Урок математики во 2 классе "Метр"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Болтачева Татьяна Петровна

Урок математики имеет цель: формировать у второклассников представление о метре как мере длины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок на тему "Метр"75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: формировать представление о новой единице измерения – метре, способность к измерению длин с помощью метра, сравнению, сложению и вычитанию длин, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах.

Задачи: 1. создать условия для знакомства с новой единицей длины  - метром

              2. совершенствовать знания о единица х длины, использовать полученные знания в самостоятельной работе. контролировать свои            учебные действия, развивать внимание, навыки контроля и самоконтроля.

              3. формировать положительное отношение к изучаемому предмету, показать практическую  направленность изучаемой темы.

Конспект  урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Самоопределение личности

Проговаривают необходимость данного «багажа».

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание «багажа».

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Проговаривание стихотворения:

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

- Для чего они нам нужны?

2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений сравнивать величины, выражать меры длины.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1. Сравните:

12 см * 98 см

8 кг * 5 кг

81 дм * 81 кг

95 км * 95 г

50 см * 50 м

2. Выразите в см заданные меры длины: 1 дм, 1дм 2 см, 2 дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9 см (№1, стр. 62)

3. Работая в группах, измерьте длину парты, длину доски, длину пола класса.

4. Что вы замечаете? (Разные версии – возникло затруднение).

5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)?  («Что я не знаю?»)

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

III. Постановка учебной задачи

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

 Формулируют  учебную  задачу.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

Как думаете, что нам необходимо выяснить на уроке?

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

. 

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на листочках.

Проговаривают тему урока.

Считают по стрелкам на слайде.

Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока

Организует работу, сколько дм в 1м.

Организует работу, сколько см в 1м.

Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

Какую цель ставим?

Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.

Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель).

 Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Устранение затруднения.

Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.  Кто догадался, что это за единица измерения?

Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь?                                

Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.

Историческая справка. 

Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя - метрическая система мер. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.                                            

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).

Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.

Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м

В тетрадях и на слайде запись: 1 м = 10 дм

Как посчитать, сколько всего см в 1 м?  

Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре?

1 м = 100 см

Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр.

Чтение вывода по учебнику на стр. 62

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.

Составляют равенство

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная проверка.

У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм).

Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?

К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.

Итак, 1 м =  10дм

Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.

Какие предметы удобно измерять с помощью метра?

Работа с именованными числами. (Выразить в дм 6м, 9 м, 800 см, 400 см, выразить в м 70 дм, 200 см, 800 см, 50 дм, 300 см)

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу.

2м=20дм=200см

*м= 60дм=*см

3м=*дм=*см

*м=70дм=*см

4м=*дм=*см

*м= *дм=800см

5м=*дм=*см

*м= 60дм=900см

Проверяем. Эталон для самопроверки

У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений сравнивать величины по их числовым значениям, выражать длину в изученных единицах измерения.

Выполнение  фронтальной работы с проверкой. 

Сравнить:

3 м *3см                90см*9м

4дм*60см              80м*80см

90см*80м              4дм*5см

7см*3дм                 7м*70см

Проверим

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

Оцените свою работу на уроке, используя схему:

                    смог

                    знаю

я

                    запомнил                            

                                                                             

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)