Этап урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).
| Деятельность обучающихся | Время в минутах | Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера) | Комментарий, примечание
|
Психологический настрой на урок Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга
| Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей. Меня зовут Ольга Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
| Приветствуют учителей. Настраиваются на урок. Выполняют упражнения психологического тренинга
| 1 мин. | Слайды № 1 | Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент. Поднятие жизненного тонуса. (ЛУУ)
|
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности. | На доске записан ряд чисел: 5, 7, 23, 8,1,9 – Посмотрите на ряд чисел. Расположите их в порядке возрастания – Найдите лишнее число. (23). – Почему оно лишнее? (двухзначное). – Какие цифры использованы для записи этого числа? (2 и 3). – Сколько в этом числе отдельных единиц? Десятков? – Увеличьте число 23 на 10 (33). – Уменьшите число 23 на 12 (11). – С каким праздником связано число 23?
| Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Отвечают на вопросы. | 3 мин. | Слайд № 2
| формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (РУУ). Проблемный вопрос, выход на тему урока (ПУУ) |
Открытие новых знаний.
| – А вы знаете, что 23 февраля 1918 года только что созданная Красная армия (так в те годы называли нашу армию) вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду (сейчас это Санкт-Петербург). Этот день стал рождением Красной армии. После ВОВ наши вооруженные силы стали называться Советской армией, а день 23 февраля – День Советской армии и Военно-Морского флота, а с марта 1995 года 23февраля стал отмечаться, как День защитника Отечества. В Новоселицком районе есть герои Отечества – это Петров Василий Иванович, Обликов Иван Сергеевич, Клоков Иван Ильич, Нарган Михаил Николаевич, Байрамов Исмаил Халилович.
Вы, пока что, маловаты, Но вы, в будущем солдаты И сегодня мы проверим Кому Родину доверим. В нашем классе 3 отряда (на доске появляется изображение танкиста, моряка и летчика): 1 – танкисты 2 – моряки 3 – летчики – Мы отправляемся на военные учения. -Ребята, в каждом отряде нужны шифровальщики. Вот вы ими и будете. Ваша задача- разгадать шифровку и вы узнаете слово, которое обозначает то, что нам очень необходимо на сегодняшнем уроке. с | 11 – 6 + 9 |
| к | 6 + 7 – 4 |
| е | 8 + 2 +10 |
| а | 20 + 6 + 4 |
| м | 14 – 0 – 6 |
| л | 20+30-10 |
| а | 9 + 5 – 3 |
| к | 50 – 30 – 4 |
|
–Пока наши шифровальщики работают, мы с вами решим задачу. Называем только ответ.
– На военные учения прибыли 6 танкистов, 6моряков, 5 летчиков. Сколько всего человек прибыло на военные учения? (17)
2. Геометрический материал. – Итак. Сориентируемся на местности. – Какие геометрические фигуры вы видите на плакате? (Треугольники, квадраты ,прямоугольники и круги.) – Какая из них лишняя? (Круг) – Почему? (Все фигуры кроме круга –многоугольники). – Найдите сумму чисел, записанных в кругах. (65) – Найдите разность чисел, записанных в квадратах. (27) – Сложите числа, записанные в треугольниках. (64) – Сравните числа в прямоугольниках и узнайте, на сколько одно больше другого. (На 32) – Что вы знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника углы прямые, противоположные стороны равны). | Работают с информацией, представленной в презентации. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с информацией, представленной учителем.
Выполняют упражнения с учителем.
Рассуждают | 8 мин.
| Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6 |
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; (ПУУ)
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение (КУУ)
Самостоятельное создание способов решения проблем (ПУУ) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (КУУ)
|
Первичная проверка
Определение темы и цели урока
| - Какое слово получилось в результате решения примеров? Что оно означает?
- Смекалка – это способность быстро понять что-либо; сообразительность. На математике без смекалки никак. Быстрота вычислений, догадка часто помогают первым дойти до цели, а значит и победить. – На военных учениях, ребята, мы должны проявить не только смекалку. Нам необходимо обойти ловушки, а обнаружить их мы сможем, если определим закономерность в ряде чисел и продолжим ряд. 11, 22, 33, …, 99 83, 80, 77, … – Какую закономерность обнаружили в первом ряду? (Числа увеличиваются на 11). – Во втором ряду? (Числа уменьшаются на 3). – Молодцы, ребята, в ловушки никто не попался! – А теперь задача на смекалку. – К празднику зимой в саду расцвели тюльпаны. Сначала распустились 19 тюльпанов, а потом еще 4.Сколько всего тюльпанов распустилось? (Зимой тюльпаны не цветут). – А в какое время года цветут тюльпаны? – Так сколько бы их зацвело весной? (23) -Решите следующие примеры: +42 + 56 - 67 + 87 36 45 32 13 - Какой пример вызвал затруднение? - Чем он отличается от остальных примеров? (в ответе получилось 100) -Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (сегодня мы будем решать примеры на сложение и вычитание, записывая их столбиком и закреплять решение в пределах 100) - Какие цели мы поставим перед собой? (закрепить решение примеров на сложение и вычитание в столбик в пределах 100) |
|
2 мин. | Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
|
|
Физминутка
| – С целью улучшения физподготовки проводим физкультминутку. – Встаньте, ребята. Выполняем упражнения под музыку. Повторяем за мной (под мелодию песни «Солдатушки, бравы ребятушки»). – Теперь мы полны сил и энергии можем продолжить учение.
