Вычитание однозначного числа из двузначного
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Данный конспект урока поможет в нестандартной форме закрепления знания обучающихся по темам: "Вычитания однозначного числа из двузначного разными способами: с переходом через разряд; без перехода через разряд; из «круглых» десятков"; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять задачу по данному выражению; способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_vo_2_klasse.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Вычитание однозначного числа из двузначного

Цели деятельности учителя: Создать условия для закрепления вычитания однозначного числа из двузначного разными способами: с переходом через разряд; без перехода через разряд; из «круглых» десятков; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять задачу по данному выражению; способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; выполнять поразрядное вычитание однозначного числа  из двузначного с переходом через разряд; без перехода через разряд; из «круглых» десятков; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.

Метапредметные: познавательные –  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; круг своего знания и  незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; коммуникативные  – умение слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение; регулятивные – организовывать свое рабочее место под руководством учителя; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознать личностный смысл учения.

Ход урока

I Организационный момент

- Сегодня на улице пасмурно и на душе как-то грустно. Подумайте и скажите, как с помощью мимики поднять настроение? (надо улыбнуться)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Улыбнитесь и подарите свою улыбку мне и своему товарищу по плечу.

- Я вам хочу пожелать хорошего настроения и работы на уроке. Присаживайтесь на свои места.

II Актуализация опорных знаний

- Ребята, я знаю, что каждый из вас любит отгадывать загадки. Именно с них хочу начать наш урок. Слушайте внимательно и отвечайте хором.

Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины. 
Если стукнешь по углам, 
То скорей подскочишь сам! Треугольник.

Не овал я и не круг, 
Треугольнику не друг. 
Прямоугольнику я брат, 
А зовут меня ... квадрат.

Встал квадрат на уголок –

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать?

Ответ: Ромб

Два квадрата-близнеца –

Половинки их отца.

Сторонами приложи,

Имя их отца скажи.

Ответ: Прямоугольник

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! –

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как теперь зовут его.  Ответ: Трапеция

- Как можно назвать все эти отгадки? (геометрические фигуры)

- У каждого из вас есть карточки с этими  геометрическими фигурами, возьмите одну и сядьте в группы по изображению геометрических фигур на столах.

III. Сообщение темы урока

- В каждой группе на столах лежит белый конверт. Откройте, посмотрите, что это в них? (математические выражения)

- Прочитайте задание. (Найдите лишнее математическое выражение.)

-  Какая ваша сейчас задача? (найти лишнее математическое выражение)

- Чья группа нашла, поднимает руку.

7 + 6      91 + 3     17 – 3        23 + 5

9 – 3      6 – 2        40 – 9        4 – 1

6 + 5      17 + 8      34 – 7        7 + 8 

8 – 3      7 – 4        24 – 3         5 – 3 

37 + 8      8 + 9     60 – 6         12 + 5

- Поместите свои лишние математические выражения на доску.

17 – 3

40 – 9

34 – 7

24 – 3

60 – 6        

- Что общего у всех выражений? (все на вычитания, уменьшаемое – двузначное число, вычитаемое – однозначное число)

- Какая тема нашего урока?  (Вычитание однозначного числа из двузначного)

-   Какие числа называются однозначными? (это числа, у которых есть только разряд единиц, в записи имеют оду цифру)

- Какие числа называют двузначными? (это числа, у которых есть разряд единиц и десятков, в записи имеют две цифры)

 - Ребята, а мы знакомы с этими способами вычитания? (да)

- Назовите их. (Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. Вычитание однозначного числа из двузначного   с переходом через разряд. Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка)

- Какая цель тогда будет нашего урока? (Повторить, закрепить, отработать навыки  вычитание однозначного числа из двузначного разными способами)

IV. Закрепление изученного  материала

- Каждой группе для поднятия настроения я хочу сейчас подарить цветок. Этот цветок не простой, он математический. На его лепестках математические выражения,  которые вы должны будете решить. Ваша задача оторвать только один лепесток и выполнить решение своих математических выражений нужным способом вычитания. При завершении работы поднять руку вверх. На работу даётся 3 минуты. (решают одно выражение)

- Сейчас предлагаю свериться. Возьмите простой карандаш, посмотрите какого цвета ваш лепесток, найдите такого же цвета лепесток в классе. Подойдите и поменяйтесь тетрадями в образовавшейся группе. Сверьте ответы с образцом. Возле верно решенного выражения поставьте «+».

27 – 3 = (20 + 7) – 3 = 20 + (7 – 3) = 20 + 4 = 24

47 – 6 = (40 + 7) – 6 = 40 + (7 – 6) = 40 + 1 = 41

35 – 3 = (30 + 5) – 3 = 30 + (5 – 3) = 30 + 2 = 32

40 – 3 = (30 + 10) – 3 = 30 + (10 – 3) = 30 + 7 = 37

50 – 6 = (40 + 10) – 6 = 40 + (10 – 6) = 40 + 4 = 44

60 – 2 = (50 + 10) – 2 = 50 + (10 – 2) = 50 + 8 = 58

30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23

52 – 4 = (50 + 2) – 4 = (40 + 12) – 4 = 40 + (12 – 4) = 40 + 8 = 48

74 – 6 = (70 + 4) – 6 = (60 + 14) – 6 = 60 + (14 – 6) = 60 + 8 = 68

33 – 5 = (30 + 3) – 5 = (20 + 13) – 5 = 20 + (13 – 5) = 20 + 8 = 28

- Кто сверил ответы, присаживайтесь на места.

