Развитие математической речи учащихся
статья по математике на тему

Ковалёва Ольга Витальевна

Одна из важных задач обучения математики – развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskoy_rechi_uchashchihsya.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математической речи учащихся.

Одна из важных задач обучения математики – развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей. И эту работу следует начинать уже в 1 классе.

На уроках математики, как и на других предметах, я работаю по развитию устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как

содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Все эти требования реализуются в комплексе.

       Такие приёмы развития устной речи я применяю на уроке математики

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания. . Для успешного решения этой задачи учитель должен следить за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать задания вида:

     1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражения, вычислить, сложить, наименования и т.п.

    2. Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа74, к числу 215 прибавить 211 и т.п.

    3. Прочитайте: прибавить к 41, вычесть из 69, к 123 прибавить и т.п.

Если учащиеся употребляют падеж неправильно. Учитель помогает им, читает правильно, а затем просит повторить. Так из урока в урок он приучает детей читать математические выражения.

   Словарная работа на уроках математики сводится к  пониманию и умению объяснять значение математических терминов  , усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание.  С этой целью полезно предлагать следующие задания.

      1. Упражнения на объяснение значения математических терминов:

  1. Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые  и.т.п.( термины берутся из программы соответствующего класса)
  2. Математическое выражение 18х 4 Серёжа прочитал так « 18 взять 4»Как надо прочитать это выражение?
  3. Выполнив действие 18 + 2 = 20. Наташа ответила: « У меня получилось 20, я сосчитала правильно» Правильно ли она высказалась?

2. Упражнения на правильное написание терминов:

  1. Запишите слова, вставив пропущенные буквы:  нум…рация, выч…таемое,  ед…ница, кил…ограм  и т.п.
  2. Исправьте ошибку в записи слов «вычеслиить», «дилить», « слажиить»  и т.п.

3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

  1. Прочитайте предложения , вставив пропущенные слова : От … слагаемых …. не изменится. Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить … слагаемое, а потом к полученному результату … второе слагаемое;
  2. Используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов и т.п.

На этом этапе работы по  развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.

  1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
  1. Устраните математические ошибки в тексте « Чтобы найти неизвестное число в выражении      +2=8, надо к 8 прибавить 2»
  2. На вопрос учителя Ваня ответил так: «При прибавлении к цифре 5  числа 4 будет 9» . Какие ошибки допустил Ваня?
  3. Серёжа решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: « Чтобы найти х , надо из большего числа вычесть меньшее и получим х». Правильно ли рассуждал Серёжа?
  1. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же , как и на уроках чтения. Только используется математический материал.

Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения.  Этому этапу работы более серьёзное внимание следует уделять в 3 классе. Полезны, в частности, упражнения следующего вида:

  1. Составить текст, используя набор карточек со словами:
  1. Чтобы,на, произведение, двух чисел, .это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и,полученное, умножить, множитель;
  2. 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, =.
  1. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 даёт 48.
  2. Закончите объяснение: Чтобы разделить 12 на произведение 3 и 2, можно 12 разделить на 3 и …»

В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить слова и устранить непоследовательность в тексте.

Для реализации задач развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определённая система. Только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения.

Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая, т.к. приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Развитие математической речи.

Вопросы математического диктанта....

Выступление на форуме "Развитие математической речи на уроках математики"

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется ка­ждому. Поэтому вопрос о развитии речи яв­ляется одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все препо­давател...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики  в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...

Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)

В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании....

Проверка уровня развития математической речи у младших школьников

Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...

Развитие математической речи младших школьников.

Задания для развития математической речи младших школьников на уроках математике....