Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Мотивирование к учебной деятельности | - Я желаю вам приобрести от сегодняшнего урока не только новые знаний, но и удовлетворения от своей работы. Будьте активными, внимательными и любознательными. Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В мир математики мы отправимся смело, В мир примеров и разных задач. Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок - игру «Строительство дома». За каждое выполненное задание, мы будем получать геометрическую фигуру, угадывая её признаки, из которой построим дом, для кого вы узнаете позже. | Учащиеся садятся за парты, проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и настраиваются на рабочий лад. |
|
2.Актуализация и пробное учебное действие. | Устный счёт. Обращаю ваше внимание на презентацию. Посмотрите внимательно на слайд: - Что вы видите? Прочитайте числа. 1.Расположите числа в порядке: возрастания. Расположите числа в порядке: убывания.
2.Сравните пары чисел между собой:
3.На какие группы можно разбить числа и почему? Давайте проверим ваши доводы со слайдом.
Назовите группы чисел.
4. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых: 624, 75, 136, 94. Кто забыл посмотрите, как это нужно выполнять.
5. Решите задачу: В магазине было 48 кг конфет «Маски» и 94 кг «Ромашки». Сколько килограммов конфет было в магазине? Как узнать? Каким действием?
-Назовите компоненты действия сложения? За выполнение этого задания вы получите следующую фигуру. Отгадайте: Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня... На доске помещается эта фигура.
|
Числа. Учащиеся называют числа.
48, 75, 94, 136, 375, 624. 624, 375, 136, 94, 75, 48.
48<624, 624>75, 75>136, 136>94, 94<375, 375>48.
Двузначные: 48, 75. 94, состоят из двух цифр. Трёхзначные числа: 624, 136, 375 – из трёх цифр.
Дети представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых: 624=600+20+4 75=70+5 136=100+30+6 94=90+4
Действием сложения. Нужно к 94+48.
1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
Квадрат. |
Познавательное логические УУД: анализ, обобщение, сравнение, классификация.
|
3. Выявление места и причины затруднения. | - Сможем мы с вами решить данный пример устно? - Подумайте, с помощью какого способа мы сможет выполнить решение этой задачи?
- А ещё как?
Давайте попробуем. - Кто выполнит решение примера? /Если учащиеся не вспомнят, то нужно их внимание заострить на составление алгоритма для решения примеров./
- Теперь попробуйте решить следующий пример, записанный на доске. 624 +136 760 Учащиеся вместе с учителем его решают.
- Какой вывод можно сделать?
Отгадайте название следующей геометрической фигуры. Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком.
Соединим квадрат с прямоугольником.
| Да.
Сильный ученик предлагает: округлим 48 до 50 и прибавим 94, получиться 144, а затем вычтем 2, получиться 142.
Записывая решения в столбик. Сильный ученик записывает решение примера у доски, предлагая алгоритм решения таких примеров: 94 +48 142 1.Записываем одно число под другим в столбик. 2.Складываем единицы. 3.Складываем десятки. 4.Называем результат. Дети предлагают свои способы.
Для решения нам нужен алгоритм.
Прямоугольник. | Познавательное общеучебные УУД: постановка проблемы.
Личностное УУД: предложение способа действия.
|
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
| - С чем мы с вами познакомимся на уроке?
Тема нашего урока: «Сложение чисел в пределах 1000». - Давайте обратимся к странице учебника 62, № 1. - Подумайте, как ученики лесной школы выполняли сложение. Объясните решение каждого примера.
- Кто из них решал самый трудный пример, почему вы так считаете?
-У кого из зверей был самый лёгкий пример, почему вы так думаете?
Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Для того чтобы выполнить сложение трёхзначных и двузначных чисел мы должны обратиться к алгоритму, учитель конкретизирует его. Давайте мы хором повторим. 1.Записываем одно число под другим: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. 2.Складываем единицы. 3.Складываем десятки. 4.Складываем сотни. 5. Читаем ответ. Отгадайте название следующей геометрической фигуры: Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...
Соединим треугольники с этими фигурами.
Вот и получился дом, который мы построили для девочки Маши из задачи, с которой сейчас будем знакомиться. | Познакомимся со сложением чисел. Научимся складывать числа, записывая в столбик. (предположения учащихся)
По одному учащемуся объясняют решение примера. Дети обсуждают проблему в парах, затем выдвигают свои предположения.
Самый трудный пример был у зайца, у него были 2 перехода через разряд, когда цифру нужно было запомнить. Я думаю у лисы, так как она складывала двузначные числа. А я думаю, что не у лисы. Так как у неё был 1 переход через разряд, когда нужно было запомнить одну цифру. Ты не прав, самый легкий пример был у волка, у него не нужно было запоминать ни одной цифры.
Учащиеся хором повторяют алгоритм вычисления.
