Математика 3 класс «Измеряем ёмкости»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Новикова Дарья Игоревна

Конспект открытого урока по математике в 3 классе «Измеряем ёмкости. Знакомство с единицами ёмкости (литр)» (УМК «Планета знаний»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике в 3 классе по учебнику М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдовой УМК «Планета знаний»

Тема: Измеряет ёмкости. Знакомство с единицами ёмкости (литр)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Знакомство с единицей измерения ёмкости (литр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: уметь измерять ёмкости сосудов в новых единицах измерения – литра.
  • Регулятивные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия.

Оборудование: карточки с ответами – буквами, банка (1 л), стаканчик (250 мл), кувшин (0,5 л).

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

- Совсем недавно наступил апрель. И этот месяц, как и все другие, богат праздничный днями. На следующей недели в нашей стране будет отмечаться День космонавтики. Кто может сказать, какого числа отмечается этот праздник? (День космонавтики - 12 апреля)

- В честь этого дня мы сегодня отправимся с вами в небольшое космическое математическое путешествие (слайд 1). Но прежде чем мы отправимся, нужно собрать багаж, который понадобиться в этом путешествии. В этом нам поможет задание. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

- На доске записаны примеры. Выполните умножение в столбик. Полученные результаты расположить в порядке возрастания.

Д.: 74*6           68*4             435*4             167*5             17*8        65*2       329*5

Дети записывают решение в своих тетрадях. Несколько учеников (7) выходят по очереди записывают решение на доске.

Далее на доске появляются карточки с результатами (на обратной стороне – буквы), которые отдельный ученик располагает в порядке возрастания.

444 – О, 272 – К, 1740 – Ь, 835 – С, 136 – М, 130 – Ё, 1645 - Т

130 – Ё, 136 – М, 272 – К, 444 – О, 835 – С, 1645 – Т, 1740 - Ь

- А теперь проверим, в правильном ли порядке вы расположили числа.

Переворачиваем карточки. Должно получиться слово ЁМКОСТЬ.

- Правильно, молодцы! А вот и первая подсказка, которая окажется в нашем багаже.

3. Постановка учебной задачи.

- Всё необходимое мы собрали и наш космический корабль может отправляться в полёт. Приготовились, полетели!

- Пока корабль открывается от земли и набирает скорость, немного порассуждаем.

- Интересное слово «ёмкость». Как вы его понимаете? Что это? (Это сосуд, куда наливают жидкость)

- Приведите примеры ёмкостей. (Банка, стакан, кастрюля, ведро, бочка, канистра) (слайд 2)

- Ребята, ёмкость по-другому ещё называют вместимостью. А как вы это понимаете? (Сколько вмещается жидкости в сосуд)

- Скажите, а как определить сколько жидкости вмещается в сосуд (ёмкость)? (Нужно измерить)

- Сформулируйте тему нашего урока.  (Измерение ёмкостей)

Д.: Тема «Измерение ёмкостей».

- Что значит «измерить ёмкости»? (Узнать сколько умещается жидкости)

- А вы можете определить, сколько воды налить в этот кувшин (показываю кувшин с водой? (Нет, не  можем)  

- Сформулируем цель урока. (Сегодня на уроке будем учиться определять количество жидкости в сосудах)

Д.: Цель: будем учиться определять количество жидкости в сосудах.

- Молодцы! Наш космический корабль взял правильный курс.

4. «Открытие нового знания».

- Вот мы оказались на первой планете «Размышлялкино». (слайд 3)

- Предлагаю объединиться в группы.

- Перед вами банка с водой. Подумайте и предложите свои варианты, как измерить сколько воды вмещается в эту банку. На выполнение этого задания 5 минут.

По истечению времени, команды предлагают свои варианты. Обсуждение, вывод.

Дети должны прийти к выводу, что для измерения вместимости воды в банке им нужны мерки. В качестве мерок им предлагается кувшин и стаканчик.

- Скажите, а одинаковые ли получаться результаты измерения, если одна команда будет использовать кувшин, а другая стаканчик? (Нет, результаты будут разные).

