рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Шабаева Екатерина Владимировна

ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана на основе примерной основной образовательной программы начального образования по математике (Математика. Примерная рабочая программа по учебному предмету А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова, Москва, Академкнига/учебник, 2017 год)

Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Предлагаемый начальный курс математики имеет следующие цели.

•Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

•Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

•Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства,

различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

•Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Задачи:

  • ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике.
  • дать ребенку первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.
  • предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»

Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования по математике, представленными в Примерной программе по учебным предметам начального общего образования.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:

— восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);

— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища культуры и искусства и т.д.);

— владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия.

В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину.

Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными).

Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Количество плановых

работ

количество часов для изучения предмета

количество учебных недель;

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Практических работ

Контрольных работ

Лабораторных работ

Проектов

в неделю

в год

4-3

4

136

34

4

8

9

                Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических отношений и характеристик, устанавливать количественные, пространственные и временные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации в учебниках, справочниках, словарях; определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, корректировать, контролировать решения учебных задач.

Предметные результаты обучающихся

Выпускники научатся:

• называть и записывать любое натуральное число до  1 000 000 включительно;

 • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность; • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

 • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

• выполнять изученные действия с величинами;

• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;

 • определять вид многоугольника;

 • определять вид треугольника;

 • изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

 • изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

 • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы; • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники.

Планируемые результаты

Выпускники получат возможность научиться:

 • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;

• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков

 (>, <, =);

 • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;

 • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

 • измерять вместимость в различных единицах: литр (л),

 кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

 • понимать связь вместимости и объема;

• понимать связь между литром и килограммом;

• понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;

 • находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

 • решать задачи с помощью уравнений;

• видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;

 • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

 • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;

• осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

• строить простейшие круговые диаграммы;

 • понимать смысл термина «алгоритм»;

 • осуществлять построчную запись алгоритма;

• записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:

 • Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.

• Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).

• Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.

• Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).

• Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.

• Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.

 • Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;

 • решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

• измерять вместимость в литрах;

 • выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

 • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

 • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

• различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;

• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

 • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

 • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

• решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;

• решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;

 • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;

 • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

• понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

• решать отдельные комбинаторные и логические задачи;

 • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

 • читать простейшие круговые диаграммы.

Содержание учебного предмета

4 класс (136 ч)

Числа и величины (12 ч)

 Натуральные и дробные числа. Новая разрядная единица — миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов. Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Постоянные и переменные величины. Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность. Величины и их измерение. Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

Арифметические действия (50 ч) 

Действия над числами и величинами. Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком». Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком. Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное. Сложение и вычитание однородных величин. Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины. Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины. Умножение величины на дробь как нахождение части от величины. Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части. Деление величины на однородную величину как измерение. Прикидка результата деления с остатком. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Элементы алгебры. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи (26 ч) 

Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач. Знакомство с комбинаторными и логическими задачами. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого и целого по его части.

Геометрические фигуры (12 ч) 

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника. Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины (14 ч)

 Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника. Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника. Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов.

 Измерение объема тел произвольными мерками. Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными (22 ч) 

Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий. Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм. Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Дата проведения

Домашнее

задание

Примечание

Планируемая

Фактическая

Повторение

4

1

Повторение нумерации многозначных чисел. Периметр и площадь прямоугольника

1

04.09

04.09

запись чисел в таблицу, п. т. №2

2

Письменное умножение на однозначное и двузначное число. Решение задач.

1

06.09

06.09

п. т. №3, 7(а)

3

Решение задач. Тест

1

07.09

07.09

п. т. №7(б)

4

Решение задач

1

08.09

08.09

п. т. для к. р. с. 3-6

Задачи на разностное и кратное сравнение

5

5-6

Когда известен результат разностного сравнения

2

11.09

13.09

11.09

13.09

п. т. №12 (б, в)

п. т. для к. р.с.3-6

7-8

Когда известен результат кратного сравнения

2

14.09

15.09

14.09

15.09

п. т. для к. р. 1 вариант - с. 7, 2 вариант - с. 8

п. т. для к. р. с. 10

9-10

Проект «Учимся решать задачи»

2

18.09

20.09

18.09

20.09

п. т. для к. р. с. 11-12,п. т. №20 РНО, №48 учебник

11

Контрольная работа

1

21.09

21.09

п. т. №13 (а), №10 (в)

Класс миллионов. Буквенные выражения

13

12

Алгоритм умножения столбиком

1

22.09

22.09

РНО, п. т. №23, таблица умножения

13

Поупражняемся в вычислениях столбиком

1

25.09

25.09

№61 учебник, п. т. №25

14

Тысяча тысяч; или миллион

1

27.09

27.09

№68, 69 (учебник).

15

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

1

28.09

28.09

РНО,

№27, 29 п. т.

16

Когда трех классов для записи числа недостаточно

1

29.09

29.09

№82 учебник, записать числа

17

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное

Проект «Многозначные числа»

1

02.10

02.10

№81, 85 учебник

18-19

Величины постоянные и переменные

2

04.10

05.10

04.10

05.10

№86, 87, 90(а) учебник

П. т. №44,42

20-21

Всегда ли математическое выражение является числовым?

