рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

рабочая программа по математике 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел Ι. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений авторов М. Моро, С. Волковой, С. Степановой «Математика 1-4 классы».

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

•    Математическое развитие младших школьников.

•   Формирование системы начальных математических знаний.

•    Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи :

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать умение учиться;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике;

- выявить и развить математические и творческие способности.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение) позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Геометрический материал предусмотрен для каждого класса. При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, упражнений, направленных на развитие

Контроль знаний осуществляется систематически:

  1. Текущий контроль (на уроках);
  2. Тематический контроль (после изучения темы);
  3. Итоговый контроль (в конце каждой четверти);
  4. Тестирование.

Система оценки знаний учащихся:

Контрольная работа. Примеры.

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2»- 5 и более ошибок.

Контрольная работа. Задачи.

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 негрубые ошибки;

«3» - 2 - 3 ошибки (более ½ сделано верно), если допущена 1 ошибка в ходе решения задач, независимо 2 или 3 задачи и 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;

«2»- 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

Комбинированная контрольная работа.

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;

«3» - 2 -3 ошибки, 3 – 4 негрубые, но ход решения задач верен; если 1 ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;

«2»- 5 не решена задача или  более 4 грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.

Математический диктант (включает 12 и более заданий)

«5» - все задания решены верно;

«4» - выполнены неверно 1/5 от общего числа;

«3» - выполнено неверно ¼ от общего числа

«2» - выполнено ½ от общего числа.

Раздел ΙIΙ.  Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение математике в каждом классе начальной школы отводятся по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов. Программа для 2 класса рассчитана на 34 учебные недели-  136 часов (4 часа в неделю).

Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах , геометрических фигурах   являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предложения).

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

математики во 2  классе

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты:

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  • Название и последовательность чисел от 1 до 100;
  • Названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащее сложение и вычитание;
  • Название и обозначение действий умножения и деления.

Должны уметь:

  • Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100;
  • Находить сумму, разность чисел в пределах 100;
  • Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание, задачи в 1 действие, раскрывающий конкретный смысл умножения и деления;
  • Чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
  • Находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев и периметр многоугольника.

Раздел VI. Содержание тем учебного курса.

Числа от 1 до 100. Нумерация.(16 ч)

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел. Единица длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними. Рубль. Копейка. Монеты.

Простейшие случаи сложения и вычитания в пределах 100. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (20 ч)

Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100.

Выражение и его значение. Сравнение выражений. Равенство и неравенство.

Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Выражение с одной переменной вида  а+28, 43-в.

Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения, вычитания.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Ломаная линия. Длина ломаной.

Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида  58-х=27, х+38=70, х-36=23 на основе знания взаимосвязей между компонентами результатами действий. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления). (50ч)

Письменное сложение (вычитание) без перехода через десяток.

Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Периметр прямоугольника. Письменное сложение (вычитание) с переходом через десяток.

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (18 ч.)

Конкретный смысл и названий действий умножения и деления. Знаки умножения (точка), деления (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Особые случаи умножения и деления. Перестановка множителей. Переместительный закон умножения.

Периметр квадрата.

Решение задач в 1 действие на умножение.

Табличное умножение и деление (21 ч)

Умножение и деление. Связь действий умножения и деления. Взаимосвязи между компонентами и результатами действий, их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия.

Решение задач в 1 действие на умножение и деление.

Решение задач на сложение и вычитание в 1-2 действия.

Повторение  (11ч)

Задания творческого и поискового характера: построение высказываний с логическими связками; логические задачи. Итоговое повторение: «Чему научились, что узнали во 2 классе», проверочные работы, тестирования.

Раздел VII. Тематическое планирование

«Математика» (136 ч): Моро М.И.., Бантова М.А., 2 класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Внеурочная деятельность

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Числа от 0 до 100. Нумерация

12

4

Образовывать, называть и записывать числа  в пределах 100.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.

 Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя  соотношения между ними.
Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Решать задачи поискового характера, в том числе задачи-расчеты.

1

Числа от 1 до 20

2

2

Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100.

2

3

Поместное значение цифр

1

4

Однозначные и двузначные числа

1

5

Миллиметр

1

Итоговая рефлексия

1

6

Число 100

1

7

Метр. Таблица единиц длины

1

8

Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5

1

9

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых

1

10

Рубль. Копейка

1

Итоговая рефлексия

3

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

54

15

Составлять и решать задачи, обратные заданной.

Моделировать на схематических чертежах.  зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого; и объяснять ход решения задачи; и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи.

Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса.

Определять по часам время с точностью до минуты.

Находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Читать и записывать числовые выражения в два действия, Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения.                                  Находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8,  подбирая значение неизвестного; текстовые задачи арифметическим способом.

Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

Работать (по рисунку) на вычислительной машине. Собирать материал по заданной теме.

