Конспект урока математики Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков)». 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Афанасьева Светлана Юрьевна

Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков).»

1 класс

 

Цель: создание условий для изучения понятия разряды.

 

Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования умения распознавать и определять разряд единиц и разряд десятков

Задачи урока.

Обучающая:

  • ознакомление с новым математическим понятием «разряд»;
  • формирование умения распознавания разряды, сравнивать двузначные числа;

Развивающая:

  • развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы «Что такое разряд?»

Воспитательная:

  • воспитание положительного отношения к предмету «математика»;
  • содействовать осознанию необходимости изучения разрядов в процессе работы с учебником.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)

Вид урока: проблемно-диалогический

Принципы: доступности обучения; сознательности и творческой активности

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с числами, счетные палочки.

Ход урока.

1.Мотивирование

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и считать.

-Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов и удачи на урок.

- Пожелайте друг другу удачи:

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки).

Начинаем устный счет.

2.Сообщение темы и целей урока

3+2    4+3     1+2    1+0    1+1

3+1    4+2     6+2    5+4    7+3

(числа с ответами на карточках)

- Расположите ответы в порядке увеличения

- Подумайте и назовите число, которое отличается от всех остальных и объясните почему? ( 10)

- А чем оно отличается от других? (оно двузначное).

- А почему его называют двузначным? (для его записи требуется 2 цифры).

- А еще, ребята, число 10 называют самым маленьким двузначным числом! Значит, есть числа и больше, чем 10?

Постановка проблемы: Поднимите руки те, кто умеет считать после 10?

- Кто умеет записывать числа после10?

(На развороте доски записаны числа от 11 до 20).

-Кто прочитает нам эти числа?

- А поднимите руки те, кто знает, как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи?

-Назовите тему урока  (Числа от 1 до 20 / помочь сформулировать тему урока/

Мы познакомимся с разрядами десятков и разрядами единиц)

-Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование и выяснить, как образовать двузначные числа от 10 до 20, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?»

«КАК ЗАПИСАТЬ?»

«КАК ПРОЧИТАТЬ?»

-  Мы лаборанты-исследователи. Каждая парта- это ваша минилаборатория, в которой вы парами будете проводить исследование.  

3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

- Итак, за дело.

- Вы заметили, что числа, о которых мы будем сегодня говорить, состоят из двух частей? И вот как они называются, мы сегодня и узнаем, исследуя их.

Думаю, сейчас самое время приступить к научно- исследовательской работе.

4. «Открытие» нового знания. 

-Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям!

-Вспомним, на какие вопросы мы должны ответить?

«КАК ОБРАЗОВАТЬ?»

«КАК ЗАПИСАТЬ?»

«КАК ПРОЧИТАТЬ?»

Положите столько палочек, сколько обозначает это число! (8 –записано на доске)

-Что нужно сделать, чтобы получить следующее число?

( положить еще одну палочку).

- Каким знаком обозначим это число? (цифрой 9).

- Как получить следующее число? (положить еще 1 палочку).

- Как оно называется?

- Каким знаком обозначить это число? (цифрами 1 и 0)

- Положите это число себе на парту! (учитель приклеивает к доске число 10)

-Как можно по-другому назвать число 10? (1 десяток).

–Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? (связать их, связывают резинками)

У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом «десяток» (Слайд № 2, 3,4)

- А как в старину называли 1 десяток? (« ДЦАТЬ»).

- Ребята, сколько у вас десятков?

- А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0)

-А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 - ноль отдельных палочек) (Слайд № 5)

Место в записи, где находится цифра, обозначающая число единиц, называется РАЗРЯДОМ  ЕДИНИЦ.

- Что такое разряд единиц?

Место в записи, где находится цифра, обозначающая число десятков, называется РАЗРЯДОМ  ДЕСЯТКОВ (Слайд № 6)

-Что такое разряд десятков?

- У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число?

- Достать ещё 1 палочку.

Достаём следующую палочку.

- Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка).

- Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту. Как по-другому назвать число «один»? (единица).

- В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1).

(Слайд № 7 с записью числа 11)

- А кто знает, как читается это число?

- А почему так? (обратить внимание на старинное название десятка и медленно продемонстрировать наложение единицы на десяток).

- Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока?

- Как получить следующее число после 10?

- Как записать это число?

- Как прочитать это число?

- Почему оно так называется?

- Проверим свои первые открытия на других числах?

