Конспект урока
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Шафикова Глюза Шарифьяновна

Конспект урока в 4 классе математика Петерсон "Доли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Доли. Доли величин

Цель урока:

формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.

Задачи

  1. Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
  2. Работать над расширением математического кругозора.
  3. Развивать речь, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
  4. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Оборудование урока:

  1. Карточки устного счета у каждого ученика.
  2. Геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг.
  3. Учебник Л.Г. Петерсон, 4 класс, 1 часть.
  1. Актуализация знаний. Устные вычисления.
  1. Мотивация

к учебной деятельности

-Приветствие гостей.

Жил на свете мудрец,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу, и он будет не прав”.

Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках.  Как захочешь, так и будет”.   А как вы думаете, что значит «Все в твоих руках»?  (Ответы детей)

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Запись числа.

Классная работа. 21 октября.

-Как можете охарактеризовать число 21? (нечетное, двухзначное, натуральное)

 Начнём урок с зарядки для ума.

СЛАЙД         На доске:  А=   д, к, о, л, у, ж, и

                   В=   с, д, о, б, л, г, и     Найдите  А    В.

-Какое слово получилось?

(А     В =     д, о, л, и        

- В тетрадях покажите пересечение множеств с помощью диаграммы Эйлера-Венна.

(Поменяйтесь с соседом тетрадями, перепроверьте, ведь

«Одна голова хорошо, а две-…..лучше)

СЛАЙД

                А        В

                       к                                д                  с        ю

        о     л                          о

        ж            и        б

Справились с заданием?  

Молодцы!

3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

-Продолжаем мозговой штурм.

-Ребята, у вас на столах есть карточки с примерами двух уровней. Выбираете тот уровень, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь. Решаем самостоятельно.

СЛАЙД

Iуровень                              IIуровень

160

ответы

 : 2

· 9

+ 180

:10

-89

:4

               


Iуровень

                   IIуровень

160

ответы

: 2

80

 · 9

720

+ 180

900

:10

90

-89

1

:4

1:4 -?

72

 ответы

: 24

3

· 60

180

+320

500

:5

100

:100

1

: 2

1:2--?

72

 ответы

: 24

· 60

+320

:5

-99

: 2

-Почему не смогли справиться с заданием?

(В последнем примере делимое меньше чем делитель. Число 1 не делиться ни на 4 ни на 2).

-Это правильно. Но если это целый арбуз? Пирог? Или целый апельсин? 

Какое затруднение возникло перед вами?

(Делится число один на другие числа или нет?)

К примерам   1:2  и  1:4  закрепляем вопросительный знак.

ФИЗМИНУТКА

Физминутка!!!!

4. Открытие нового знания

-Ребята, внимание на экран. Сейчас  посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма  «Мы делили апельсин».

- Ребята, почему волк остался без апельсина?  (Он был жадный.  Хорошее ли качество жадность? )

-Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька, доля)
Если вы были внимательны, с этим словом мы уже встречались. А где? (пересечение множеств).

СЛАЙД пересечение множеств повтор

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли)

 (На доске, где ТЕМА:  ДОЛИ)

-Как они его разделили?  (на равные части)

Термин «равные части» иногда заменяют термином «доли».

- На сколько равных частей (т. е. долей) поделили апельсин?          (   )

- Сколько долей (т. е. частей) получил каждый?  

-А как нам это записать?

 (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

 На доске дети видят следующую запись с рисунками

 1 ;       1         1       1       1

 2         3         4       5       6          СЛАЙД

ПРОГОВАРИВАЕМ как называются дроби

1                                         1                                          1

2 называют половиной    3 называют одна треть     4 называют одна четверть

- А что же обозначает запись 1? (Мнения детей.)

                                                   п

   Значит, записи 1:2  и 1:4 не верны, т.к. если целое разделили на равные части и взяли одну такую часть, записывается это так  1 ;      1    

                                                                                                     2        4    

Исправляем где ? знак на ! и     1 ;      1    

                                                         2        4    

       

5. Первичное закрепление

Практическая работа с кругом, квадратом, прямоугольником

-- Положите перед собой прямоугольник.

- На сколько частей разделили эту фигуру? Какие эти части? (Равные.) Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна третья, т.к. прямоугольник поделили на 3 доли, а закрасили одну.)

http://festival.1september.ru/articles/513288/img3.gif(Целое разделили на 3 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна третья.)

- При чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья , четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

- Возьмите квадрат и разделите его на 4 равные части. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна четвертая)

- А как записать?      1

                                4

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть.)

-Возьмите круг и разделите его на 2 равные части. (Кто-то с помощью линейки, а кто-то сгибанием.) Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна вторая или половина.)

- А как записать?  1

                             2

6.Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Самостоятельная работа

3) Работа в парах №2, стр.65,

а) Начертите отрезок [АВ]= 5 см, разделите его на 5 равных частей. Отметьте на нём отрезок [СД]=1см.

- Какую долю отрезка [АВ] составляет [СД]?

СЛАЙД

б) Начертите отрезок [АМ]= 7 см, разделите его на 7 равных частей. Отметьте на нём отрезок [СЕ]=1см.

- Какую долю отрезка [АМ] составляет [СЕ]?

СЛАЙД

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Продолжите запись, пользуясь образцом: так как 1м=100см, то 1см= 1/100м

На доске с объяснениеями

1м = 100см

1см = http://festival.1september.ru/articles/513288/img7.gif м

1кг = 1000г

1г = http://festival.1september.ru/articles/513288/img8.gif кг

1т = 10ц

1ц = http://festival.1september.ru/articles/513288/img9.gifт

1 м=...дм, то 1 дм = …м

1 кг=…г, то 1 г = …кг

1 т =…кг, то 1 кг=…т

1 сут =…ч, то 1 ч=…сут

1 ц =...кг, то 1 кг=…ц

1 мин =….с, то 1 с=….мин

8. Рефлексия

-А теперь минутка раздумий

-Вспомните, что мы делали на уроке?

-Перед вами листочек. Прочитайте стихотворение. СЛАЙД

-Выберите фразу, которая для вас подходит и, когда я буду читать

выбранную вами фразу, вы хлопаете в ладоши.

Текст: Урок полезен, все понятно.

          Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

        Ещё придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

9. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...