Урок математики 1 класс. Тема. Сложение с переходом через десяток для случаев вида: + 8, + 9.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок усвоение новых знаний знакомит учащихся со сложением с переходом  через десякок ступенчатым методом, в основе которого лежит состав числа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложение с переходом через десяток для случаев  вида: + 8, + 9

Цель: познакомиться с видами приемов + 8 +9. Способствовать развитию, памяти, мышления, содействовать к воспитанию интереса к математике.

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформируется навык счёта, решения задач.

Метапредметные:

Познавательные:

- смогут понимать и строить простые модели при решении текстовых задач;

- получат начальное представление о базовых понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

- применят полученные знания в новых условиях.

Регулятивные:

- продемонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах урока;

- выполнят под руководством учителя учебные действия, используя математическую терминологию;

- осуществят пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Коммуникативные:

- задают вопросы и отвечают на вопросы партнёра;

- научатся работе в паре и в группе с одноклассниками;

- смогут аргументировано выражать своё мнение.

Личностные:

- начальные представления о математических способах познания мира;

- проявление мотивации обучения учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;

- способность к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Материально-техническое обеспечение: учебник М. И. Моро « Математика», компьютер, презентация, наглядный материал (кружочки для счета).

Сценарий урока:

  1. Самоопределение к деятельности

Я рада вас  всех видеть . Желаю хорошего вам настроения и успехов в работе на уроке!

Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

  1. Актуализация знаний

    - Ребята,  откройте  тетради, запишите число, классная работа. Сейчас мы с вами выполним  минутку чистописания. Чтобы узнать какие цифры будем писать, отгадайте загадки:

   

    Два кольца, но без конца ,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я? (8)

Вот так циферка, взгляни,

У нее и фокус есть-

Ты ее переверни,

И получишь цифру 6!(9)

1)Минутка чистописания 8 и 9

-Давайте в воздухе пропишем число 8, число 9.

-А теперь пропишите цифру 8 до конца строки, а ниже цифру 9 до конца строки.

2)Устный счет:

1)Арифметический счет в пределах 10

      Иван из сада принес груши.

      Три отдал сестренке Луше,

      А четыре дал он нам,

      Две последних съел он сам.

      Сколько груш принес Иван? (9)

       

2)Состав числа

6

2

6

2

1

7

3

5

0

8

4

4

0

8

5

3

4

5

0

9

0

9

7

2

1

8

3

6

3

6

4

4

1

8

3)Логическая задача

Стоит сосна, на сосне 2 ветки, на каждой ветке по 2 вишни.

          -Сколько всего вишен растет на сосне?(0, т. к. вишни на сосне не растут)

4)Геометрический

-Назовите геометрические фигуры ( прямоугольник, круг, квадрат, треугольник, ромб, овал)

  1. Постановка целей задач урока

-Какие числа нам чаще всего встречались ( 8,9)

 - Откройте учебники. Рассмотрите с.71. Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

       -Как вы думаете, какая  тема урока? (Рассмотрение случаев сложения +8, +9.

       -Какая цель нашего урока?( научиться складывать примеры вида 8+8, 9+9)

  1. Открытие новых знаний

-  Прочитайте задание, которое находится выше розовой рамки на с.71(Объясните как к числу прибавить 8;  9)

- Для того,чтобы решить эти примеры, на партах у вас лежат кружочки зеленого цвета.

-Рассмотрим первый пример 8+8, который находится в розовой рамке «Запомни!»

-Разложите у себя на парте сначала 8 кружков

- Можем ли мы сразу к 8 прибавить 8?(нет).  8 на сколько удобно разложить, чтобы получился десяток?( на 6 и 2).

-Теперь к 8 кружочкам прибавьте еще 2 кружочка. Сколько получилось?( 10)

-  Сколько еще осталось прибавить?( 6)

- К 10 кружочкам прибавляем 6 кружочков получится?(16)

Делаем вывод: 8 + 8 = 16

- Рассмотрим пример 9+8

- Разложите у себя на парте сначала 9 кружков.