Проводим практическую работу. Один ученик измеряет кувшинами, другой – стаканчиками. Результаты получаются разные.

- А почему так получилось, что результаты разные? (Мерки разные)

- Чтобы такого не происходило, люди во всем мире договорились о единой мерке, т.е. о единой единице измерения.

- Может кто-нибудь знает, какая единая стандартная единица ёмкости существует? (Литр – это единая единица измерения ёмкости).

- Откроем учебники на стр. 78. Прочитаем правило. Правильно ли мы определили единицы измерения ёмкости? (Да, верно)

 - Слово литр при единицах записывают сокращённо так 1 л. Точка после л не ставится.

- Вот в такую банку вмещается 1 литр.

Демонстрирую банку ёмкостью 1 литр.

- Слово ЛИТР – ещё одна подсказка в наш багаж.

5. Физкультминутка.

- Наш космический корабль приближается к планете «Отдыхайка».

- Выполним гимнастику для глаз, чтобы снять умственное напряжение после планеты «Размышлялкино». Закройте глаза. Откройте. Посмотрите наверх, вниз, влево, право (2 раза). Представьте, что вокруг вас движутся разные планеты. Одни планеты движутся по кругу (только глазами нарисуйте круг). Другие имеют разную траекторию движения, например, квадрат, треугольник (нарисуйте глазами квадрат, треугольник). Закройте глаза. Откройте. Немного поморгайте. Отправляется дальше.  

6. Первичное закрепление.

- Впери очень большая планета «Задачкино». Здесь для нас приготовлены очень много заданий.

- Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них? (Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров).

Что нам предстоит сделать – сравнить вместимость каждого сосуда путем решения математических вычислений. Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

Насколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро? (Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро).

Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке? (Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку).

Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках? (В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре).

- Молодцы! С этим заданием справились.

7. Включение нового в систему знаний.

- Рассмотрим задачу №3. Читаем условие. (Что известно? 1 л воды = 1 кг воды)  - Что по условию задачи нам известно еще? А сколько меда? (Тоже один литр. Но он вдвое тяжелее воды).

-Как это тяжелее? (Он больше).

- Это как можно записать? Что нужно узнать? Имея эти данные, мы сможем решить эту задачу? 

Записывают краткую запись.

1 л воды = 1 кг воды

1 л меда больше-тяжелее в 2 раза

? кг 1 л меда?

- Предлагаю эту задачу решить самостоятельно. Решили?

Обменяйтесь тетрадками, проверьте друг друга и оцените работу своего соседа.

- Молодцы! А теперь поиграем в игру «Верю – не верю». Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем руку, не согласны – руку не поднимаете.

  • В эту банку  в 1 литр умещается 1 сантиметр жидкости.
  • Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
  • Вместимость жидкости измеряется в килограммах.
  • В канистру вмещается 4 квадратных метра бензина.
  • Единица измерения объема жидкости называется литр.

- Молодцы!

8. Рефлексия деятельности.

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведём итоги. Какую цель мы поставили сегодня на урок? Достигли ли мы её? Что удалось вам сегодня на уроке? Что не удалось?

- Что значит измерить ёмкость? Какие единицы измерения ёмкости вы узнали? Где мы можем применить полученные знания?

- Спасибо, ребята вам за урок! Желаю вам новых и интересных открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме"Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости".

План  урока по математике     в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока:введ...

природоведение 2 класс "Измеряем температуру"

Практическая работа по природоведению, 2 класс  УМК "Школа России""Измеряем температуру"...

Конспект урока математики 3 класс "Измерение ёмкости" (УМК "Планета знаний")

Урок - практика с использованием различных емкостей для измерения объема жидкости. Решает ряд задач, абсолютно новых для младших школьников, таких как преобразование информации из текстовой в графичес...

Конспект по математике, 1 класс "Измеряй и сравнивай" УМК "ПНШ"

Конспект по математике, 1 класс "Измеряй и сравнивай" УМК "ПНШ"...

Технологическая карта урока математике в 1 классе « Измеряем длину в сантиметрах»

Урок разработан с применением  электронных юбразовательных ресурсов....