)

- Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние? (такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца) 
- А теперь давайте поиграем в игру « Времена года»: 
1 ряд – осень 
2 ряд – зима 
3 ряд – весна

- Какой сезон я ещё не назвала? (лето). А летом вы будете все вместе. Если вы по названным мною признакам узнаете свой сезон, то ваш ряд встает, а если это будет лето, то вы все дружно хлопаете в ладоши. 
• Можно загорать 
• Очень длинные ночи и короткие дни 
• Это время года следует за летом 
• Зеленеют деревья, появляются первые цветы 
• Наряжаем ёлку 
• Время года между летом и зимой 
• Самое жаркое время года 
• С деревьев опадают листья, холодает 
• Это время года содержит месяц апрель

- Теперь мы отправляемся дальше в наше путешествие на машине времени по календарю.

- Самая верхняя строчка в каждом месяце это дни недели. Как они обозначены? (буквами) 
- А почему числа записаны строчками? ( это недели). И если мы от какого-то дня месяца проведем вверх воображаемую линию, то мы узнаем, на какой день недели он приходится. 
- Мы с вами остановились во времени 1 января 2009 года. Скажите, какой это день недели? (четверг). 
- В какой день недели он закончится январь 2009 года? (в субботу) 
- А сейчас давайте составим математическое выражение и подтвердим вычислением, что январь имеет 31 день. Сколько полных недель в месяце?( 3 полных и 2 неполных): 
7*3+4+6=30 
Просчитайте так же февраль: 
7*3+1+6=28

Вспомните, какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (выходные) 
- Как они обозначены в календаре? (красным цветом) 
- Обведите все выходные января. Сколько их получилось? (9). А теперь обведите все выходные и скажите, какой месяц будет содержать больше всего выходных? (май и август).

- А ещё вы все любите праздники. Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их красным цветом. 
• 1 января 
• 7 января 
• 23 февраля 
• 8 марта 
• 1 мая 
• 9 мая 
• 12 июня 
• 4 ноября (День народного единства)

- И важный для каждого из вас – День вашего рождения.

- Давайте теперь отправимся в вашу любимую пор - летние каникулы. Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом: 
30+31+31=92 дня.

- Понравилась вам работа по календарю?

5. Подведение выводов и итогов урока. 
- С какими единицами измерения времени мы познакомились? 
- Что вы о них узнали? 
- Чему научились на уроке? 
- Поднимите руку те, кто считает, что разобрался с календарём и часами на «5», на «4». 
- А кому что-то не понятно?

6. Домашнее задание. 
- Дома вы составите 10 выражений к оставшимся месяцам и отметите на своих календарях дни рождения своих родителей и других близких родственников и найдёте пословицы о времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...