- Можем ли мы сразу к 9 прибавить 8?(нет) Поэтому нам 8 на сколько удобно разложить? (на 1 и 7).

-Теперь к 9 кружочкам прибавьте 1 кружочек. Сколько получилось?(10) 8 мы раскладывали на 1 и 7.Один мы уже прибавили, сколько осталось?( 7)

-К 10 кружочкам прибавляем 7 кружочков получится?(17)

Делаем вывод: 9 + 8 = 17

Рассмотрим пример 9+9

-Разложите у себя на парте сначала 9  кружков.

-Можем ли мы сразу к 9 прибавить 9?(нет).  9 на сколько удобно разложить?(1и 8)

-Теперь к 9 кружочкам прибавьте 1 кружочек. Сколько получилось?(10) 9 мы раскладывали на 8 и 1. Один уже прибавили, сколько осталось?(8)

-К 10 кружочкам прибавляем 8 кружочков получится?(18)

Делаем вывод: 9 + 9 = 18

-Итак ребята, что же нужно сделать чтобы к 8+8? ( 8 нужно вспомнить  состав числа)

  1. Физкультминутка

Все мы встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево, повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.        

  1. Первичное усвоение новых знаний

-Ребята, а сейчас решим примеры под №1.

-Записываем в тетрадке №1

- Выполним по вариантам самостоятельно.

-1 вариант- первую строчку

-2вариант- вторую строчку

Вариант1:5+5=10 ; 6+6=12; 7+7=14; 5+9=14; 4+7=11.

Вариант2: 5+6=11; 6+7=13; 7+8=15; 9+5=14; 7+4=11.

         Проверка

-Ребята, выполним №2 ,решим задачу.(чтение задачи учителем, затем учащимся)

- Ознакомьтесь с содержанием задачи

- О чем говорится в задаче?( о машине)

- Сколько бензина было в баке?(9л)

- Сколько залили бензина? (10л)

-  Сколько израсходовали?  (10л)

-Какой вопрос задачи? (Сколько литров бензина осталось в баке?)

-Какие опорные слова выберем для записи?( было, залили, потратили, осталось)

-Что известно?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет)

  -Почему? (мы не знаем сколько всего было бензина)

-Можем ли мы это узнать?(да)

-Каким действием мы будем решать?(сначала сложением, а потом вычитанием)

Было-9 л.

Залили-10 л.

Потратили-10 л.

Осталось-?л.

Решение:

1)10+9=19(л)-всего литров бензина в баке

2)19-10=9(л)-осталось

Ответ: 9 литров.

  1. Закрепление изученного материала.

(Работа в парах. Обсудите.)

Задание №5(устно)

 -Ребята перед нами изображена таблица?

-Что в ней изображено?(слагаемое, слагаемое, сумма)

-Что известно?(1 слагаемое, 2 слагаемое)

-Что нужно найти?(сумму)

Слагаемое

1

2

3

4

5

6

Слагаемое

2

2

2

2

2

2

Сумма

3

4

5

6

7

8

 -Как изменялось каждое слагаемое?(на 1единицу)

-Как изменялась сумма?( на 1 единицу)

Задание №6( устно)

-Прочитайте задание.

Разбей все фигуры на две группы разными способами. Каждую из выделенных групп снова разбей на две группы.

-На какие группы мы можем разбить?

1 группаПо цвету: фигуры голубого цвета, розового цвета.

Разобьем еще на две подгруппы: фигуры голубого цвета: многоугольники, фигуры не имеющие углов. Фигуры розового цвета: прямоугольник, круги.

2 группаПо размеру: большие и маленькие

  1. Итог урока

-Чему научились на уроке?

-Что показалось трудным?

- С какими случаями примеров познакомились?(+8,+9)

  1. Рефлексия

Сигнальные карточки.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.