технологическая карта урока
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Пермякова Алла Степановна

 

Урок математики. 1 класс. Школа России 

Тема урока: Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

Тип урока: Урок «открытие» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_1_chislo9.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока: Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

Тип урока: Урок «открытие» новых знаний.

Оборудование: Учебник, тетрадь, планшеты, ноутбук, интерактивная доска, проектор

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе 19 учащихся, дети слышат учителя, активно работают на уроках. Знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут контролировать себя во время урока. Знают числа от 1 до 8 и умеют их писать. Знают состав числа до 8.

Учащиеся владеют:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-формулировать тему урока при помощи учителя;

-в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

-ориентироваться в учебнике;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-высказывать свою точку зрения;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы;

У большинства учащихся не сформировано умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

-осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений: Познакомить с числом 9 и цифрой 9, научить писать цифру 9, закрепить знания, умения и навыки учащихся в ранее изученных темах.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

-Учиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

-Развивать умение считать различные объекты и устанавливать порядковый номер объекта при заданном порядке счета.

-Совершенствовать умение правильно употреблять в речи математические понятия.

                           Метапредметные

Познавательные УУД

-С помощью учителя открывать и структурировать знания.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

-Представлять информацию в виде схемы.

-Обобщать и классифицировать по признакам

-Работать над формированием умений, выполнением действий по образцу

-Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке

Регулятивные УУД

-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-Уметь оценивать свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности и проводить коррекцию.

Коммуникативные УУД

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Личностные

-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками.

-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Этап урока,

 время этапа

Задачи  этапа

Методы,  приёмы

обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1.Организа-ционный момент.

1 мин.

Эмоционально и психологически настроить детей на урок.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Слово учителя.

Фронтальная.

Создаёт благоприятную атмосферу на уроке.

Проверяет готовность детей к уроку.

Звенит звонок. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка? Ручка? А тетрадка?

-Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали удачи на уроке, тихо сели.

Дети слушают.

Проверяют свою готовность к уроку

(наличие на парте учебника, тетради, пенала)

Коммуникативные  УУД:

*Уметь сотрудничать

 с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД:

*контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания.

2.Актуали-зация знаний.

6 мин.

Выявить уровень имеющихся знаний.

Организовать формулирова-

ние темы урока учащимися.

Наблюде-ние.

Беседа по уточне-нию знаний.

Беседа.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Фронтальная

Организует работу с числовым рядом.

Организует работу с компонентами при сложении и вычитании и составом числа 8

Просит показать листы с ответами.

-Вспомните тему наших предыдущих  уроков.

-Число 8, цифра 8, состав числа 8.

-Мы  работали очень хорошо и проделали с вами серьезную работу, и я надеюсь, что сегодня вы также хорошо будете работать.

-Посмотрите запись на доске.

1, 3, 5

-Что вы заметили?

Каждое следующее число увеличивается на 2

-Какое будет следующее число?

-Какое действие выполняли, чтобы увеличить число?

Сложение 

-Как называется результат при сложении?

Сумма

-Внимательно посмотрите на следующую цепочку

8,6,4

-Что вы заметили?

Каждое следующее число уменьшается на 2

-Какое будет следующее число?

-Какое действие выполняли, чтобы уменьшить число?

Вычитание

-Как называется результат при вычитании?

разность

-Прочитайте запись на доске, используя названия компонентов

 8-2,  8-1, 8-3, 7+1

Разность, сумма чисел, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое

- Запишите только ответы на листах.

-Проверим ваши ответы.

-Оцените свою работу.

-Запишите ответы в порядке возрастания, чтобы узнать, кто пришел к вам в гости.

5,6, 7, 8, лиса

-Действительно, пришла лиса. 

-Расскажите лисе, что вы заметили?

 Сумма равна 8 или уменьшаемое 8

-Что мы вспомнили и повторили?

