Урок – монопроект по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Нестерова Ольга Владимировна

Цель урока: формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 1 класса в предметной области "Математика" через включение в монопроект по теме "Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель               Нестерова Ольга Владимировна

Место работы     МАОУ СОШ39

Должность         учитель начальных классов

Предмет             математика (монопроект)

Класс                  1Д

Конспект урока

УМК «Школа России». Урок – монопроект по теме  «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».

Цель урока:

Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 1Д класса в предметной области «Математика» через включение в монопроект по теме: «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование положительной учебной мотивации, н6авыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование умения формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем (регулятивные УУД)

- формирование умения работать с информацией (осуществлять поиск и выделять необходимую информацию), овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка, обобщение, выделение лишнего; формирование основ квалифицированного читателя (познавательные УУД)

- формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять роли в паре и группе и выполнять соответствующие ролям функции; формирование умения работать в подготовленной информационно-образовательной среде, осуществлять выбор (партнёра, материалов и инструментов, разноуровневых заданий в карточках, выбор центров) (коммуникативные УУД)

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с использованием математических знаний в жизни;

- развивать математическую речь, внимание, аналитическое мышление, формировать умения выделять существенные признаки и свойства; 

- воспитывать  интерес к предмету, дисциплинированность.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам стихотворения, загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в парах, группах, центрах активного взаимодействия; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Технологии: технология проблемного диалога, проектная деятельность.

Оборудование урока:

- инструкционные карты,

- разноуровневые карточки для работы в центрах активного взаимодействия

- книги с загадками, стихами, пословицами и поговорками,

- листы самооценки,

- цветные карандаши, клей, спичечные коробки, цветная бумага, картон, ножницы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Создание мотивационного успеха

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый путь!

- Посмотрите друг на друга, вам сегодня работать в группе,  улыбнитесь другу и пожелайте успехов и садитесь!

    2. Постановка проблемной ситуации.

- Какое сегодня число? (20 января)

- Сколько дней в этом месяце? (31)

- Какой по счёту день недели? (третий)

- Сколько дней в неделе? ( 7)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назови номер своей квартиры. (…)

- В каком классе ты учишься? (1Д)

- Назови номер своей школы. (39)

- Знания какого предмета помогли вам быстро и правильно ответить на мои вопросы? (Математика)

- Что же является главным на уроке математики и без чего нам не обойтись в жизни? (числа)

-Подумайте над выражением «Математика вокруг нас»

- Как понимаете смысл выражения «Математика всюду»?

- Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где? (да, номера автобусов, домов, цены в магазинах, номер ряда в цирке, места в театре)

- Приведите примеры ситуаций, когда на уроках обучения грамоте и письму, других предметов приходилось использовать числа? (считаем количество слогов, звуков, букв в словах, дата, номера страниц в учебнике, номера упражнений)

- Посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопрос: « Как данные произведения связаны с нашим уроком математики? («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «101 далматинец», «Два мороза», «Три поросёнка»)

-Вывод: В названиях произведений есть числа.

  1. Фронтальная работа.

Математика встречается всюду: на зданиях школы, на домах, на дверях квартиры, на машинах, на уроках обучения грамоте считаем звуки, буквы, слоги, на уроке рисования узнали, сколько цветов у радуги, на окр. мире говорили, что у насекомых 6 ног и т.д. А сегодня мы будем говорить о числах, которые встречаются в литературных произведениях.

- Математика встречается и в загадках. Посмотрим, сумеете ли вы услышать в загадках числа.

  1. Восемь ног, как восемь рук,

      Вышивают шелком круг.

      Мастер в шелке знает толк.

      Покупайте, мухи, шелк.

(паук – число 8)

  1. Вот сестрёнки – две плетёнки

      Из овечьей шерсти тонкой.

      Как гулять – так надевать,

      Чтоб не мёрзли пять да пять!

(варежки – число 5, 2)

  1. У него глаза цветные,

      Не глаза, а три огня.

      Он по очереди ими

      Сверху смотрит на меня.

(светофор – число 3)

  1. Хоть у нас четыре ножки

      Мы не мыши и не кошки.

      Хоть мы все имеем спинки,

      Мы не овцы и не свинки.

      Мы не кони, хоть на нас

      Вы садились много раз.

