Урок математики в 1 классе по теме "Дециметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Петрова Анна Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту  и презентацию урока математики в 1 классе по теме "Дециметр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_.docx109.32 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx707.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока: «Дециметр»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: сформировать понятие «дециметр» как новой единицы измерения длины на основе ранее изученной единицы – сантиметр

Задачи:

-образовательные: познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – дециметром; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел; развивать умения решать задачи;

-развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

-воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке; создать условия для формирования гордости за нашу страну

Планируемые результаты:

- предметные: учащиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, научатся измерять и чертить отрезки заданной длины

- метапредметные:

  • Регулятивные УУД: учащиеся в сотрудничестве с учителем ставят  учебную задачу, осознанно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности  и ищут способы их преодоления; проявляют познавательную  инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Познавательные УУД: учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, сравнивают, делают выводы;
  • Коммуникативные УУД: учащиеся осуществляют учебное взаимодействие, учитывают разные мнения, учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ясно выражают свои мысли.

- личностные: учащиеся осознают личную ответственность за результаты учебной деятельности, концентрируют внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений; учатся самооценке  на основе критериев успешности учебной деятельности

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, мультимедийное обеспечение – компьютер, проектор, презентация;  карточки для индивидуальной  работы, линейка, мерки в 1см и 1 дм

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация к учебной деятельности.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Начался уже урок?

- Проверим готовность к уроку. У каждого на столе – дневник, пенал, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по математике, блокнот для графических диктантов, конвертик. Садитесь.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Время даром не теряем

И работать начинаем.

- Пусть девизом сегодняшнего урока станут такие слова (дети читают с экрана и продолжают строчки хором):

Внимательно слушайте – и всё … (услышите).

Внимательно смотрите – и всё … (увидите).

Думайте – и всё … (поймёте).

Дети хором отвечают.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Дети читают и продолжают фразы.

Мотивация на включение в учебную деятельность, психологический настрой на работу

2.Актуализация базисных знаний.

1) Графический диктант.

(число в тетрадях записано заранее, графический диктант выполняется в блокнотиках)

- Посмотрите ещё раз на сегодняшнее число и рисунок, который у вас получился. Кто знает, почему именно такой рисунок мы сегодня выполнили?

- Почему именно в этот день отмечается день космонавтики?

- Расскажите всё, что вы знаете о числе 12.

- А вы знаете, что у этого числа есть и другое название? Достаньте из конвертика жёлтую карточку и прочитайте, что там написано.

(На карточках написано:  «Дюжина - это двенадцать однородных вещей, считаемых по обычаю дюжинным счетом. Пара сапог, тройка коней, пяток лимонов, десяток яблок, дюжина ножей ...» Из словаря В.И.Даля.)

- Итак, как по-другому называют число 12?

- Сейчас редко используют это слово. Столовые приборы, сервизы, иногда куриные яйца комплектуют по 12 – дюжиной.

Лети, лети, ракета

На запад, на восток.

Считая километры

И прибывая в срок.

По солнечной системе

летим к другим мирам.

Сатурн, Уран, Венера,

Летим мы в гости к вам.

- А вы хотели бы полететь в космос, к другим планетам?

- Что надо, чтобы эта мечта осуществилась?

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш,

Наш весёлый экипаж.

2) Чистописание.

C:\Users\ПетроваАЮ\Desktop\открыый урок\bolshaya-medveditsa--300x234.jpg

Скомандует диктор: «Внимание! Взлёт!»

И наша ракета помчится вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой земли.

- Как называется это созвездие?

- Сколько в нём звёзд?

- Повторим, как пишется цифра 7. (учитель демонстрирует)

- Напишите три раза. Выберите и подчеркните лучшую цифру. Допишите до конца строчки, глядя на эту цифру и равняясь на неё.

Люди мечтают летать,

Дети хотят космонавтами стать.

 Мы сегодня мечту осуществим

И к далёким звёздам полетим.

3) Повторение состава числа.

- Достаньте из конвертика розовый листок. Заполните пропуски.

На листке-

7

1

4

5

3

2

6

- Проверьте свою работу. (на слайде – правильное решение).

4) Подбор знаков.

- Математика – наука точная. В космосе точность и правильность очень важны. Известно, что в 1962 году американцы уничтожили свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием учёные обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак – мелочь, но она могла обернуться катастрофой.

