урок математики в 4 классе
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Попкова Елена Валентиновна

урок математики по теме "Решение задач на движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики40.66 КБ
Файл moy_urok_matem._24.01.2017.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе.

Тема: «Решение задач на движение»

Вид урока:  урок применения знаний и умений.

Задачи:

  1. Образовательная: 

формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление.

  1. Развивающая: 

развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;

развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

  1. Воспитательная:

воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника. содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к математике, культуры общения и поведения.

4. Здоровьесберегающая: 

обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Этапы урока:

I.    1.Организационный момент.

      2.    Актуализация знаний.

      3.    Сообщение темы, цели урока.

      4.   Графический диктант.

      5.  Устный счёт (решение задач на движение).  

      6.   Физминутка для глаз.

II.   1.Закрепление умения решать задачи на движение.

      2. Физминутка

III.  Проверка знаний.

IV.Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок

Ход урока:

  1. 1. Организационный  момент:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

-Сегодня на урок к нам в гости пришел Звездочет. Он очень хорошо считает, любит математику и приготовил для вас задания, чтобы посмотреть как же вы считаете и решаете задачи. Постараемся, ребята?

2. Актуализация знаний:- Какие задачи учились решать на прошлом уроке? (Задачи на движение)

-Как найти расстояние? Скорость? Время?

3. Постановка учебной задачи: - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Мы продолжим учиться решать задачи на движение)

4. Графический диктант: 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх. Что у вас получилось? (5)

- Желаю, чтобы вы все сегодня получили пятёрки!!!

5. Устный счёт:

а) – Звездочет говорит, что поговорка гласит: «Тише едешь, дальше будешь». Знаете ли вы,  какое животное на Земле самое медлительное? (Трёхпалый ленивец) (Фото).

- Хотите узнать с какой скоростью передвигается это животное? Решим задачу.

Задача: За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью передвигается это животное?

- Назовите известные данные в задаче.

- Посмотрите внимательно на доску. (Таблица на альбомном листе). Давайте вставим данные.

- Как узнать скорость, если известны расстояние и время? (Слайд 5)

- Молодцы, справились!

б) - Какая задача называется обратной? Сколько обратных задач можете составить? (Учащиеся составляют обратные задачи)

- Как узнать время? Расстояние?

- Чему учились на данном этапе?

6.  Физминутка для глаз  

II. 1.Закрепление умений:

– Звездочет предлагает закрепить умение решать простые задачи. Выполним №27.

-Составим задачи, запишем краткую запись и решим их.

V=60 км/ч

t=2ч

S-?

S=V * t

– А как называются две другие задачи? (Обратные)

-Решите их самостоятельно. 1 вариант-вторую, а 2 вариант- третью.

А потом взаимопроверка (меняются тетрадями)

t=S:V
V= S:t

Вывод. – Молодцы, мы с вами вспомнили формулы, как найти скорость, время. Звездочет доволен.

– Как вы думаете, научились мы решать простые задачи?
– Сегодня мы разберем решение более сложных задач на встречное движение и я надеюсь, что справиться с этими задачами вам поможет умение записывать условие задачи разными способами, что мы с вами и делаем на каждом уроке.

№29

Задачи 29(1, 2) на сообразительность. (Если будет позволять время)

№29(3)

На встречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость первого – 18 км/ч, а второго -15 км/ч. Они были в пути 3 часа. Какое расстояние они проехали?

 Дети в тетради чертят чертеж- краткую запись этой задачи.

– Еще раз внимательно посмотрите на краткую запись. О каких величинах идет в ней речь?

Д. О скорости, времени и расстоянии.

У. Что известно?

У. Что надо узнать? Как это можно сделать?

Решение: 18*3+15*3=99 (км)

У. Составьте  задачу на движение в противоположном направлении Задачи составьте и расскажите устно.

2.Физминутка

             А теперь немного отдохнем,

Руки ставим все в разлет.

Появился самолет.

Мах крылом туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Полетели к облакам

И вернулись мы к местам.