(стул – число 4)

  1. На дворе переполох,

      С неба сыплется горох.

      Съела шесть горошин Нина

      У неё теперь ангина.

(град – число 6)

  1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали,

Не одну нашли, а десять.

      (картофель – число 1, 10, 100)

  1. Два брата через дорогу живут,

А друг друга не видят.

      (глаза – число 2)

  1. Организация отдыха детей с целью снятия эмоционального напряжения и подготовки руки к выполнению практической работы.

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать. нужно на носочки встать.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

     5. Организация работы над проектом.

- Теперь мы готовы к работе, и я предлагаю вам сегодня начать создавать книгу под названием «Математика вокруг нас».

- Какие страницы могут быть в этой книге с точки зрения жанров литературных произведений? (Числа в стихах, числа в загадках, числа в пословицах и поговорках)

- Один лист нашей книги мы уже заполнили, а теперь попробуем заполнить её всю.

- Работать с вами будем в центрах активности: «Литературный центр» (составляет из частей пословицы, в которых встречаются числа и разгадывает ребусы), «Научный центр» (решает задачи в стихах),  «Центр рисования» (рисует сказочную цифру, о которой идёт речь в стихах, рисунок к скороговорке и пословице), «Центр конструирования» (конструирует из геометрических фигур цифры, которые встречаются в поговорках, и машины экстренных служб), «Исторический центр» (знакомится с римскими числами, вычисляет значения выражений и разгадывает ребус, обсуждают, где используются сейчас такие цифры). В каждом центре есть консультант. Работу начинайте с инструкционной карты. Договоритесь о том, кто будет отчитываться о проделанной работе.

6. Работа в центрах активности

7. Выступления от каждого центра.

8. Рефлексия.

- Где можем применить знания, полученные на уроке?

- Оцените свою работу, заполните лист самооценки.

- Заинтересовала ли вас работа, которую мы выполняли?

-Раскрасьте смайлик зелёным цветом, если работа вам понравилась, жёлтым цветом, если у вас что-то не получилось, были ошибки, трудности, и красным цветом, если работа не понравилась.

-Наклейте смайлики на последнюю страницу нашей книги.

Спасибо всем за работу, поблагодарим друг друга, похлопаем.

     

Прогнозируемый результат

Личностные:

- учащиеся будут учиться уважительно относиться к мыслям других людей, учитывать разные точки зрения;

Регулятивные:

- учащиеся будут учиться формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и работать по плану, высказывать своё предположение; определять успешность выполнения задания в диалоге с консультантом в группе и учителем.

Познавательные:

-учащиеся будут учиться отбирать и классифицировать информацию по разделам стихотворения, загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел.

Коммуникативные:

- учащиеся будут учиться работать в парах, группах, центрах, вести диалог, четко выражать свои мысли.

Предметные:

- учащиеся закрепят навыки счёта и знания состава чисел в пределах 10, будут учиться развивать математическую речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика Вокруг нас

Слайд 2

В названиях произведений есть числа.

Слайд 3

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк.

Слайд 4

Вот сестрёнки – две плетёнки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять !

Слайд 5

У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня.

Слайд 6

Хоть у нас четыре ножки Мы не мыши и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз.

Слайд 7

На дворе переполох, С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина У неё теперь ангина.

Слайд 8

Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а десять .

Слайд 9

Два брата через дорогу живут, А друг друга не видят.

Слайд 10

А теперь немного отдохнём!

Слайд 11

Математика Вокруг нас

Слайд 12

Работа в центрах Литературный центр Центр конструирования Центр рисования Исторический центр Научный центр

Слайд 13

7я ______________ с3жи ____________ р1а _____________ 3котаЖ__________ 3о ______________

Слайд 14

Взял девять вишенок Сергей И угостил своих друзей: Четыре вишни дал он Вите, А остальные все Никите. Сколько вишен у Никиты? Посчитайте, запишите.

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II III IV V VI VII VIII IX X Рассмотри изображения римских чисел. Сложи из 11 спичек математический пример так, как показано на рисунке. А теперь переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Зарисуй, что у тебя получилось.

Слайд 16

Спасибо За работу!



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Загадки.

  1. Восемь ног, как восемь рук,

      Вышивают шелком круг.

      Мастер в шелке знает толк.