- У вас на столах лежат карточки с номерами, возьмите одну из них. Встаньте у кого номер 3. Возьмите свою тетрадь и пенал и переместитесь по часовой стрелке за следующий стол. Номера 1 переместитесь против часовой стрелки на 2 стола. Следующее задание вы будете выполнять в этих группах.

- Для того, чтобы узнать где лежит следующее задание надо отгадать загадку.

Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

Оно кончается на «О»

И так же начинается. (окно)

Я держу в ладонях страны,

Горы, реки, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Просто взял я в руки...(глобус)

Я не море и не речка, 
Я не озеро, не пруд, 
Но как утро или вечер - 
Люди все ко мне бегут. (умывальник)

Богатырь встал у стены.

Плечи во все стороны равны.

Набит книжками. (книжный шкаф)

За ним учитель пишет что-то

И проверяет все работы.

Лежат на нем журнал и книжки,

Дневник проказницы Аришки.

За первой партой видно мне

Всё на учительском... (столе)

К ней вызывают,

Писать заставляют,

А после тряпкой,

Всё стирают! (доска)

- Ученики под номером 2 возьмите конверты с заданиями в угаданном вами месте и отнесите в свою группу.

- Откройте конверты. Кто догадался, какое задание вы будете выполнять? (собирать пазлы)

96 – 8 = (90 + 6) – 8 = (80 + 16) – 8 = 80 + (16 – 8) = 80 + 8 = 88

80 – 7 = (70 + 10) – 7 = 70 + (10 – 7) = 70 + 3 = 73

34 – 2 = (30 + 4) – 2 = 30 + (4 – 2) = 30 + 2 = 32

54 – 9 = (50 + 4) – 9 = (40 + 14) – 9 = 40 + (14 – 9) = 40 + 5 = 45

70 – 6 = (60 + 10) – 6 = 60 + (10 – 6) = 60 + 4 = 64

58 – 6 = (50 + 8) – 6 = 50 + (8 – 6) = 50 + 2 = 52

83 – 2 = (80 + 3) – 2 = 80 + (3 – 2) = 80 + 1 = 81

61 – 2 = (60 + 1) – 2 = (50 + 11) – 2 = 50 + (11 – 2) = 50 + 9 = 59

70 – 8 = (60 + 10) – 8 = 60 + (10 – 8) = 60 + 2 = 62

45 – 8 = (40 + 5) – 8 = (30 + 15) – 8 = 30 + (15 – 8) = 30 + 7 = 37

- Сверьтесь свои записи с эталоном в полосатом конверте. Если записи верны поставьте «+» на полях в тетради

- Встаньте у кого номер 2. Возьмите свою тетрадь и пенал и переместитесь по часовой стрелке через 2 стола. Номера 4 переместитесь против часовой стрелки на 1 стол. Следующее задание вы будете выполнять в этих группах.

- Возьмите конверты жёлтого цвета. Прочитайте задание. Выберите и запишите только те выражения, которые соответствуют вашему способу вычитания.

 

Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд

30 – 6

25 – 4

37 – 5

40 – 3

46 – 8

58 – 5

70 – 3

63 – 4

94 – 5

- Запишите полученные ответы на доске. Сверьтесь. Как называется способ вычитания в первом столбике, во втором, в третьем? На против каждого правильного выражения поставьте «+»

30 – 6

40 – 3

70 – 3

25 – 4

37 – 5

58 – 5

46 – 8

63 – 4

94 – 5

V. Итог урока. Рефлексия

- Пришло время оценить свою работу за урок. Посчитайте свои «+» в тетради, соотнесите их с критериями оценивания.

6 «+» -  В б.

5 «+» -  ВС б.

4  -  3  «+» -  СР б.

Меньше 3 «+» -  НС б.

- Назовите тему нашего урока.

- Какие цели мы ставили?

- Удалось ли нам их достигнуть?

- Какие способы вычитания мы вспомнили?

- Встаньте у кого за урок  В  и ВС баллы. Я очень за вас рада, вы большие молодцы. Ну, а у кого сегодня чуть-чуть не получилось, не расстраивайтесь. Вы ещё потренируетесь и у вас тоже получится. Откройте зелёные конверты и возьмите одну карточку любого цвета, это ваше Д/з.

- Пожмите друг другу руки и поблагодарите за сотрудничество на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с  использованием  геометриче...

Урок математики Тема: Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Урок с презентацией   во 2 классе  по программе « Гармония»  Составила учитель начальных классов  Федорова О.Ю.   ХМАО ,г. Сургут Тема: Вычитание однознач...

Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Разработка урока математики по теме   "Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд"....

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

Урок математики во 2 классе по программе"Перспективная начальная школа"...

Вычитание однозначного числа из двузначного (16-2). Название компонентов и результат вычитания.

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в классах, реализующих ФГОС ОО с УО (ИН)....