Определять и описывать закономерности в отобранных узорах.

Составлять узоры и орнаменты.

 Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.)

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Записывать решения составных задач с помощью выражения.  

Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.

Различать прямой, тупой и острый угол.

Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге, прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников.

Выбирать заготовки в форме квадрата.

Читать знаки и символы, показывающие как работать с бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами».

Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет.

Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему из изделие.

1

Задачи, обратные данной

1

2

Сумма и разность отрезков

1

3

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого

2

4

Час, минута. Определение времени по часам

1

5

Длина ломаной

1

Итоговая рефлексия

1

6

Порядок действий. Скобки

1

7

Числовое выражение

1

8

Сравнение числовых выражений

1

9

Периметр многоугольника

1

10

Свойства сложения

1

Итоговая рефлексия

3

11

Решение текстовых задач. Контроль знаний.

1

12

Работа над числовыми выражениями. Периметр многоугольника. Контроль знаний.

2

Проект: Математика вокруг нас

1

13

Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания

1

14

Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18

1

15

Приемы вычислений для случаев вида 36-2,36-20, 36-22

1

16

Приемы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7

2

17

Приемы вычислений для случаев вида 60-24

2

18

Решение задач

2

19

Приемы вычислений для случаев вида 26+7

2

Итоговая рефлексия. Решение задач

1

20

Приемы вычислений для случаев вида 35-7

2

Итоговая рефлексия

1

21

Буквенные выражения

2

Итоговая рефлексия

1

22

Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа

2

Итоговая рефлексия

2

23

Проверка сложения и вычитания

2

Итоговая рефлексия

2

24

Контроль и учет знаний

2

25

Сложение вида 45+23

1

26

Вычитание вида 57-26

1

27

Проверка сложения и вычитания

1

Итоговая рефлексия

1

28

Прямой угол

1

29

Закрепление. Решение задач

1

30

Сложение вида 37+48

1

31

Сложение вида 37+53

1

32

Прямоугольник

1

Итоговая рефлексия

1

33

Сложение вида 87+13

1

34

Закрепление. Решение задач

1

35

Вычитание вида 32+8, 40-8

1

36

Вычитание вида 50 -24

1

37

Вычитание вида 52 -24

1

38

Закрепление. Решение задач

1

39

Подготовка к умножению

1

40

Свойство противоположных сторон прямоугольника

1

41

Закрепление. Подготовка к умножению

1

42

Квадрат. закрепление

2

Итоговая рефлексия

1

Умножение и деление

15

3

Моделировать действие умножение.

 Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно).

Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.
Использовать математическую терминологию при
записи и выполнении арифметического действия умножение.

 Решать текстовые задачи на умножение.

Искать различные способы решения одной и той же задачи.  Находить периметр прямоугольника.

Моделировать действие деление.

Решать текстовые задачи на деление.

Выполнять задания логического и поискового характера.

1

Конкретный смысл действия умножения

1

Итоговая рефлексия

1

2

Прием умножения с помощью сложения

1

3

Задачи на нахождение произведения

1

4

Периметр прямоугольника

1

5

Приемы умножения единицы и нуля

1

6

Название компонентов и результата умножения

1

7

Закрепление. Решение задач.

1

8

Переместительное свойство умножения. Закрепление: решение задач

2

9

Конкретный смысл действия деления (деление по содержанию)

1

Итоговая рефлексия

1

10

Конкретный смысл действия деления (деление на равные части)

1

Итоговая рефлексия

1

11

Название компонентов и результата деления

1    

12

Контроль знаний

1

13

Закрепление

2

Умножение и деление. Табличное умножение и деление

17

4

Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления.

Умножать и делить на 10.

Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

Решать задачи на нахождение третьего слагаемого.

Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.  

Прогнозировать результат вычислений.

Решать задачи логического и поискового характера.

1

Связь между компонентами и результатом умножения

1

2

Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

1

3

Приемы умножения и деления на 10

1

4

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость

1

5

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

1

6

Контроль  знаний

2

7

Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2

1

8

Умножение числа 2 и на 2

1

9

Приемы умножения числа 2

2

10

Деление на 2

2

Итоговая рефлексия

2

11

Умножение числа 3 и на 3

2

12

Деление на 3

2

Итоговая рефлексия

2

Повторение

11

1

Контроль знаний

1

2

Повторение

1

3

Контроль знаний

1

4

Повторение

1

5

Контроль знаний

1

6

Повторение

2

7

Контроль знаний

1

8

Повторение

2

9

Самоконтроль

1

Всего

109

27

Раздел VIII. Перечень учебно – методического обеспечения.

  1. Моро М.И. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы / М.И. Моро, М.А. Бантова, В.Г. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Моро М.И. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике. 2 класс / С.В. Бахтина. – М.: Экзамен, 2012.
  4. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс
  6. КИМы по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...