Треугольник. | Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.
Коммуникативное УУД: учебный диалог.
Регулятивное УУД: коррекция.
|
5.Реализация построенного проекта.
| Для формирования понятия сложения чисел в пределах 1000, обратимся к решению задачи на стр. 63, № 4. Прочитайте задачу вполголоса.
- Что поможет при решении задачи?
Разбор задачи. - Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос? - Что нам для этого нужно знать?
- Как? Каким действием мы это сможем найти?
- Назовите главный вопрос задачи.
- А сейчас мы сможем на него ответить? - Каким действием?
Запишите решение задачи с помощью выражения. - Кто сможет записать его на доске?
590 + (590 + 250) = 1430 (м) Затем дети записывают под примером выполняют решение столбиком. 590 590 +250 +840 840 1430 Ответ: 1430 метров пройдёт Маша. | Дети знакомятся с задачей.
Затем читают задачу хором вслух. Нам поможет карточка – помощница, где изображена схема (модель) задачи.
Нет. Нужно знать сколько метров прошла Маша от Оли до Кати? Сложением. Нужно к расстоянию от Маши До Оли добавить расстояние от Оли до Кати? Сколько метров пройдёт Маша? Сможем. Сложением. Сложим оба отрезка на модели.
Сильный ученик (любой другой ученик, который понял решение задачи и может объяснить) записывает на доске только выражение. |
Познавательное логическое УУД: анализ.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Прежде чем вы будете выполнять задание, давайте повторим алгоритм вычисления примеров в пределах 1000. Затем учащиеся в парах выполняют задание на стр. 62, № 3 (по рядам): 1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик, а затем проверяют выполнение задания. | Дети повторяют алгоритм вычисления сложения в пределах 1000. Проверка осуществляется следующим образом: 1 ряд – сильные учащиеся рассказывают решение примеров, на 2 ряду - сверяют ответы с доской, на 3 ряду – слабые учащиеся проговаривают решение с записью на доске. | Коммуникативное УУД: взаимное сотрудничество. Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимоконтроль. |
7.Физминутка. | Мы всем классом не скучаем, И задания выполняем,
А теперь мы встали Руки вверх подняли. Мы шагаем, мы шагаем, Поворачиваемся. Пальцы сжали и разжали, Чтоб скорей они писали. | Учащиеся все вместе повторяют движения. Шагаем все вместе, руки разводим в стороны. Стоим на месте. Руки вверх. Шагаем дружно. Повороты в стороны. Ладошки сжимаем и разжимаем. |
|
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Посмотрите на доску. Вы сейчас решите примеры. Результат каждого выражения обозначен буквой. Если вы правильно решите примеры, то у вас получится слово. 108 + 184 = 271 + 685 = 487 + 399 = 503 + 469 = 117 + 514 =
Сейчас мы проверим выполнение задания друг у друга, поменявшись тетрадями. Зачёркивать неправильные ответы будем карандашом. Посмотрите на критерии оценки: «5» - выполнено без ошибок; «4» - 1, 2 ошибки, «3» - 3 ошибки. Проверьте. Вывод: Поднимите руку, у кого «5»?, «4»?, «3»? Молодцы! | Учащиеся (должны вспомнить, что значение выражений вычисляется в столбик) выполняют задание, а потом друг у друга проверяют работу, в соответствии с критериями. | Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль. |
9.Включение в систему знаний и повторение. | Над какой темой мы сегодня работали?
Обратимся к задаче на стр. 63, № 5. Прочитайте её и скажите, можно ли эту задачу решить, используя новую тему? - Как? Запишите решение этой задачи в тетрадь. Давайте проверим. 183 +209 392 (руб.) Ответ: у мамы было 392 рубля. | Сложение чисел в пределах 1000. Дети знакомятся с задачей.
Можно. Дети записывают решение задачи в тетрадь. Один учащийся читает решение задачи, записанное в столбик.
| Познавательное логическое УУД: обобщение. |
10. Домашнее задание. | Дома для повторения нового материала вы обратитесь на стр. 64, № 10, 11 | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
| Регулятивное УУД: принятие и удержание учебной задачи. |
12.Рефлексия. | Вы сегодня на уроке хорошо поработали. Оцените результат своей работы следующим образом. Посмотрите на таблицу.
Сначала оценивать выходит 1 ряд, затем 2 и 3 ряд.
Итог. Если больше зелёных, то урок прошёл в нужном теме и хорошо. Если больше красных, то стоит задуматься над заданиями и плодотворностью урока. Если больше жёлтых, есть над чем задуматься.
| Каждый учащийся с ряда берёт ту полоску, которая ему понравилась, подходит к доске и оценивает свою работу (приклеивает на цветной листочек бумаги на альбомный листок. | Регулятивное УУД: адекватная оценка своих достижений.
|