      Покупайте, мухи, шелк.

(паук – число 8)

  1. Вот сестрёнки – две плетёнки

      Из овечьей шерсти тонкой.

      Как гулять – так надевать,

      Чтоб не мёрзли пять да пять!

(варежки – число 5, 2)

  1. У него глаза цветные,

      Не глаза, а три огня.

      Он по очереди ими

      Сверху смотрит на меня.

(светофор – число 3)

  1. Хоть у нас четыре ножки

      Мы не мыши и не кошки.

      Хоть мы все имеем спинки,

      Мы не овцы и не свинки.

      Мы не кони, хоть на нас

      Вы садились много раз.

(стул – число 4)

  1. На дворе переполох,

      С неба сыплется горох.

      Съела шесть горошин Нина

      У неё теперь ангина.

(град – число 6)

  1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали,

Не одну нашли, а десять.

      (картофель – число 1, 10, 100)

  1. Два брата через дорогу живут,

А друг друга не видят.

      (глаза – число 2)

Приложение 2

Инструкционная карта.

  1. Возьми карточку с заданием 1. Прочитай. Обсудите задание. Отложи эту карточку.
  2.  Возьми карточку с заданием 2. Прочитай. Обсудите задание. Отложи эту карточку.
  3. Выбери то задание, которое тебе понравилось и ты сможешь его выполнить. Подпиши карточку.
  4. Выполни задание самостоятельно, либо объединитесь в группы для обсуждения. (Каждый ученик работает в своей карточке)
  5. Подготовь устное сообщение о своей работе. Расскажи о своём задании, как ты его выполнял, с чьей помощью или самостоятельно, почему ты выбрал именно его.
  6. Послушай выступления детей из других центров.

Лист самооценки _____________________________________________________

1. Заинтересовала ли вас работа, которую мы выполняли?                           да                  нет        

2. Удалось ли тебе выполнить все задания?                                                     да                  нет        

3. Были тобой допущены ошибки в задании?                                                  да                  нет      

4. Ты пользовался чьей – то помощью при выполнении задания?                да                  нет        

5. Тебе понравилось работать в центре?                                                          да                  нет        

Приложение 3.

Разноуровневые задания центров активности:

«Литературный центр активного взаимодействия»

  1. Составьте пословицы, в которых встречаются числа. Склей части таких пословиц. Объясни смысл любой из них.

1

Один за всех

и все за одного.

2

Семь раз отмерь,

один отрежь.

3

Старый друг

лучше новых двух.

4

Лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать.

  1. Разгадай ребусы. Напиши отгадки.

7я, с3жи, р1а, 3котаж, 3о.

«Центр конструирования»

  1. Аппликация из геометрических фигур. Сконструируй цифру, которая встречается в поговорке.
  2. Рассмотри иллюстрацию. Сконструируй машины экстренных служб (из спичечных коробков, цветной бумаги).

 «Центр рисования»

  1. Нарисуй сказочную цифру, о которой идёт речь в стихотворении:

Эта цифра просто чудо.

У неё родня повсюду.

Даже в алфавите есть

У неё сестра – близнец.

                                        А вот это цифра ….

                                        Есть и хвост, и голова

                                        С длинной шеей лебединой,

                                        Переходит шея в спину.

                                        Хвостик нарисуй к спине:

                                        Цифра чёткая вполне.

                                        В написании сложна.

                                        Тренировка здесь нужна.

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ...

  1. Нарисуй рисунок к скороговорке:

         У четырёх черепах по четыре черепашонка.

3.  Нарисуй рисунок к пословице:

          В одно ухо влетело, из другого – вылетело.

 «Исторический центр»

1. Рассмотри изображения римских чисел. Вычисли значения выражений.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

V – II =                         VII – III =                X –VIII =

IV + VI =                         IX + I =                 III + IV =

2. Сложи из 11 спичек математический пример так, как показано на рисунке. А теперь переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Зарисуй, что у тебя получилось.

        

 «Научный центр».

  1. Реши задачу в стихах. Нарисуй к ней схематический рисунок.

Взял девять вишенок Сергей

И угостил своих друзей:

Четыре вишни дал он Вите,

А остальные все Никите.

Сколько вишен у Никиты?

Посчитайте, запишите.

       2. Реши задачу.