-Повторили состав числа 8, названия компонентов.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают выражения, используя математичес-кую терминологию

Самооценка

Дети записывают ответы на листах.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

* На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:
*Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

*Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные УУД:

* Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3.Создание проблемной ситуации.

Формулировка темы,

планирова

ние деятельнос

ти

7  мин.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

Определить границы знания и незнания в созданной ситуации.

Организовать формулирование проблемы, постановку цели и плана  урока учащимися.

Создание проблем-ной ситуации.

Побуждающий диалог.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Организует формулировку темы урока учащимися.

Просит показать листы с заданием.

Организует формулирование темы урока, учебной цели и составление плана.

-Лисичка просит вашей помощи, ребята.

Видела в лесу лиса как

В кружку сорвала Марина 9 ягодок малины.

Пять дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке?

Анализ  результатов.

-Какой получился ответ?

–Почему получились разные ответы?

Мы не знаем состав числа 9.

-Правильный ответ мы узнаем немного позже.

- Попробуйте определить тему урока.

Число 9, цифра 9, состав числа 9

- Попробуйте поставить цель урока. Чему будем учиться?

Получать число 9. Учиться писать цифру 9. Узнать состав числа 9.

-Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.

-Вспомним план:

1.Определить количественно число 9.

2.Определить местоположение числа 9 на числовом луче.

3.Научиться писать цифру 9.

4.Узнать состав числа 9

Решают задачу, на лите.

Показывают результаты своей работы, сравнивают с другими результатами.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя формулируют цель урока, планируют свою работу.

Регулятивные УУД:

*Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя.

*Принимать и сохранять учебную задачу.

*Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

*Уметь определять и формулировать  учебную цель.

*Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД:

*Осознавать необходимость нового знания, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные УУД:

*Уметь участвовать в обсуждении проблемы.

*Уметь слушать других, обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения.

4.Открытие новых знаний

11 мин.

Организовать работу по поиску путей решения проблемы.

Частично-поисковый

Рассказ учителя

Беседа

Объяснение учителя

Работа по учебнику

Беседа.

Групповая

Коллективная.

Работа в парах

Индивидуальная

Коллективная работа

Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Учитель объясняет написание цифры

Индивидуаль

ная помощь учителя.

Побуждает к высказыванию своего мнения

1.Определить количественно число 9.

- Подумайте в группах как показать число 9 с помощью:

1р.- цветочков

2р.- учеников

3р. – учебников 

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности.   Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

- Чему мы сейчас учились? 

- Мы количественно представили число 9

- Как мы это сделали? 

Работали в группе    

- Оцените работу группы.

Мы справились с первым шагом нашего плана?

Да

Приступаем к следующему шагу.

-Где в ряду чисел место числа 9?

Справа от 8

- Почему справа?

Следующее число больше 8.

-За каким числом следует число 9? 

Число 9 следует за числом 8

-Как получить число 9?

Надо к 8 прибавить 1

-Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? Нет, не умеем писать цифру 9.

-А хотите научиться правильно и красиво писать цифру 9?

Да

-А на что похожа цифра 9?

- Я покажу,  как пишется цифра 9

-Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* на ладошке;

* на спинке;

-Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

-Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

-Подчеркните самую красивую цифру.

-Оцените друг друга.

-Чему мы сейчас учились?

Писать цифру 9

-Для чего мы выполняли эту работу?

-Пригодится ли в жизни нам это умение писать цифру 9?

-А где мы сможем применить это умение?

-Возвратимся к числовому отрезку. Запишем в тетради.

-Как мы можем себя проверить?

По учебнику

-Чему мы учились?

Научились находить на числовом отрезке число 9 и писать цифру 9.

-Справились вы с этой целью?

-Оцените свою работу

-Какой будет следующий шаг?

3. Состав числа 9 

-На листах запишите пары чисел, чтобы в сумме было 9

Проверим с образцом на доске

-Сколько нужно выучить примеров, чтобы запомнить состав числа 9?

4 примера.