- Давайте и мы со всей ответственностью вставим пропущенные знаки в выражения. Попробуйте это сделать, не считая.

На доске:

7□ 7+2

7□ 7-2

- Догадайтесь, какие знаки пропущены в этих числовых выражения.

На доске:

7□2=9

7□2=5

- Прочитайте эти выражения по-разному.

5) Повторение нумерации чисел второго десятка. «Живые числа».

У каждого в конвертике – карточка с числом от 11 до 20.

- Недавно мы начали изучать числа второго десятка. Давайте проверим, что вы о них знаете. Я называю вопрос, а встают, поднимая свою карточку, только те, у кого на карточке число-ответ.

Какое число при счёте следует за числом 10? (11)

Какое число при счёте стоит перед числом 17? (16)

В каком числе 1 дес. 2 ед.? (12) 1 дес.5 ед.? (15) 1 дес.7 ед.? (17)

10 да 8? (18)

В каком числе 2 дес.? (20)

14 без одного? (13)

Какое число стоит между числами 15 и 13? (14)

Какое число на 1 меньше двадцати? (19)

Дети выполняют графический диктант.

Дети отмечают, что сегодня 12 апреля – день космонавтики.

Дети рассказывают, что они знают о 12 апреля.

Ответы детей.

Дети читают, отвечают на вопросы.

Дети высказывают своё мнение.

Дети пишут.

Выбирают лучшую цифру (самооценка).

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Дети объясняют свой выбор, ставят магнитный знак ˃ или ˂.

Дети объясняют свой выбор, ставят магнитный знак + или -.

Дети читают числовые выражения разными способами.

Молчанка (ребята встают, если у них в руках ответ).

Уметь обобщать, делать выводы (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь сравнивать,

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД)

Уметь осуществлять учебное взаимодействие, работать в паре (Коммуникативное УУД).

Концентрируют внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений. (Личностные)

Умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

3.Целеполагание.

(У 8 детей карточки голубого цвета).

- Выйдите к доске те, у кого цифры были написаны на голубом фоне. Встаньте в порядке возрастания.

11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20

- Какие числа пропущены? (12, 16)

- Переверните свои карточки. Прочитайте, какое слово получилось? (дециметр) Вам знакомо это слово? Что напоминает это слово?

- Значит, какую цель сегодня поставим?

Ф\М (стоя у парты)

Экипажи утомились,

Хорошо вы потрудились.

1, 2, 3, 4, 5!

Пришло время отдыхать.

Руки вверх мы поднимаем,

Звёзды в небе изучаем,

Вправо, влево повернулись

И Луне мы улыбнулись.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

1, 2, 3, 4-

Вновь летит ракета ввысь!

Учащиеся определяют своё место в ряду.

Дети выдвигают свои гипотезы.

Дети формулируют цель урока.

Умение ставить цель (регулятивные УУД)

4. Открытие и фиксирование нового знания.

1) Практическая работа. Знакомство с дециметром.

У каждого 3 полоски разной длины- 1 см (красная), 10 см (зелёная), 12 см (жёлтая).

- Будем измерять ширину учебника. В какой ситуации это может нам понадобиться?

- Возьмите красную мерку и измерьте ширину учебника с помощью неё. Удобно было? Быстро справились?

- Измерьте ширину учебника зелёной меркой. Быстро справились? Удобно было? Почему?

- Узнайте, сколько раз маленькая мерка помещается в большой.

- Проверьте линейкой. Вспомним правила пользования линейкой.

- Сколько сантиметров поместилось в зелёной мерке?

- Оказывается, 10 см – это и есть 1 дециметр.

10 см = 1дм

- Когда удобнее измерять длину с помощью дециметра?

- Мы сделали открытие. Давайте проверим себя по учебнику. Стр.51 (вверху).

2) Продолжение практической работы. Измерение длины отрезка с помощью дм и см.

- Сравните наложением зелёную и жёлтую полоску. Что можете сказать о длине этих полосок?

- Измерьте длину жёлтой полоски с помощью линейки.

12 см =

- Сколько раз зелёная полоска поместилась в жёлтой? Чему была равна длина зелёной полоски?

12 см = 10 см +

- Измерьте длину оставшейся жёлтой полоски.

12 см = 10 см + 2 см

- А 10 см – это …?