III. Проверка знаний. Самостоятельная работа.

-А сейчас Звездочет хочет проверить ваши знания.

-Рассмотрите таблицу, записанную на доске.

На доске.

Параметры
Животные

V

t

S

Акула

Кит

Дельфин

?км/ч

?км/ч

?км/ч

2 ч

6 ч

3 ч

72 км

240 км

180 км

Дети выполняют задание.

– Найдите скорости акулы, кита и дельфина.

- Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина.

А еще №34(1 строка) 1 вариант, №34 (2 строка) – 2 вариант и на «4», «5» №32 (?) 

Дети работают самостоятельно.

1-й ряд

V=72:2=36

36 км/ч – скорость акулы

2-й ряд

V=240:6

40 км/ч – скорость кита

3-й ряд

V=180:3

60 км/ч – скорость дельфина

№34

Ответы:  1 строка – 33, 44160, 3957

  1. строка – 49, 32163, 3109

№32

1)1667+1524=3191 (км) – от Москвы до Новосибирска

2)5042-3191=1851 (км)

IV. Итоги урока. Рефлекия.

- Какие задачи учились решать на уроке?

- Как найти расстояние, если известны скорость и время?

- Как найти время, если известны расстояние и скорость?

- Как найти скорость, если известны расстояние и время?

- Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом?

МОЛОДЦЫ!!! Спасибо за урок

Технические средства обучения: учебник «Математика» 4 класс, автор М.И. Моро, карточки, таблица с формулами нахождения скорости, времени, расстояния, картинка Звездочета.

Методическая литература: Волкова С.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Математика 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС»; М. Нефёдова «Рабочая тетрадь по математике. Задачи на движение 3-4 класс. ФГОС»; Максимова Т.Н., Давыдкина Л.М. "Математический тренажер. 4 класс. Текстовые задачи. ФГОС"; О.В. Узорова, Е.А. Нефедова "Сборник задач и примеров по математике для начальной школы», Москва «Аквариум», 2010.

Интернет-ресурсы:  www.goodfon.com;  www.ZooFirma.ru; www. schoolworkhelper.net.

Самоанализ урока в 4-м классе

Тема урока:  «Решение задач на движение»

Урок проведён в соответствии с программой,  согласно календарно-тематического планирования.

Цель урока: 

- закреплять умение решать задачи на движение,  учить анализировать задачи и самостоятельно их решать; развивать практические навыки с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельность; расширять кругозор учащихся; развивать интерес к предмету.

-  способствовать  воспитанию ответственного отношения к учёбе;

- воспитывать чувство  коллективизма;

- развивать творческую активность учащихся, интереса  к  изучению математики.

Урок построен по типу применения полученных знаний и умений. Считаю, что организация деятельности учащихся была  адекватна  поставленным задачам.

Этапы урока:

I.    1.Организационный момент.

2.    Актуализация знаний.

3.    Сообщение темы, цели урока.

4.   Графический диктант.

5.  Устный счёт (решение задач на движение).  

6.   Физминутка.

II.   Закрепление умения решать задачи на движение.

III.  Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

 

На уроке были применены следующие принципы обучения:

  1. Принцип научности заключался в том, что учащиеся  для ответов использовали учебный материал, излагали материал, не упрощая лексики.
  2. Принцип доступности заключался в том, что всё что прозвучало на уроке было изложено вполне понятно, на  доступном детям  языке
  3. Прослеживалась,  межпредметная связь,  в частности связь с уроками окружающего мира.

Для предупреждения утомляемости учащихся использовались физминутки, смена видов деятельности.

В процессе учебной деятельности были использованы словесные, наглядные, практические методы обучения в  сочетании с индивидуальной,  коллективной и фронтальной формой обучения.

 Для  проверки вычислительных навыков учащихся использованы диффериенцированные задания по уровню способностей учащихся.

      Применение информационно-компьютерных технологий,   способствовали воспитанию интереса к занятиям математикой. Воспитательной цели   так же служили беседы о правилах поведения в природе, бережного отношения к нашей планете.

На подведении итога урока использован элемент самопознания, где дети сами оценили свои способности.