-Почему?

Примеры повторяются, только слагаемые поменялись местами.

–Кто может рассказать это свойство.

Переместительное свойство сложения: от перестановки слагаемых сумма не изменяется

-А теперь мы сможем помочь лисичке решить пример?

Да. По числовому отрезку, используя состав числа.

-Какой получился ответ?

- Чему мы сейчас учились?

 Узнали состав числа 9

-Достигли вы этой цели?

-Оцените свою работу.

Демонстрируют количественный состав числа 9

Оценивают работу своей группы

С помощью учителя делают выводы.

.

Прописывают цифру 9: в воздухе; на ладошке; на спинке

Прописывают цифру 9 по образцу

Взаимопроверка

Показывают на числовом отрезке в тетради и сравнивают с эталоном в учебнике

Проверяют, высказывают свои предположения доказывают, повторяют правило

Объясняют свой выбор.

Самооценка.

Познавательные УУД:

*На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.

*Извлекать информацию из предметов

Предметные Д:

*Знать количественное значение числа 9

* Знать место этого числа на числовом отрезке и как  обозначить число цифрой.

* Знать состав числа 9

Регулятивные УУД:

*Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

*Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные УУД:

*Уметь работать в группе

*Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Физминутка

Снятие физического и интеллектуального напряжения.

Игра.

Спортив

ные упражне

ния.

Фронтальная.

Предлагает ученикам выполнить физические упражнения.

-Лисичка обрадовалась, что вы ей помогли и начала танцевать.

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД:

*Осуществлять волевую саморегуляцию.

Коммуникативные УУД:

* Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

5.Развитие умений – применение знания

12 мин.

Установить осознанность восприятия информации.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Стимулировать познаватель

ный интерес учащихся.

Самосто-ятельная работа.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Организует работу в учебнике.

Организует проверку в парах выполненного задания.

Организует самооценку выполненной работы.

А лисичка хочет убедиться, что вы поняли тему урока и справились с поставленными целями. Решите примеры.

№3 стр.18

1 столбик - 1 вариант

2 столбик- 2 вариант

-Проверим по образцу

-Оценим друг друга.

Выполняют самостоятельно

Проверяют в парах

Выполняют устную самооценку работы

Предметные УУД:

*Уметь решать примеры, используя состав числа 9  

Познавательные УУД:

*Извлекать информацию из схем.

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

*Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

*оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения.

Коммуникативные УУД:

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка для глаз.

Снятие зрительного напряжения.

Игра.

Фронтальная.

Предлагает ученикам выполнить упражнения.

Потрите ладони, закройте глаза руками.

Выполняют упражнения.

Коммуникативные УУД:

* Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

6.Реализация продукта.

 5 мин.

Проверить уровень усвоения материала на уроке.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная

Фронтальная.

Организует работу в учебнике

Посмотрите сколько зверят выстроились за помощью к доктору Айболиту, но не всем она нужна, кто- то пришел только за сладкой витаминкой. Лиса и доктор Айболит просят вас помочь определить, кому действительно нужна помощь?

Тюленю - 4, дельфину-5, ежику-3,птичке-7, бабочке-9, собачке-2

 Работают в учебнике.

Проверяют.

 Предметные УУД:

*Умение структурировать свои знания

Регулятивные УУД

*Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД:

*Уметь слушать других, обосновывать и  доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения.

*Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Личностные УУД:

Отношение к природному миру

7.Подведе-ние итогов урока.

Рефлексия.

3 мин.

Зафиксировать новое содержа-ние урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Беседа.

Рефлек-сия.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Какая тема урока была?

-Какую цель мы ставили?

-Добились ли вы своей цели?

-Оцените  свою работу на уроке и работу ваших одноклассников

Дом. задание.

1.Расскрасить рисунок.

2.Помочь доктору Айболиту.

3.Посчитать количество предметов на стр. 18

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные УУД:

*Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

*Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

* Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Личностные УУД 

* Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...