Урок математики ПНШ 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

Тема : "Задачи на разностное сравнение чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx61.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет математика                                   класс:  2

Тема урока

Задачи на разностное сравнение

Тип урока

Урок открытия нового знания

Место урока по теме

1 урок  по теме «Задача»

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Форма урока: урок – исследование .

Форма учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: сравнения, проблемные ситуации, обращение к опыту учащихся, работа в паре, работа с учебником, метод проблемного обучения – диалог.

Цель урока

сформировать способность к решению простых задач на разностное сравнение чисел, записи их решения, составлению соответствующих кратких записей

Планируемые результаты

Предметные:

- сравнивать числа, решать задачи на разностное сравнение;

- записывать условие и вопрос задачи на схеме;

-  считывать информацию со схемы;
- записывать решение задачи;

Личностные :

-  понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

– не бояться собственных ошибок;

 – быть терпимым к чужим ошибкам и другому мнению;

Метапредметные:

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия;

-  оформлять свои мысли в устной форме;

– работать в паре;

 – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

- прогнозировать предстоящую работу ;

– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, полоски из цветной бумаги, ножницы, линейка, фигуры с числами для физминутки для глаз, слова-опоры, карточки для парной и индивидуальной работы, сигнальные карточки трех цветов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/формы контроля

I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

- создает эмоциональный настрой на работу на уроке;

- настраиваются на предстоящую работу в классе;

- оценивают готовность к уроку;

Рифмованное начало урока 

Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

Самооценка готовности к уроку:

- готовность к уроку учебных принадлежностей;

– правильность и аккуратность расположения предметов на парте;

-  удобная, правильная посадка  за партой;

-  включение  в ритм урока.

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- выявляет знания учащихся по данной  теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению;

- обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»;

- объясняют критерии выбора; проводят анализ карточек и классификацию по общему признаку

- объясняют критерии выбора;

- проводят группировку  по общему признаку

Разминка

- Работа с  карточками на передней стене класса. Работают только глаза: Право верх и тд

-Какая из карточек лишняя?  ( круг;

                                                  синий цвет;

                                                  двузначное число)

- С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (Разностное сравнение чисел)

                                                        Табличка на доску!

На доске

77-50      23+9     17> 13    30+4      56-3     30-4     51+4  

28<30    15+5     38-6      72=72     40+50    93-60   50-2

1.-Из данных записей выпишите только те, которые,  по вашему мнению, соответствуют  этой теме. Приготовьтесь обосновать свой выбор

(77-50     56-3     30-4     38-6       93-60     50-2)

2. –На какие 3 группы  можно разделить все эти разности?  

(-вычитание круглого десятка из двузначного числа;

-вычитание однозначного  числа из круглого десятка;

 -вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток)

-Выберите и подчеркните одной чертой только разности, в которых вычитается  круглый десяток из двузначного числа.

Выполните действие.

Двумя чертами разности, в которых однозначное число вычитается  числа из круглого десятка, Выполните действие.

-Какая группа осталась без обозначений? ( вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток). Найдите значение этих выражений.

3. Игра «Вопрос-ответ»

1 вариант.

-Вам предстоит выбрать того, кому вы будете задавать свой вопрос. Выберите  одно из равенств, записанных в тетради и задайте вопрос на сравнение.

(  -На сколько 77  больше  50?

    -77 > 50 на 27)

-Какие слова вы использовали в вопросе?

(на  сколько больше, на сколько меньше)

Табличка на доску!

-Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? ( Из большего вычесть меньшее)

Табличка на доску!

2 вариант.

- Продолжим игру, используя карточки на передней стене.

(КАК УЗНАЛ?)

- фронтальный опрос

- выяснение готовности класса к изучению нового материала

III.Самоопределение к деятельности, постановка цели

создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач;

- ставят цель деятельности

-пытаются ответить на данный вопрос, опираясь на полученные знания

  1. - Работа с «Содержанием» учебника, определение темы урока.

-Постановка целей урока

-Помогут ли нам уже полученные знания предыдущего урока?

(узнали, что такое разностное сравнение чисел, как его записывать) 

Оценка умений определять и формулировать проблему  урока:

- поставлена цель деятельности;

.

IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- накладывают одну ленту на другую;

- делают вывод

  1. Слайд № 1
  1. Для изготовления поделки отрезали 12 см красной ленты и 8 см синей ленты. Какова длина двух полосок?
  2.  Для изготовления поделки от  синей ленты длиной 12 см отрезали полоску 8 см. Сколько см лент осталось?
  3. Для изготовления поделки отрезали 12 см красной ленты и 8 см синей ленты. На сколько синяя лента короче красной?

-Из данных текстов выберите только задачу, которая, по вашему мнению, могла бы соответствовать нашей сегодняшней теме.

(Для изготовления поделки отрезали 12 см красной ленты и 8 см синей ленты.  На сколько красная лента длиннее синей?)

-Что помогло вам сделать выбор? ( Слова в требовании)                                  Табличка на доску!

   3. -Перед вами 2 полоски .Проверьте, соответствую ли их длины нашей задаче. Какой инструмент нам понадобится? (линейка)

-Возьмите полоски в руки. Что мы можем с ними сделать, чтобы узнать на сколько одна полоска короче другой? Предложите свой способ. ( наложением)

1способ.

