Мнемотехника как технология развития познавательной активности обучающихся с ЗПР на уроках математики в начальных классах
статья по математике на тему

Русанова Лариса Александровна

Статья. Рекомендации по использованию мнемотехнических приемов на уроках математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_mnemotehnika.doc87.13 КБ
Office presentation icon mnemotehnika_rusanova_sokrashch.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Русанова Л.А.

Мнемотехника как технология  развития познавательной активности обучающихся с ЗПР

на уроках математики в начальных классах

Проблема развития познавательной деятельности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики.

Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу регламентированы в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010 г. № 1897. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, «портрет выпускника основной школы», активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. [3, с. 3],   Эти характеристики предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.

«Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью», говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1, с. 5].  Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность - это «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно- волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [12, с. 47].

ФГОС требует от педагога, организующего учебно - познавательную деятельность   «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)» [2, с. 3], включить в работу «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». [3, с. 3]

  Внедрение новых стандартов образования послужило мощным стимулом к инновационной деятельности педагогов с целью активизации познавательной деятельности учащихся, развития познавательного интереса.

 Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.

Как один из вариантов решения проблемы рассмотрим возможность применения на уроках математики различного вида мнемотехник в соответствии с возрастными, психологическими  и интеллектуальными возможностями обучающихся.

Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого это «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов. Мнемонические упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции, Риме и дошли до нас во многих видах. [16, с. 129]  

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти.

В нашем исследовании мы опирались на учебное пособие «Психология памяти» ред.        Гиппенрейтер Ю.Б. (11), включающее исследовательские статьи по мнемотехнике Л.С. Выготского, Г.И.Челпанова, Р. Клацки, Р.Салсо, др.; научные труды И.В. Андреевой (4, 5); практические издания отечественных и зарубежных авторов: Х. Грюнинга (7), С. Мюллера (10), Л. Николаевой (11); Усачева М.В. (15), О. и М. Эренберги (18), мастер-классы по применению мнемотехник на практике Синяевой Е.А. (12), Чиковой О.Л. (16),  Шабиевой Л.С. (17).

Исходя из полученных сведений мы можем рассматривать мнемотехнику как психологическую, так и педагогическую  технологию.

Как технология психологическая мнемотехника занимается развитием памяти. Как технология педагогическая мнемотехника позволяет решать иную задачу — помогать детям в развитии познавательной деятельности, усвоении школьной программы, используя различные методы развития памяти, создающие комфортную обстановку на уроке

Мнемотехника как педагогическая технология опирается на наиболее развитые в этом возрасте функции памяти и восприятия. Образовательный процесс, построенный на основе мнемотехники:

- предупреждает перегрузки памяти, способствующие неудачам и стрессам;

- дает необходимые знания для саморазвития, обеспечивая снятие страха, неуверенности;

- не поощряет механическое запоминание, способствует интеллектуализации памяти, разумному пониманию и осознанию мира вокруг и себя в этом мире. [4, с. 3].          Применение мнемотехники актуально в работе с детьми с ЗПР, так как:

- у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной

деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

- нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру

дефекта;

- наблюдается низкий уровень развития восприятия;

- нарушено логическое мышление;

- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация

внимания, возникают трудности с его переключением;

- наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает

наглядно-образная память;

- заметно снижена их слуховая память и продуктивность

запоминания носит в основном непроизвольный характер;

- характерна низкая работоспособность в результате повышенной

истощаемости.

Мнемотехнику мы рассматриваем как совокупность эйдотехники (развитие образной памяти и памяти чувств) и рациотехники (развитие логической памяти).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», сказал К.Д.Ушинский.

Существуют разные системы, помогающие не только кодировать и хранить, но воспроизводить информацию. Р. Соло [6, с. 694 - 712] описывает и дает практические рекомендации к использованию таких методов, как: метод размещения и воображение, система слов- вешалок, метод ключевых слов, организующие схемы, воспроизведение чисел, имен, слов. М.В. Усачев [15, с. 24] строит свою систему запоминания на трех китах мнемоники: ассоциации, образ и локализация (упорядочивание). Х. Грюнинг [7, с. 172 - 185] делает акцент на образной представлении, методе «штабной список». М.и О. Эренгберги [18, с. 129 – 139] доказывает актуальность таких методов, как:  рифма и ритм, аббревиатура (акроним), метод расположения предметов, метод связи между буквами и цифрами, использование картинок, цепочек. С.Мюллер [10, с. 71 - 75] самым простым, но эффективным считает метод ключевых слов.

В своем исследовании мы более детально раскроем методы, которые с точки зрения коллег (8, 9 и др.) наилучшим образом подходят для развития и активизации познавательной деятельности младших школьников:

Мнемотаблица (приложение 1.1)- это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация.

Коллаж (приложение 1.2). Коллаж - это лист картона (или фланелеграф), на котором рисуются (накладываются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главная задача коллажа - соединить, то есть связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания. [14, 45].