Урок прошёл по намеченному плану, поставленные цели  и задачи реализованы.



Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе.

Тема: «Решение задач на движение»

Вид урока:  урок применения знаний и умений.

Задачи:

  1. Образовательная: 

формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление.

  1. Развивающая: 

развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;

развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

  1. Воспитательная:

воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника. содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к математике, культуры общения и поведения.

4. Здоровьесберегающая: 

обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Этапы урока:

I.    1.Организационный момент.

      2.    Актуализация знаний.

      3.    Сообщение темы, цели урока.

      4.   Графический диктант.

      5.  Устный счёт (решение задач на движение).  

      6.   Физминутка для глаз.

II.   1.Закрепление умения решать задачи на движение.

      2. Физминутка

III.  Проверка знаний.

IV.Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок

Ход урока:

  1. 1. Организационный  момент:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

-Сегодня на урок к нам в гости пришел Звездочет. Он очень хорошо считает, любит математику и приготовил для вас задания, чтобы посмотреть как же вы считаете и решаете задачи. Постараемся, ребята?

2. Актуализация знаний:- Какие задачи учились решать на прошлом уроке? (Задачи на движение)

-Как найти расстояние? Скорость? Время?

3. Постановка учебной задачи: - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Мы продолжим учиться решать задачи на движение)

4. Графический диктант: 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх. Что у вас получилось? (5)

- Желаю, чтобы вы все сегодня получили пятёрки!!!

5. Устный счёт:

а) – Звездочет говорит, что поговорка гласит: «Тише едешь, дальше будешь». Знаете ли вы,  какое животное на Земле самое медлительное? (Трёхпалый ленивец) (Фото).

- Хотите узнать с какой скоростью передвигается это животное? Решим задачу.

Задача: За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью передвигается это животное?

- Назовите известные данные в задаче.

- Посмотрите внимательно на доску. (Таблица на альбомном листе). Давайте вставим данные.

- Как узнать скорость, если известны расстояние и время? (Слайд 5)

- Молодцы, справились!

б) - Какая задача называется обратной? Сколько обратных задач можете составить? (Учащиеся составляют обратные задачи)

- Как узнать время? Расстояние?

- Чему учились на данном этапе?

6.  Физминутка для глаз  

II. 1.Закрепление умений:

– Звездочет предлагает закрепить умение решать простые задачи. Выполним №27.

-Составим задачи, запишем краткую запись и решим их.

V=60 км/ч

t=2ч

S-?

S=V * t

– А как называются две другие задачи? (Обратные)

-Решите их самостоятельно. 1 вариант-вторую, а 2 вариант- третью.

А потом взаимопроверка (меняются тетрадями)

t=S:V
V= S:t

Вывод. – Молодцы, мы с вами вспомнили формулы, как найти скорость, время. Звездочет доволен.

– Как вы думаете, научились мы решать простые задачи?
– Сегодня мы разберем решение более сложных задач на встречное движение и я надеюсь, что справиться с этими задачами вам поможет умение записывать условие задачи разными способами, что мы с вами и делаем на каждом уроке.

№29

Задачи 29(1, 2) на сообразительность. (Если будет позволять время)

№29(3)

На встречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость первого – 18 км/ч, а второго -15 км/ч. Они были в пути 3 часа. Какое расстояние они проехали?

 Дети в тетради чертят чертеж- краткую запись этой задачи.

– Еще раз внимательно посмотрите на краткую запись. О каких величинах идет в ней речь?

Д. О скорости, времени и расстоянии.

У. Что известно?

У. Что надо узнать? Как это можно сделать?

Решение: 18*3+15*3=99 (км)

У. Составьте  задачу на движение в противоположном направлении Задачи составьте и расскажите устно.

2.Физминутка

             А теперь немного отдохнем,

Руки ставим все в разлет.

Появился самолет.

Мах крылом туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Полетели к облакам

И вернулись мы к местам.

III. Проверка знаний. Самостоятельная работа.

-А сейчас Звездочет хочет проверить ваши знания.