| Дети встают из-за парт. Выполняют движения под музыку. | 1 мин | Слайд № 10
| Освоение роли ученика. (ЛУУ) |
Работа по теме урока. Практическая работа.
| 1. Работа по учебнику (с.16 №5). – Основная цель военных учений – закрепить умения письменно выполнять сложение и вычитание двузначных чисел. – Заняли удобную позицию, приступаем к выполнению данной цели. – откройте учебники на с.16 (№ 5 .) – Примеры выполняем с комментированием у доски и в тетради, записывая решение столбиком. –Отложите в сторону учебники. – А сейчас выполняем задание, которое приготовили военные. – Перед вами несколько вариантов. – Каждый из вас должен выбрать только одно задание, с которым он справится и решит только 2 примера. – Кто решил, сядьте правильно. Положите ручку на стол.
– Итак, кто выбрал первое задание? – Кто второе? – Кто третье? 3. Взаимопроверка. – Проверяем. (Открываю ответы) – У кого нет ошибок? Молодцы! – Остальные ребята исправили ошибки? – В следующий раз будьте внимательнее. 4. Решение задачи. – Мы отправляемся дальше. – На пути следования солдатская кухня. – Слушаем задачу. – Для солдатской кухни доставили 34 килограмма лука, а моркови на 5 килограмм меньше. Сколько всего килограмм овощей привезли на солдатскую кухню. – Разбор задачи. – О чем говорится в задаче? (Об овощах). – О каких овощах? – Что нам известно? (Лука 34 килограмма, а моркови на 5 килограмм меньше). – Какой вопрос в задаче? – Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? – Почему? – А можем ли мы узнать, сколько привезли моркови? – Каким действием «+» или «–»? – После этого мы сможем ответить на вопрос задачи? – Каким действием: сложением или вычитанием? – Посмотрите на доску и назовите номер краткой записи, которая соответствует нашей задачи. (2). – Правильно, давайте повторим условие задачи по краткой записи.
– Запишем решение задачи самостоятельно, а кто затрудняется, поднимаете руку - я подойду. - Проверьте, у всех все правильно? – Молодцы, ребята. Отправляемся дальше.
| Коллективный поиск информации. Работают в тетрадях.
| 5 мин |
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
| Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию (ПУУ)
|
Физкультминутка | – Ребята, следующая остановка «Пункт первой медицинской помощи» (На доске – дорожный знак). – Чтобы ваши ручки отдохнули, выполним пальчиковую гимнастику.
| Дети выполняют Упражнения. | 1 мин | Слайд № 15
Слайд № 16
| Работа по предложенному учителем плану (РУУ) |
Закрепление пройденного
| – Мы подошли к главной реке Ставропольского края. (Иллюстрируются реки) – Как она называется? (Кубань) – Нам необходимо переправиться через неё. – Посмотрите на карту Ставропольского края. Кубань - самая крупная река, она протекает через всю территорию нашего края. – Переправляться через реку мы будем на лодочках. (Показываю разные лодочки). – На каждой парте – лодочка с заданием, которое необходимо выполнить. Восстановите пропущенные скобки. ( с.17 № 2) Работаем в паре. 2. Взаимопроверка. – Проверьте, правильно ли ваши товарищи выполнили задание. Если неверно, исправьте карандашом. Верните лодочки друг другу. У кого нет ошибок? Молодцы! – А у остальных я работы посмотрю и увижу, какие вы допустили ошибки.
| Ответы детей.
Рассуждают. Делают выводы. Работа с картой. Работают в парах. Рассуждают. Выполняют работу на лодочках Осуществляют: самооценку; взаимопроверку; | 4 мин | Слайд № 17
Слайд № 18
| Создание способов решения проблем (ПУУ)
Выполнение различной роли в группе (КУУ)
Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (ЛУУ)
Поиск и выделение информации (ПУУ) Умение сотрудничать в парах. (КУУ) |
Постановка проблемного вопроса Открытие новых знаний | - Возьмите учебник и на с.17 решим задачу № 4. -Прочитайте задачу. -Назовите условие, вопрос задачи. - Сколько метров было в каждом рулоне? (10 м) - Сколько таких рулонов купил папа? (3) - Как вы записали решение? (10+10+10) - Какие слагаемые вы использовали? (одинаковые) - Сколько таких слагаемых? (3) - Какой ответ вы записали? (Папа купил 30 м обоев) | Дети высказывают предположения.
Рассуждения детей. | 3 мин |
Слайд № 19
| Формулирование проблемы (ПУУ)
Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей (РУУ) Поиск информации, работа с различными источниками (ПУУ) |
Рефлексия деятельности
Подведение итогов урока
| – Наши учения подходят к концу. – Как правильно выполнять письменные вычисления столбиком? – Что получилось лучше всего? Что не получилось? Почему? С каким настроением уходите с урока? – Сегодня на уроке вы проявили находчивость, смелость, сообразительность, показали свои знания. – Спасибо вам ребята за работу. – А кто из вас знает, как у военных определяют звание? (По звездочкам на погонах.) – И сегодня за достойную работу, я каждому из вас подарю звездочку.
- Прозвенел опять звонок И закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, Силы новой наберите.
– Урок окончен.
| Учащиеся высказывают свои мысли о проведённом уроке и своей работе.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
| 1 мин
1 мин
|
Слайд № 20
| Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (РУУ)
Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности. (ЛУУ) |