"Путешествие Гулливера" занятие
методическая разработка по чтению (4 класс)

Заряева Людмила Викторовна

 

Интегрированный урок: чтение + математика.

 

Тема: Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».

Итоговое повторение изученного.

 

Предварительная подготовка: прочитать дома отрывок из романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

 

Цели: продолжить знакомство с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера»; повторить изученный материал по математике за год: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление на двузначное и трёхзначное числа; развивать мышление, память, навыки арифметического счёта, умение понимать и анализировать художественный текст; работать над техникой чтения; воспитывать интерес к зарубежной литературе, доброжелательное отношение к окружающим людям, положительный эмоциональный настрой к точным наукам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir_urok_matem.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 

Интегрированный урок: чтение + математика.

Тема: Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».

Итоговое повторение изученного.

Предварительная подготовка: прочитать дома отрывок из романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Цели: продолжить знакомство с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера»; повторить изученный материал по математике за год: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление на двузначное и трёхзначное числа; развивать мышление, память, навыки арифметического счёта, умение понимать и анализировать художественный текст; работать над техникой чтения; воспитывать интерес к зарубежной литературе, доброжелательное отношение к окружающим людям, положительный эмоциональный настрой к точным наукам.

Ход урока

I Повторение изученного материала

Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, мы совместим математику с чтением.

- Отгадайте загадку.

Смелый и удаленький,

Человечек маленький

Может справиться с горой!

Угадайте кто такой? (Лилипут.)

-С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке чтения? (С произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».)

Правильно. А это задание от лилипутов.

Устный счёт.

Найдите устно значение выражений:

1 слайд:

 

34 + 46              89 - 43         150 - 50

52 + 19              67 - 36         78 + 22

2 слайд:

72 : 8                37 х 5             56 : 7

23 х 7                67 х 10           36 : 6        48 : 8

-Кто главный герой произведения? (Гулливер.)

Ребята, Гулливер сел на корабль «Антилопа» в 1699г. Только в 1702г. Он вновь увидел свою семью, сойдя на берег в родной Англии.

 –Давайте посчитаем, сколько длилось путешествие этого мореплавателя? Что для этого нужно сделать? (От 1702 отнять 1699)

 –Решите у себя в тетради столбиком. Какой ответ у вас получился? (1702 – 1699 = 3 (года).)

-Кем служил Гулливер на корабле? (Корабельным врачом.)

-Корабль потерпел крушение. Гулливер чудом остался жив. Где он оказался, выйдя на берег? (В стране лилипутов.)

- Прочитайте момент пробуждения Гулливера.

(Читают соответствующий абзац)

-Кого увидел корабельный врач, проснувшись? (Лилипутов.)

- Ребята, давайте посчитаем, сколько лилипутам понадобилось кольев, чтобы пленить Гулливера, если на опутывание рук великана ушло 1835 колышков, ног- 7567 колышков, туловища- 14563 колышка, головы- 1689 колышков.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (Сложить все колышки.)

-Решите это выражение столбиком у себя в тетради. Какой ответ у вас получился? (25564 колышка.)

II. Работа над новым материалом.

-Ребята, как вы думаете, почему лилипуты, обнаружив на своём берегу великана, решили тут же его пленить? (Они опасались его, потому что не знали, какой он – злой или добрый, он мог разрушить их дома.

- Найдите в тексте подтверждение того, что маленькие человечки опасались Гулливера. (читают)

- По сравнению с Гулливером лилипуты были очень малы и слабы. Прочитайте описание лилипута.

 Давайте вычислим рост одного лилипута, если известно, что мизинец корабельного врача был равен 5 см и он был в 12 раз больше своих не слишком гостеприимных новых знакомых. Рост лилипута – 3 пальца Гулливера.

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос? (Нет.)

- Что нам известно? (Рост лилипута составлял 3 пальца великана.)

-Как мы узнаем рост лилипута? (5 х 3 = 15 (см).)

- Сможем мы теперь узнать рост Гулливера? (Да, 15 х 12 = 180 (см).)

И так у нас получилось, что рост лилипута-15 см, рост Гулливера- 1м 80см.

-Можно ли назвать лилипутов смелыми и бесстрашными? Почему? (Да, потому что они не убежали сразу, а привязали великана и попытались исследовать этот новый живой объект.)

-Как повели себя лилипуты, когда Гулливер оторвал от земли леву руку, чтобы немного размяться? (Стали обстреливать его из луков.)

-Скажите, какие качества характера проявил корабельный врач, попав в плен к лилипутам? (Он постарался спокойно разобраться в ситуации, не стал бороться с маленькими человечками, проявил уважение, делал всё, чтобы не напугать их.)

-Почему Гулливер решил лежать и не двигаться до ночи? (Чтобы под покровом темноты освободиться из плена.)

-Оценили лилипуты покладистость нежданного гостя? (да, они прекратили обстрел.)

