Дидактические игры по математике
учебно-методический материал по математике (1, 2 класс) на тему

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

Подборка игр для учащихся 1-2 классов, применяемых на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_uchebnyh_igr_po_matematike.docx113.4 КБ

Предварительный просмотр:

Описание некоторых дидактических игр, используемых на уроках математики

  1. Залатай дыры

Цель: автоматизация  вычислительных навыков табличных случаев умножения и деления

На полу мышка подобрала книжку.

Страницы листала, до дыр зачитала.

«Залатай» страницы книги по математике.

5х О = 15   3х О = 27      

6х О = 18   3х О = 21

5х О = 20   2х О = 12

4х О = 24   4х О = 16

  1. Магазин

Цель: совершенствование вычислительных навыков

На полках выставлены различные игрушки. Вместо таблички с ценой записано выражение на карточке. Цены станут известны тогда, когда дети-покупатели «покупая» игрушку, решат записанное выражение.

  1. Садовод

Цель: отработка скорости вычислений

Проводится игра – соревнование иднивидуально или между командами.  На листе бумаги нарисована яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны выражения, в соответствии с изучаемой темой .

Вот так яблоки - полные сока сладкого,

Руку протяните и яблоко сорвите.

Стал ветер ветку качать,

И трудно яблоко достать.

Но яблочки эти не простые,

На них цифры золотые.

Быстро яблочко сорвите,

Выражение  решите.

К доске выходят три ученика. Они срывают яблоки и быстро записывают решение выражений.

Кто больше успел решить и записать примеров, тот и победил.

  1. Числа, бегущие навстречу друг другу»

Цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

  1. Математическая эстафета

Цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

  1. Назови соседей числа

Цель: упражнения в понимании натурального ряда чисел

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

  1. Кто быстрей сосчитает?

90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

Цель: развитие зоркости, внимания.

Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.

Литература: Антонова Инна Геннадьевна, учитель начальных классов, Квасникова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов  Дидактические игры на уроках математики  Ссылки на источник  http://festival.1september.ru/articles/568195/ 

  1. Незадачливый математик

Цель:  обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 = + 3

= 20 + 9

57 = 50 +

35 = 30 5

1 = 10 + 5

4 = 40 +

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

Литература: без автора Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе Ссылка на источник http://lib.4i5.ru/sheet-3017&p=13.htm 

  1. Соедини  

Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.                             Оборудование: карточки

4               Шесть        833C5615

6               Четыре                                              

2               Три                                                  

5               Десять

3               Два

7               Восемь

8               Один

9               Девять  

10             Семь

1               Ноль

0               Пять

  1. Фотограф

Цель: развитие внимания, памяти, сосредоточенности

Существуют варианты проведения игры: «цепочкой», индивидуально, по группам, фронтально.  Работа проводится по карточкам. 44B835BE

Дополнительные задания: раскрасить, что бы все фигуры одинаковой формы стали разными; что бы две фигура одинаковой формы отличались, что бы разные по форме фигура стали похожи по одному признаку и т.д.

  1. Найди слова                                                                                                                                

Цель: закрепление математической терминологии                                                                                           Оборудование: карточка

КИЛОМЕТРУКРСОМВЖБЩМИЛЛИМЕТРОУШЕБЬЧМЕТРЮЯВАУК   САНТИМЕТРЮДЛОНЕИМИДЕЦИМЕТРБКНГХЖДЛЯЯЯЭЖЛЫВР

Ход игры:  Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).

  1. Убери кружки».

Цель: развитие мыслительной деятельности, нестандартности мышления

Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:

Нарисуй свой способ.

  1.  Фигуры

Цель: формирование умения классифицировать по  самостоятельно определенному признаку.

По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?

Для активицазии познавательной активности учащихся на уроках математики часто использую загадки

Тема «Меры времени»

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час.

                                    (стрелки часов)

может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой).

На руке, и на стене,

И на башне в вышине.

Ходят с боем и без боя,

Всем нужны – и нам с тобой.

                            (часы)

Что за птицы пролетают?

По семерке каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

                (дни недели)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.

                  (месяцы)

При знакомстве учащихся с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет –

Весь лист опадет.

             (календарь)

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 сокола,

Выпускали 365 лебедей.

            (месяцы, недели, дни)

Литература: Багаутдинова Тамара Павловна учитель  начальных классов Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся» ссылка на ресурс

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=73&ved=0CCcQFjACOEY&url=http%3A%2F%2Fipk74.ru%2Fkafio%2Fksko%2Fdownload%2F16%2F&ei=a3-_VM_3KcqqywOF1oDABw&usg=AFQjCNGzLSFu_vM4s6M1ev1Mu-J6Eus6-w&sig2=jO8S63ziXgGiTGvEtJP4lA&bvm=bv.83829542,d.bGQ&cad=rjt 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по математике для интерактивной доски

В материале представлены дидактические игры по математике для интерактивной доски (2, 4 класс)...

Дидактическая игра по математике "Юные Пифагоры"

Дидактическая игра по математике "Юные Пифагоры" поможет в усвоении таблицы умножения, понять геометрический смысл умножения....

Дидактические игры по математике

Честно говоря, математика всегда дается тяжело, но можно использовать и игровые формы работы, например такие....

Дидактическая игра по математике "Раскопки"

Предложенная игра учит умению находить и запоминать случаи сложения и вычитания. Во время игры восприятие идет через зрительный и кинестетический, тактильный каналы (закрашиваются клетки с результатам...

Дидактические игры по математике (предшкольная подготовка)

Дидактические игры "Формирование математических представлений"...

Дидактическая игра по математике для 1 класса "Магазин"

Дети с удовольствием считают стоимость покупки....