 -Наложите одну полоску на другую, лишнюю часть  которой отличаются длины полосок, отрежьте и измерьте ее длину.

-Что нам показывает эта полоска?

-Ответьте на вопрос задачи.

2 способ.  (А можем ли без ножниц ответить на этот вопрос?)

-Что мы знаем о полосках из условия задачи? (одна 12 см, другая 8 см)

-Какое действие можно выполнить с данными числами, чтобы выполнить задание?

( вычитание, из большего вычесть меньшее)

Табличка на доску!

- Вычтите из большего меньшее число. Сделайте в тетради соответствующую запись  (12-8=4(см)

-Как вы думаете, какой вид задачи мы сейчас решили?

( задача на разностное сравнение)

-Как вы догадались? (слова в требовании, способ решения)

ВЫВОД:

-Как распознать задачу на разностное сравнение чисел?   (В требовании будут слова «На сколько больше или меньше»)          

-Как решаются такие задачи? (из большего вычесть меньшее)                              

Оценка умений составлять план действий, выбирать способ  действий;

ФИЗМИНУТКА

- организует построение проекта выхода из затруднений

- читают задание, отвечают на вопросы 

 -Миша составил задачу к нашему сегодняшнему уроку.

Слайд № 2

Похожее изображениеВ красной коробке лежит 20 конфет, а в синей 15. Где конфет больше?

-Маша утверждает, что Миша выполнил задание неправильно. Кто прав?

(изменение вопроса)

-Ответьте на вопрос задачи, запишите решение

(20-15=5(к.)

-Чем обычно мы заканчиваем решение задачи?

( записью ответа)

-Повторите вопрос нашей задачи. Дайте на нее ответ.

-Как нам надо записать ответ к задаче, чтобы он соответствовал вопросу? (на 5 конфет больше.)

-Подчеркните слова, которые отличают этот ответ, от ответов других видов задач, изученных ранее.

(на  больше)                                    Табличка на доску!

-Какие же знания  о задачах на разностное сравнение мы добавили еще?

VI Первичное закрепление

-организует работу в парах,

-обеспечивает контроль за выполнением задания;

- организует проверку задания;

 

-работают парами.

-представляют результат работы в парах;

1. Работа в паре

-Рассмотрите карточки, подчеркните главные слова и числа.

-Посоветуйтесь и определите, какая их  кратких записей будет к задаче на разностное сравнение. Обоснуйте свой выбор.

Миша нашел 5 белых грибов, а Маша -7. На сколько больше белых грибов нашла Маша, чем Миша?

Миша- 5г.           Миша – 5г.     ?      Миша – 5г    ?

Маша – 7г.        Маша – 7г.            Маша- 7г.  

Всего-?        

                      Было-?

                      Миша-5г.  

                      Маша – 7г.  

-Почему в краткой записи к задаче на разностное сравнение чисел используют знак такой стрелки? Что хотят этим показать?                          

Табличка на доску!

-Что надо сделать, чтобы решить  такую задачу? Запишите решение и ответ

- оценка умений  выбирать оптимальный вариант для решения проблемы; фиксировать его в языке вербально и знаково; работать парами, представлять результаты работы.


VII Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону (образцу)

- организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний;

 

 

 

 

-организует самопроверку по эталону;

-организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, 

-самостоятельно выбирают  задачу по уровню сложности задания, заполняют схему, записывают решение.

-Какие знания о задачах нового вида мы уже имеем?

( Слова в вопросе, способ краткой записи, способ записи ответа, выполнение решения)

-Закончите высказывание:

Слайд №3

Признаком задачи на разностное сравнение является…

Чтобы решить такую задачу, надо…

В ответе задачи запишу слова…

-Поднимите синюю карточку те, кто по итогу урока  может уверенно сказать, что  узнает среди других задач, задачу на разностное сравнение, сможет составить краткую запись, записать решение и ответ?

-Желтую карточку те, у кого еще остались вопросы, и  нужна будет поддержка при работе с задачей.

-Красную карточку то, кто не сможет справиться с такими задачами.

2 вида карточек по выбору

В корзине лежит 12 яблок, а в коробке – 15. На сколько яблок в корзине меньше, чем в коробке?

Выбери главные слова и числа. Сделай краткую запись, Реши задачу. Запиши ответ.

______________________________

____________________________________________

______________________________

_____________________________

______________________________________________

В пруду плавало 10 гусей и 8 уток. На сколько гусей было больше, чем уток?

Гусей – 10

Уток – 8        на …больше?

Реши задачу и запиши ответ

__________________________

_____________________________________________

 

На доску: Подсказка 2

Проверка решения по эталону на доске

- самоконтроль, самооценка;

- самопроверка ;

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

VIII Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

- организует рефлексию и самооценку учащихся;

- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- подводит итог урока,

- осуществляют самооценку собственной учебной деятельности;

-  соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Какую цель ставили? Достигли цели? 

 

 -Продолжите одно из высказываний:

-Сегодня я узнал….

-Теперь я знаю…

-Я понял…

- оценка и самооценка работы учащихся  на уроке;

- рефлексия деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...