-Рассмотрите таблицу, записанную на доске.

На доске.

Параметры
Животные

V

t

S

Акула

Кит

Дельфин

?км/ч

?км/ч

?км/ч

2 ч

6 ч

3 ч

72 км

240 км

180 км

Дети выполняют задание.

– Найдите скорости акулы, кита и дельфина.

- Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина.

А еще №34(1 строка) 1 вариант, №34 (2 строка) – 2 вариант и на «4», «5» №32 (?) 

Дети работают самостоятельно.

1-й ряд

V=72:2=36

36 км/ч – скорость акулы

2-й ряд

V=240:6

40 км/ч – скорость кита

3-й ряд

V=180:3

60 км/ч – скорость дельфина

№34

Ответы:  1 строка – 33, 44160, 3957

  1. строка – 49, 32163, 3109

№32

1)1667+1524=3191 (км) – от Москвы до Новосибирска

2)5042-3191=1851 (км)

IV. Итоги урока. Рефлекия.

- Какие задачи учились решать на уроке?

- Как найти расстояние, если известны скорость и время?

- Как найти время, если известны расстояние и скорость?

- Как найти скорость, если известны расстояние и время?

- Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом?

МОЛОДЦЫ!!! Спасибо за урок

Технические средства обучения: учебник «Математика» 4 класс, автор М.И. Моро, карточки, таблица с формулами нахождения скорости, времени, расстояния, картинка Звездочета.

Методическая литература: Волкова С.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Математика 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС»; М. Нефёдова «Рабочая тетрадь по математике. Задачи на движение 3-4 класс. ФГОС»; Максимова Т.Н., Давыдкина Л.М. "Математический тренажер. 4 класс. Текстовые задачи. ФГОС"; О.В. Узорова, Е.А. Нефедова "Сборник задач и примеров по математике для начальной школы», Москва «Аквариум», 2010.

Интернет-ресурсы:  www.goodfon.com;  www.ZooFirma.ru; www. schoolworkhelper.net.

Самоанализ урока в 4-м классе

Тема урока:  «Решение задач на движение»

Урок проведён в соответствии с программой,  согласно календарно-тематического планирования.

Цель урока: 

- закреплять умение решать задачи на движение,  учить анализировать задачи и самостоятельно их решать; развивать практические навыки с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельность; расширять кругозор учащихся; развивать интерес к предмету.

-  способствовать  воспитанию ответственного отношения к учёбе;

- воспитывать чувство  коллективизма;

- развивать творческую активность учащихся, интереса  к  изучению математики.

Урок построен по типу применения полученных знаний и умений. Считаю, что организация деятельности учащихся была  адекватна  поставленным задачам.

Этапы урока:

I.    1.Организационный момент.

2.    Актуализация знаний.

3.    Сообщение темы, цели урока.

4.   Графический диктант.

5.  Устный счёт (решение задач на движение).  

6.   Физминутка.

II.   Закрепление умения решать задачи на движение.

III.  Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

 

На уроке были применены следующие принципы обучения:

  1. Принцип научности заключался в том, что учащиеся  для ответов использовали учебный материал, излагали материал, не упрощая лексики.
  2. Принцип доступности заключался в том, что всё что прозвучало на уроке было изложено вполне понятно, на  доступном детям  языке
  3. Прослеживалась,  межпредметная связь,  в частности связь с уроками окружающего мира.

Для предупреждения утомляемости учащихся использовались физминутки, смена видов деятельности.

В процессе учебной деятельности были использованы словесные, наглядные, практические методы обучения в  сочетании с индивидуальной,  коллективной и фронтальной формой обучения.

 Для  проверки вычислительных навыков учащихся использованы диффериенцированные задания по уровню способностей учащихся.

      Применение информационно-компьютерных технологий,   способствовали воспитанию интереса к занятиям математикой. Воспитательной цели   так же служили беседы о правилах поведения в природе, бережного отношения к нашей планете.

На подведении итога урока использован элемент самопознания, где дети сами оценили свои способности.

Урок прошёл по намеченному плану, поставленные цели  и задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...