Конспект урока по теме: «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Учебный предмет математика

УМК «Школа России»

Тема урока «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок»

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока84.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет математика

УМК «Школа России»

Тема урока «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:        

  1. Ввести правило порядка выполнения математических действий (сложения, вычитания, умножения, деления) для решения числовых выражений со скобками и без скобок.
  2. Научить учащихся применять правило на практике, анализировать числовые выражения с целью  определения порядка математических действий.
  3. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
  4. Ожидаемые результаты
  1. Предметные: умение применять правило порядка выполнения математических действий в выражениях в 2-3 действия со скобками и без них.
  2. Метапредметные:
  • познавательные: умение формулировать проблему, умение составлять  алгоритм решения и применять его на практике, умение анализировать объекты с целью нахождения способа решения, умение обосновывать свои решения используя правило, умение оценивать навыки, полученные в ходе урока, делать выводы.
  • коммуникативные: умение слушать и вести диалог, работать в паре, участвовать в коллективном обсуждении. 
  • регулятивные: умение ставить перед собой учебную задачу и добиваться ее решения (при направляющей роли учителя), умение сравнивать свой способ работы с правилом, умение корректировать свои действия;
  • личностные: понимание необходимости усвоения учебного материала (зачем мне эти знания).

Оборудование

  1. учебник «Математика» М. И. Моро (3 класс, часть 1);
  2. компьютер;
  3. принтер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. интерактивная доска.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

На момент объяснения учебного материала учащиеся

знают:

умеют:

  1. Математические действия сложение и вычитание.

  1. Математические действия умножение и деление, таблицу умножения и деления на 2, 3
  2. Правило выполнения математических действий со скобками.
  1. Выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток
  2. Выполняют умножение и деление. Пользуются таблицей умножения на 2 и 3.

  1. Умеют применять указанное правило.

  1. Этапы урока и хронометраж

№№

п/п

Название этапа

Хронометраж

Организационный момент.

1 мин

Актуализация знаний

- логическая разминка

- работа в парах

- устный счет

2 мин

5 мин

4 мин

Самоопределение к деятельности

5 мин

Работа по теме урока

- работа с правилом

- работа в тетрадях

5 мин

Физкультминутка

2 мин

Закрепление изученного материала

№ 3, № 4, № 6, № 8

6 мин, 4 мин, 2 мин, 4 мин

Обобщение и рефлексия

2 мин

Подведение итогов урока

2 мин

Запись домашнего задания

1 мин

  1. Содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание

формируемые УУД

I. Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные (умение организовать  рабочее место)

Коммуникатив-ные (соблюдение правил речевого этикета)

II. Актуализация знаний

  1. Логическая разминка

На интерактивной доске дано задание «Выявите закономерность и продолжите ряд чисел»

1, 7, 3, 9, 5, 11, …17

Число увеличивается на шесть и уменьшается на четыре

7, 13, 11, 9, 15, 11, 17

Логические (поиск закономерностей)

  1. Работа в парах

Ребята, сейчас мы будем работать в парах.

Вспомните правила работы в парах

У каждого из вас на столе есть карточка с примерами. Выполните задание.

Приложение 1

Учитель дает команду для начала выполнения проверки.

Проверьте правильность вычислений и сверьтесь с ответом, данным на обороте карточки.

Один из учащихся рассказывает правила работы:

1. Приветствуем друг друга.

2. Договариваемся с парой о том, кто решает пример первым.

3. Когда оба участника решили примеры, поднимаем руки вверх.

3.По команде учителя меняемся карточками и проверяем друг друга

4. Говорим результаты работы (решено верно – «да»; решено неверно – «нет»).

5. Ставим отметку.

Учащиеся договариваются о работе, выполняют вычисления и поднимают руки.

Выполняют проверку, озвучивают результаты и ставят карандашом отметку.

Коммуникатив-ные  (работа в паре)

Восстановление пропущенных чисел

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

  1. Устный счет

На доске столбики  примеров

14+7-2=  

2-8+3=

19-8+6=

Как вы выполняли вычисления?

30- (15+2)=

(14+7)-3=

92-(30-12)=

Как вы выполняли действия?