- Но прежде нам нужно немного отдохнуть!

  Динамическая минутка

Песенка про дядю Томаса.

Дети работают со счетными палочками

Выкладывают на парте число 10

Работают со счётными палочками

На 10 закрывают 0 единицей, получают число 11

5. Упражнение в образовании, записи и чтении чисел второго десятка

(Слайд №8)

Проводится работа по образованию других чисел второго десятка (от 11 до 20).

(Слайд № 9)

Прочитать числа: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

- Сколько цифр в записи каждого числа?

- Что показывает цифра слева?

- Что показывает цифра справа?

(Слайд № 10)

Какие слагаемые пропущены? Преврати записи в верные равенства.

Запишите эти числа в виде суммы десятка и единиц

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга и оцените работу смайлом.

Исследуют, как образуются и читаются числа второго десятка.

Делают запись в тетради.

6.Закрепление изученных знаний.

- Математический диктант:

(Резерв, можно провести при наличии времени)

Назовите число, в котором  1 десяток и 4 единицы.

Назовите  число, в котором 1 десяток и 7 единиц.

Назовите  число, в котором 1 десяток и 2 единицы.

Запишите число, в котором 3 единиц и 4 десяток.

4 десятка и 3 единиц.

7 десятков.

5 десятков.

6 десятков.

8 десятков и 4 единиц.

- Подчеркните красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим – цифру, обозначающую число единиц.

- Ваши работы я проверю позже и результаты мы обсудим на следующем уроке.

Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются).

- Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц).

- Я надеюсь, что сегодня каждый из вас узнал что-то новое, а значит вы стали ещё умнее.

Ученики по группам выполняют задания на карточках

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какое у вас настроение? Все ли у вас получилось?

(Оценка смайлами)

Самостоятельное выполнение в тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatki_edinitsy.pptx2.22 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

10 Десятки Единицы

Слайд 6

Разряд Разряд десятков единиц



Предварительный просмотр:

Конспект урока

математики

Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков).»

1 класс

Цель: создание условий для изучения понятия разряды.

Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования умения распознавать и определять разряд единиц и разряд десятков

Задачи урока.

Обучающая:

  • ознакомление с новым математическим понятием «разряд»;
  • формирование умения распознавания разряды, сравнивать двузначные числа;

Развивающая:

  • развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы «Что такое разряд?»

Воспитательная:

  • воспитание положительного отношения к предмету «математика»;
  • содействовать осознанию необходимости изучения разрядов в процессе работы с учебником.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)

Вид урока: проблемно-диалогический

Принципыдоступности обучения; сознательности и творческой активности

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с числами, счетные палочки.

Ход урока.

1.Мотивирование

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и считать.

-Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов и удачи на урок.

- Пожелайте друг другу удачи:

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки).

Начинаем устный счет.

2.Сообщение темы и целей урока

3+2    4+3     1+2    1+0    1+1

3+1    4+2     6+2    5+4    7+3

(числа с ответами на карточках)

- Расположите ответы в порядке увеличения

- Подумайте и назовите число, которое отличается от всех остальных и объясните почему? ( 10)

- А чем оно отличается от других? (оно двузначное).

- А почему его называют двузначным? (для его записи требуется 2 цифры).

- А еще, ребята, число 10 называют самым маленьким двузначным числом! Значит, есть числа и больше, чем 10?

Постановка проблемы: Поднимите руки те, кто умеет считать после 10?

- Кто умеет записывать числа после10?

(На развороте доски записаны числа от 11 до 20).

-Кто прочитает нам эти числа?

- А поднимите руки те, кто знает, как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи?

-Назовите тему урока  (Числа от 1 до 20 / помочь сформулировать тему урока/

Мы познакомимся с разрядами десятков и разрядами единиц)

-Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование и выяснить, как образовать двузначные числа от 10 до 20, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?»

«КАК ЗАПИСАТЬ?»

«КАК ПРОЧИТАТЬ?»

-  Мы лаборанты-исследователи. Каждая парта- это ваша минилаборатория, в которой вы парами будете проводить исследование.  

3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

- Итак, за дело.

- Вы заметили, что числа, о которых мы будем сегодня говорить, состоят из двух частей? И вот как они называются, мы сегодня и узнаем, исследуя их.

Думаю, сейчас самое время приступить к научно- исследовательской работе.

4. «Открытие» нового знания. 

-Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям!

-Вспомним, на какие вопросы мы должны ответить?