-Кто прибыл, чтобы лично поговорить с Гулливером? (Королевский посол.)

- Понял путешественник слова важной персоны? (Нет.)

- Ребята, а как вы думаете, о чём мог так долго говорить и читать посол? (О законах своей страны, о распоряжении короля и т.д.)

- Как повёл себя путешественник? (Кивнул головой и приложил руку к сердцу.)

- Для чего он так сделал7 (Чтобы человечки его не боялись и поняли, что великан их уважает.)

Правильно, ребята, помимо устной речи и письменной существует ещё один язык. Этот язык помогает людям понять друг друга, даже когда они не могут понимать друг друга с помощью слов. Это язык телодвижений, язык жестов. Существуют такие жесты, которые понятны без всяких слов, в какой бы стране вы не находились. Гулливер, как опытный путешественник, согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и поспешил заверить их в доброжелательном к ним отношении, приложив руку к сердцу.

- А какие вы знаете жесты, указывающие на то, что вы доброжелательно настроены? (Выставленный вверх большой палец –хорошо, широко распахнутые объятия, улыбка и др.)

 - Какой ещё знак подал лилипутам Гулливер? (Приложил палец к губам)

 Как расценили этот жест лилипуты? (Как желание поесть.)

-Правильно ли они всё поняли? (Да.)

-Прочитайте, чем потчевали лилипуты своего гостя.

- Ребята, а давайте посчитаем, сколько всего мяса съел Гулливер во время своего первого обеда у лилипутов. При пересчете на человеческие мерки все быки весили 1 кг 150 г, 1 баран – на 202 г меньше, чем бык, вес всей птицы был на 100 г больше, чем вес всех баранов, а вес всех поросят – в 3раза меньше, чем вес птицы.

Сколько всего мяса съел Гулливер, если было 5 жареных быков, 8 вяленых баранов, 19 поросят и 200 птиц.

- О чем говорится в этой задаче? (Об обеде Гулливера.)

- Что нам известно о лилипутских быках? (Их вес составил 1 кг 150 г.)

- Сколько весили бараны? (Неизвестно, но баран весил на 202 г меньше, чем 1 бык.)

- Что нам известно о птице? (Вес птицы был на 110 г больше, чем вес всех баранов.)

 - Сколько весили поросята? (В 3 раза меньше, чем птицы.)

- Как мы запишем условие?

5 быков – 1кг 150 г.

8 баранов -?, 1 баран на 202 г меньше 1 быка.

200птиц -?, на 110 г больше8 баранов.

19 поросят- ?, в 3 раза меньше 200 птиц.

- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

Что мы узнаем в первую очередь? (Узнаем сколько весил 1 бык.)

  1. 1кг 150 г = 1150г

1150 : 5 =230 (г)

       

         -Что мы теперь сможем узнать? (Сколько весили 8баанов.)

         2) (230 – 202) х 8 = 224 (г)

         - Как мы узнаем, сколько весили 200 птиц?

          3) 224 + 110 = 334 (г)

          - Сколько весили 19 поросят?

         4) 334 : 2 = 167 (г)

         - Можем мы теперь ответить на главный вопрос задачи? (Да.)

         -Что для этого нужно сделать?

         5) 1150 + 224 + 334 + 167 = 1875 (г)

       

     Видите, как проголодался Гулливер. «Гулливер вышиб дно из одной бочки, вышиб из другой и в несколько глотков осушил обе бочки». Ребята, как вы думаете, возможно ли это? Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше, если она была меньше нормально человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется примерно 96 см.

    - Сможем мы сразу ответить на вопрос? (Да)

     96 : 12 = 8 9см)

    -Значит, высота лилипутской бочки не превышала 8 см. Так, смог бы Гулливер несколькими глотками осушить обе эти бочки? (Да)

   - Что произошло с Гулливером после еды? (Он уснул, лилипуты подсыпали ему снотворное.)

    - Почему корабельный врач никак не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? (он пожалел их, был благодарен им за сытный обед.)

    Как вы думаете, зачем лилипуты усыпили Гулливера? (Лилипуты усыпили своего неожиданного гостя для того, чтобы перевезти его поближе к своему городу и сделать ему более прочные кандалы. Через некоторое время лилипуты поймут, что Гулливер не представляет для них никакой опасности, и позволят ему свободно жить в своем городе и даже гулять в его окрестностях.)

IV. Рефлексия

   - Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал …..
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …………
  • После урока мне захотелось ………..
  • Сегодня я сумел ………..

    III. Подведение итогов

     - О каком литературном произведении мы с вами продолжили разговор? (О «Приключениях Гулливера» Джонатана Свифта.)

    - Какое название можно дать этому тексту?

    -К какому литературному жанру вы можите отнести прочитанное произведение?

      Домашнее задание

   Составить план прочитанного в классе отрывка и подготовить его пересказ.