Почему?

Проговорите правило полностью.

Учащиеся выполняют вычисления

По порядку.

Учащиеся выполняют вычисления

Сначала мы выполнили действия в скобках.

Это правило.

Если в числовом выражении есть скобки, то сначала мы выполним действия в скобках, а затем за скобками.

Предметные (отработка навыков устного счета; применение правила о порядке решения выражений соскобками)

III. Самоопределение к деятельности

На доске написаны числовые выражения.

Ребята, рассмотрите эти выражения. В каком порядке выполняются действия и почему?

38-10+6=28+6=34

38-(10+6)=38-16=22

24:3*2=8*2=16

24: (3*2)=24:6=4

То есть прежде чем приступать к решению мы должны рассмотреть выражение: выяснить есть ли в нем скобки?

Молодцы! Все верно.

Но как же быть, если кроме скобок в выражении есть другие математические действия? Или в выражении есть два действия в скобках?

Например:

(на доске записано выражение)

20-3*(15-9)=

Какие действия есть в этом выражении?

Что мы выполним сначала?

Какое действие будет следующим? Как вы думаете?

Ребята, как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Действия выполняются по порядку.

Сначала выполняется действие в скобках. Это правило.

Действия выполняются по порядку.

Сначала выполняется действие в скобках. Это правило.

Да, т.к. действие в скобках выполняется первым.

В выражении есть скобки, вычитание и умножение.

Действие в скобках.

Предлагают свои варианты.

Вычитание, т.к. оно стоит на первом месте.

Умножение, т.к. умножение увеличивает число в несколько раз.

Будем учиться определять порядок математических действий. Иначе мы не сможем вычислять подобные выражения.

Логические (анализ структуры числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий)

Логические (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание)

IV. Работа по теме урока

Ребята, в математике существует специальное правило, которое определяет порядок действий в числовых выражениях.

Умножение или  деление выполняется в первую очередь, а затем сложение или вычитание.

Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 24.

В красной рамочке дано правило. Прочитайте его. Приложение 2

Составьте на основе этого правила краткую последовательность выполнения действий.

Давайте,  используя это правило, проставим порядок действий в данном выражении

20-3*(15-9)=

Молодцы!

Как же нам записать это решение в тетрадь? У нас есть номера действий и промежуточные решения. Для удобства мы с вами будем порядок действий проставлять сверху (над знаками действий), а промежуточное решение снизу (под знаками действий).

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа, №1.

Учитель дает образец оформления на доске.

Также еще раз проговаривается порядок определения последовательности действий.

Открывают учебники.

Читают правило

Записывают последовательность

  1. (  )
  2. *, : по порядку
  3. +, - по порядку

20-3*(15-9)=

  1. Скобки
  2. Умножение
  3. Вычитание

Записывают выражения в тетрадь.

C:\Users\Лена Визгунова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\WP_20171012_16_10_41_Pro.jpg

Познавательные (смысловое чтение: понимание и осмысление прочитанного)

Создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные (работа по образцу)

V. Физкультминутка

Игра «Карлики – великаны»

Выполняют задание

Игра на внимание.

VI. Закрепление изученного материала

Работа с учебником

№3 с. 25 Приложение 3

На интерактивной доске дано схематическое изображение алгоритма

  1. (  )
  2. *, : по порядку
  3. +, - по порядку

Первый столбик выполняет ученик у доски с комментированием по образцу

Второй и третий столбик учащиеся выполняют в тетрадях самостоятельно.

Работа в парах взаимопроверка

Ученик решает выражения у доски и проговаривает свои действия.

Остальные записывают решение в тетрадь.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют результаты.

Регулятивные (применение общего способ действия)

Выполнение действий по алгоритму.

Коммуникатив-ные (работа в парах)

Регулятивные (контроль, оценка)

Работа с учебником №4 с. 25 Приложение 4

Прочитайте условие задачи

О ком говориться в задаче?

Сколько было в книге страниц?

Как девочка читала?

Что спрашивают в задаче?

Учитель вызывает к доске сильного ученика

Все согласны? Решение выполнено верно?