«КАК ОБРАЗОВАТЬ?»

«КАК ЗАПИСАТЬ?»

«КАК ПРОЧИТАТЬ?»

Положите столько палочек, сколько обозначает это число! (8 –записано на доске)

-Что нужно сделать, чтобы получить следующее число?

( положить еще одну палочку).

- Каким знаком обозначим это число? (цифрой 9).

- Как получить следующее число? (положить еще 1 палочку).

- Как оно называется?

- Каким знаком обозначить это число? (цифрами 1 и 0)

- Положите это число себе на парту! (учитель приклеивает к доске число 10)

-Как можно по-другому назвать число 10? (1 десяток).

–Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? (связать их, связывают резинками)

У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом «десяток» (Слайд № 2, 3,4)

- А как в старину называли 1 десяток? (« ДЦАТЬ»).

- Ребята, сколько у вас десятков?

- А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0)

-А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 - ноль отдельных палочек) (Слайд № 5)

Место в записи, где находится цифра, обозначающая число единиц, называется РАЗРЯДОМ  ЕДИНИЦ.

- Что такое разряд единиц?

Место в записи, где находится цифра, обозначающая число десятков, называется РАЗРЯДОМ  ДЕСЯТКОВ (Слайд № 6)

-Что такое разряд десятков?

- У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число?

- Достать ещё 1 палочку.

Достаём следующую палочку.

- Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка).

- Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту. Как по-другому назвать число «один»? (единица).

- В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1).

(Слайд № 7 с записью числа 11)

- А кто знает, как читается это число?

- А почему так? (обратить внимание на старинное название десятка и медленно продемонстрировать наложение единицы на десяток).

- Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока?

- Как получить следующее число после 10?

- Как записать это число?

- Как прочитать это число?

- Почему оно так называется?

- Проверим свои первые открытия на других числах?

- Но прежде нам нужно немного отдохнуть!

  Динамическая минутка

Песенка про дядю Томаса.

Дети работают со счетными палочками

Выкладывают на парте число 10

Работают со счётными палочками

На 10 закрывают 0 единицей, получают число 11

5. Упражнение в образовании, записи и чтении чисел второго десятка

(Слайд №8)

Проводится работа по образованию других чисел второго десятка (от 11 до 20).

(Слайд № 9)

Прочитать числа: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

- Сколько цифр в записи каждого числа?

- Что показывает цифра слева?

- Что показывает цифра справа?

(Слайд № 10)

Какие слагаемые пропущены? Преврати записи в верные равенства.

Запишите эти числа в виде суммы десятка и единиц

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга и оцените работу смайлом.

Исследуют, как образуются и читаются числа второго десятка.

Делают запись в тетради.

6.Закрепление изученных знаний.

- Математический диктант:

(Резерв, можно провести при наличии времени)

Назовите число, в котором  1 десяток и 4 единицы.

Назовите  число, в котором 1 десяток и 7 единиц.

Назовите  число, в котором 1 десяток и 2 единицы.

Запишите число, в котором 3 единиц и 4 десяток.

4 десятка и 3 единиц.

7 десятков.

5 десятков.

6 десятков.

8 десятков и 4 единиц.

- Подчеркните красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим – цифру, обозначающую число единиц.

- Ваши работы я проверю позже и результаты мы обсудим на следующем уроке.

Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются).

- Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц).

- Я надеюсь, что сегодня каждый из вас узнал что-то новое, а значит вы стали ещё умнее.

Ученики по группам выполняют задания на карточках

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какое у вас настроение? Все ли у вас получилось?

(Оценка смайлами)

Самостоятельное выполнение в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"  УМК "Школа 2100"...

Конспект урока математики тема: "Числа от 1 до 100"

Данный материал предназначен для обучения учащихся с нарушениями слуха....

Конспект урока математики. Тема: «Понятие о сотне как новой счетной единице» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Понятие о сотне как новой счетной единице»Цели урока: познакомить учащихся с новой счетной единицей – сотней; со счетом сотнями; познакомить детей с названиями новых чис...

Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)

Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...

Конспект урока математики. Тема: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления многозначного числа на...

Конспект урока математики. Тема: Число и цифра 2. Знак плюс (+).

Тема: Число и цифра 2. Знак плюс (+).Цель: создать условия для формирования представлений о числе и цифре 2Задача: 1.  Познакомить с числом и цифрой 2 и +;закреплять число12. развивать математиче...