12 см = 1 дм 2 см

- Обратите внимание: при переводе в дм и см дециметров столько, сколько десятков в числе, а сантиметров столько, сколько единиц в числе.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить ширину учебника.

Учащиеся с помощью крупной  мерки пробуют измерить ширину учебника.

Учащиеся измеряют длину крупной мерки с помощью маленькой, а затем с помощью линейки.

Учащиеся проверяют своё предположение с информацией в учебнике.

Учащиеся сравнивают длины полосок наложением, измеряют длину с помощью линейки.

Фиксируют индивидуальное затруднение, высказывают свои предположения (Регулятивные УУД).

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя (Коммуникативное УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Сверка с образцом (Регулятивные УУД).

Познакомились с единицей измерения длины – дециметр, научились измерять и чертить отрезки (Предметные р-ты)

5.Первичное закрепление.

- Давайте сами научимся строить отрезки заданной длины.

Рабочая тетрадь, стр.25 №1.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? Как это будем делать?

- Что значит «1 дм»? Около какой цифры на линейке поставим точку?

- Чему равна длина получившегося отрезка? Скажите разными способами.

- Чему должна быть равна длина второго отрезка? Этот отрезок будет короче или длиннее первого? Около какой цифры на линейке поставим точку?

- Чему равна длина этого отрезка? Назовите по-разному.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте с помощью линейки правильность построения у вашего соседа.

- Кто хотел бы похвалить своего соседа?

ф/м Зарядка для глаз

Дети планируют свою деятельность.

Учащиеся выполняют построения.

Взаимопроверка.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в паре (Коммуникативные УУД).

Проговаривание во внешней речи (Регулятивные УУД)

6. Повторение ранее изученного материала.

Решение задачи (из презентации):

… знает 8 созвездий, а … на 2 больше. Сколько созвездий знает …?

- Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Как вы думаете, какие слова пропущены?(вставить имена)

- Мы знаем, сколько созвездий знает Коля? А Серёжа? Прочитайте только условие задачи.

- Прочитайте только вопрос задачи.

- Можем ответить на этот вопрос? Каким действием?

- Запишите решение в тетрадь. (один человек работает у доски)

-  Сравните своё решение и решение на доске.

- Что надо изменить в задаче, чтобы она решалась так:

8-2

8+1

6+2

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвётся.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьётся.

Учащиеся читают задачу, отвечают на вопросы, добавляют недостающие данные в задачу, участвуют в разборе задачи, решают её, составляют новые задачи.

Самопроверка.

Фиксируют индивидуальное затруднение, высказывают свои предположения (Регулятивные УУД).

Осуществляют учебное взаимодействие, ясно выражают свои мысли (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

7. Рефлексия учебной деятельности.

1) Беседа.

- Наш полёт подходит к концу. Подведём итоги работы нашего экипажа.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Удалось ли ее решить?

- Как связан см и дм?

 - Зачем люди придумали дм? Когда и где в жизни вам может пригодиться это знание?

-  Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины?

 - Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже.

2) Закончи фразу.

Я узнал … .

Я научился … .

У меня получилось … .

Мне было интересно … .

Я хотел бы … .

3) Слово учителя.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Уметь оценивать

 правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все готовы?

Слайд 2

Внимательно слушайте – и всё …, Внимательно смотрите – и всё … , Думайте – и всё … .

Слайд 5

Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 6

12

Слайд 7

12 дюжина

Слайд 10

7 1 4 5 3 2 6

Слайд 11

7 1 6 3 4 5 2 4 3 2 5 1 6

Слайд 12

7 □ 7 + 2 7 □ 7 - 2

Слайд 13

7 □ 2 = 9 7 □ 2 = 5

Слайд 15

ДЕЦИМЕТР

Слайд 17

___________________

Слайд 18

ДЕЦИМЕТР 10 см = 1 дм

Слайд 19

12 см =

Слайд 20

12 см = 10 см +

Слайд 21

12 см = 10 см + 2 см

Слайд 22

12 см = 1 дм 2 см

Слайд 24

………….. знает 8 созвездий, а ……….. на 2 больше. Сколько созвездий знает ………… ?

Слайд 25

8-2 8+1 6+2

Слайд 27

ДЕЦИМЕТР

Слайд 28

Я узнал … Я научился … У меня получилось … Мне было интересно … Я хотел бы …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...