Можно было записать решение другим по другому?

Каким правилом вы воспользовались?

Какое решение оформить быстрее?

Записывают номер и читают условие задачи

О девочке, которая читала книгу.

В книге 48 страниц.

3 дня по 9 страниц

Сколько страниц осталось прочитать.

Ученик записывает условие задачи, проговаривает свои действия и решает задачу.

Было – 48 с.

Читала – 3 дня по 9 с.

Осталось - ? с.

1) 9*3 = 27 (с.) -прочитала за           три дня

2) 48-27 = 21 (с.)

Ответ: осталось прочитать 21 страницу.

Да.

Да. 48-9*3=21(с.)

Правилом о порядке математических действий.

Второе.

Познавательные (смысловое чтение: понимание и осмысление прочитанного)

Выполнение действий по алгоритму.

Давайте поработаем устно. Выполним задание № 6 на с. 25 Приложение 5

Читают задание. Измеряют длину отрезков и выполняют вычисление

Ответ: на 5 мм длиннее.

Предметные (Совершенствование навыков решения простых задач)

Работаем c № 8 с. 25 Приложение 6

Прочитайте задание.

Этот текст является задачей?

Какой вопрос можно добавить?

Запишите в тетрадь выражение для решения задач.

Ребята, нам нужны скобки в первом выражении? Что-то изменится, если мы их уберем?

Читают задание.

Нет, т.к. отсутствует вопрос.

Сколько всего единиц техники было в хозяйстве?

Сколько грузовиков было в хозяйстве?

У доски сильный ученик.

Остальные записывают выражения в тетрадях.

1) (8+12+5)+(8+12) - всего

2) 8+12+5 = 25 - грузовиков

Ничего не измениться. Это значит, что скобки можно не ставить.

Решение задач с недостающими данными

Познавательные

(выбор эффективного способа решения)

VII. Обобщение и рефлексия

 Мы выполняли различные задания, опираясь на правило, на основе которого мы установили  алгоритм решения или последовательность выполнения действий.

Давайте еще раз проговорим этот алгоритм вместе

Проговаривают последовательность хором

  1. (  )
  2. *, : по порядку
  3. +, - по порядку

Выполнение действий по алгоритму.

VIII. Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Чему мы научились на уроке?

Где нам могут пригодиться полученные знания?

Оцените, как вы усвоили материал урока, с помощью смайликов

        Материал был сложный, я ничего не понял

Выполнил задания с трудом, нужна еще тренировка

Мне все понятно, у меня хорошо получается

Мы узнали правило порядка выполнения математических действий.

Мы научились анализировать числовые выражения для того, чтобы применять правило на практике.

Мы научились оформлять выражения в тетради.

Мы можем использовать эти знания для решения учебных и практических задач

Изображают смайлик на полях тетрадей

Регулятивные (оценка)

IX. Запись домашнего задания

Запишите в дневники домашнее задание

№5 и №? На с. 25 Приложение 7

Записывают домашнее задание

УУД по дом. работе

 №5 Задание на применение математических знаний для решения практических задач

Задание со знаком вопроса – закрепление полученных знаний; работа по алгоритму.

Список использованной литературы

  1. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
  2. Математика. 1-4 классы: Упражнения для устного для устного счёта/ Сост. М. В. Голович, Ю. К. Бондаренко и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Математика. 3 класс. Методические рекомендации/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме :"Порядок математических действий в выражениях со скобками и без скобок"

Урок- закрепление по теме :"Порядок действий в  выражениях со скобками и без скобок"...

Конспект урока математики. Тема: Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Закрепление. 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики с применением Сингапурской методики обучения. Тема: Порядок выполнения действий со скобками и без скобок. Закрепление. 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок математики "Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок"

Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок построен на основе яркой и красочной презентации с занимательной анимацией.ьОбучающиеся отправились в морское путешествие в поисках со...

Конспект урока математики .Тема «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок» (3 класс)

МБОУ "Погореловская СОШ"Цели урока:Деятельностная : учиться применять правила порядка выполнения действий в выражениях без скобок.Содержательная: продолжить формирование системы понятий...