Метод рифмы и ритма. Метод рифмы и ритма заключается в создании рифмованных пар слов и даже коротких стихотворений. Рифма, как и четкий ритм, облегчает запоминание [8].

Метод ассоциаций. Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Метод ассоциации заключается в нахождении ярких запоминающихся ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Ассоциации могут быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, цветовыми и обонятельные, предметные.

Метод группировки. Мнемосистема «связей» или метод группировки построен на объединении в группы слов: предметов, понятий, ситуаций, - по какому-либо запоминающемуся признаку.  

Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:

-развитие познавательной активности;

-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

-развитие ассоциативного мышления, воображения;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие связной речи;

-преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

Несмотря на то, что мы рассматривали мнемотехнику применительно к  математике, использование мнемотехнических приемов может широко и успешно применяться на уроках обучения грамоте при изучении букв алфавита; на уроках литературного чтения при пересказах художественных произведений, при заучивании стихотворных форм; на уроках русского языка для обогащения словарного запаса, при  написании обучающих изложений и сочинений.

Список литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,  В.А.Тишков.2-е изд.М. Просвещение, 2011.  

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (http://www.consultant.ru/)Федеральный

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 (http://www.consultant.ru/ )

  4. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы. Автореферат. Санкт-Петербург: СПбАППО,  2004. - 23 с.

  5. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2004. - 152 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романов В.Я. (ред.). Психология памяти. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с. // Р. Клацки. Мнемонисты, шахматная игра и память. С. 166 - 177// Л.В.Выготский. Эйдетика. С.178-199.// Л.В.Выготский. Память и ее развитие в детском возрасте. С.616-625.//Г.И.Челпанов. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. С. 658-693.// Р.Салсо. Мнемонические системы. С. 694-726.

  7. Грюнинг Х. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий. Пер. с нем. Л. И. Кайсаровой. – М.: АСТ, Астрель, - 2012. – 192 с.

  8. Колода  Е. В. Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения. Минск. 2016. Персональный сайт https://lenochka-internat6.edusev.ru/

  9. Королева  А.В. Макарова Ю.А. Использование мнемотехники  на уроках математики в начальной школе. https://nsportal.ru/

  10. Синяева Е.А. Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники. Мастер класс. https://nsportal.ru/ 

  11. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.

  12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 288 с. http://www.bestreferat.ru/referat-226923.html

  13. Усачев М.В. Лучше, чем суперпамять. Эффективные приемы мнемотехники. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 220 с.

  14. Чикова О.Л. Методика мнемотехники как средство развития памяти у младших школьников. Мастер – класс. https://kopilkaurokov.ru 

  15. Шабиева Л. С. Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников. Мастер – класс. https://videouroki.net

  16. Эренберги М. и О. Развитие возможностей интеллекта: Пер. с англ.- Мн.: ООО «Попурри», 1996. – 336 с.

  17. Штраус А.и Летинен Л. «Психопатология и обучение ребенка с повреждениями мозга»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника как технология развития познавательной активности обучающихся с ЗПР на уроках математики в начальных классах Русанова Лариса Александровна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных (или звуковых, тактильных) образах АССОЦИАЦИИ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Психологическая технология Педагогическая технология развитие памяти, образного мышления развитие и активизация познавательной деятельности МНЕМОТЕХНИКА

Слайд 4

Особенности детей с ЗПР: отставание и своеобразие в познавательной деятельности, преобладание наглядно – действенного мышления и наглядно – образной памяти; снижение познавательной активности; нарушение логического мышления; бедный словарный запас слов.

Слайд 5

Мнемотаблица Коллаж Рифма и ритм Ассоциации Группировки Методы мнемотехники

Слайд 6

Мнемотаблицы – работа над задачами МНЕМОКВАДРАТ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА 4 4 2 4 + 2 = 6

Слайд 7

КОЛЛАЖ 2 + 3 = 5 3 + 2 = 5 Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется

Слайд 8

РИФМА И РИТМ РИФМА И РИТМ Р - ? Как периметр фигуры может каждый получить? Надо стороны фигуры взять все вместе и сложить. Если ищем ширину, Делим площадь на длину. Хочешь ты найти длину, Раздели на ширину. S - ?

Слайд 9

РИФМА И РИТМ: изучаем таблицу умножения 3∙9 = 27 Я секрет вам выдам всем: Трижды девять — двадцать семь. 5∙9 = 45 Если правду вам сказать, Пятью девять — сорок пять. 6 ∙ 8 = 48 У кого, друзья, ни спросим: Шесть на восемь — сорок восемь .

Слайд 10

АССОЦИАЦИИ (А + В) * С = АВ + АС

Слайд 11

АССОЦИАЦИИ

Слайд 12

Метод мнемотехники Развитие познавательной активности Отработка математических навыков Развитие основных психических процессов Развитие мелкой моторики Развитие связной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Представлена презентация на тему: "Развитие познавательной активности младших школьников"...

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики через реализацию здоровьесберегающих технологий

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.Достижение названной цели в сегодняшней школе...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

ВВЕДЕНИЕАктивизация познавательной активности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активности, самостоятельности, инициат...