2

06.10

09.10

06.10

09.10

№104, 105, 106 учебник

выучить правила в тетради, п. т. №46, 47

22-23

Зависимость между величинами

2

11.10

12.10

11.10

12.10

№107, 114 учебник, п. т. для к. р. №20 (б, в, г)

24

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины

1

13.10

13.10

п. т. №56, 57

Задачи на «куплю – продажу»

5

25-26

Стоимость единицы товара, или цена

2

16.10

18.10

16.10

18.10

п. т. №59 до конца, п. т. 58

27

Административная проверочная работа

1

19.10

19.10

п. т. для к. р. с. 26-28

28

Когда цена постоянна

1

20.10

20.10

п. т. №61(а,б)

29

Проект «Учимся решать задачи»

1

23.10

23.10

№144, 147 учебник

Деление с остатком

30

Деление нацело и деление с остатком

1

25.10

25.10

п. т. №67, 71, 64(в)

31-32

Неполное частное и остаток

2

26.10

27.10

26.10

27.10

п. т. №81(б,в), №68, с. 55 учебник правило

33

Остаток и делитель

1

08.11

08.11

с.55, 56,57 правила, п. т. №83, 84

34

Когда остаток равен 0

1

09.11

09.11

п. т. №87, 88

35

Когда делимое меньше делителя

1

10.11

10.11

П. т. №94,95

36

Деление с остатком и вычитание

1

13.11

13.11

П. т. для к. р. №4

37-38

Какой остаток может получиться при делении на 2?

2

15.11

16.11

15.11

16.11

П. т. №99-101

№223, 224 учебник

39

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

Проверочная работа

1

17.11

17.11

П. т. №103, 106

40-42

Запись деления с остатком столбиком. Способ поразрядного нахождения результата деления

3

20.11

22.11

23.11

20.11

22.11

23.11

П. т. №109 (а), №105, 108, 109(г), №241, 243 учебник

43

Поупражняемся в делении столбиком. Вычисления с помощью калькулятора.

1

24.11

24.11

П. т. для к. р. С. 44, 45 №2,3

44

Час, минута и секунда

1

27.11

27.11

П. т. с. 60

45

Проект «Кто или что движется быстрее?»

1

29.11

29.11

П. т. №118

46

Длина пути в единицу времени; или скорость

1

30.11

.30.11

П. т. 3120(а, б,в,г)

47

Учимся решать задачи

1

01.12

01.12

П. т. №122(а,б)

48

Контрольная работа

1

04.12

Объем

11

49

Какой сосуд вмещает больше?

1

06.12

04.12

П. т. №120 (е), №288 учебник

50

Литр. Сколько литров?

1

07.12

51

52

Проект «Вместимость и объем»

2

08.12

11.12

53

Кубический сантиметр и измерение объема

1

13.12

54

Кубический дециметр и кубический сантиметр

1

14.12

55

Кубический дециметр и литр

1

15.12

56

Литр и килограмм

1

18.12

57

58

Проект «Разные задачи»

2

19.12

59

Поупражняемся в измерении объема

1

20.12

60

Административная контрольная работа за 2 четверть

1

21.12

Задачи о работе

7

22.12

61

Кто выполнил большую работу?

1

25.12

62

Производительность – это скорость выполнения работы

1

27.12

63

Учимся решать задачи

1

28.12

64

Отрезки; соединяющие вершины многоугольника.

1

29.12

65

Разбиение многоугольника на треугольники

1

15.01

66

Записываем числовые последовательности

1

17.01

67

Проект «Работа с данными»

1

18.01

Деление столбиком

10

68

69

Деление на однозначное число столбиком

2

19.01

22.01

70

Число цифр в записи неполного частного

1

24.01

71

72

Деление на двузначное число столбиком

2

25.01

26.01

73

74

Алгоритм деления столбиком

2

29.01

31.01

75

Сокращенная форма записи деления столбиком

1

01.02

76

Поупражняемся в делении столбиком

1

02.02

77

Контрольная работа

1

05.02

Действия над величинами

8

78

Сложение и вычитание величин

1

07.02

79

Умножение величины на число и числа на величину

1

08.02

80

Деление величины на число

1

09.02

81

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

1

12.02

82

Нахождение части от величины

1

14.02

83

Нахождение величины по ее части

1

15.02

84

Деление величины на величину

1

16.02

85

Поупражняемся в действиях над величинами

1

19.02

Движение нескольких объектов

86

Когда время движения одинаковое

1

21.02

87

Когда длина пройденного пути одинаковая

1

22.02

88

89

Движение в одном и том же направлении

2

26.02

28.02

90

Движение в противоположных направлениях

1

01.03

91

92

Проект «Учимся решать задачи»

2

02.03

05.03

93

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

1

07.03

Работа нескольких объектов

5

94

Когда время работы одинаковое

1

09.03

95

Когда объем выполненной работы одинаковый

1

12.03

96

Производительность при совместной работе

1

14.03

97

Административная контрольная работа

1

15.03

98

Время совместной работы

1

16.03

99

Учимся решать задачи и повторим пройденное

1

19.03

Покупка нескольких товаров

4

100

Когда количество одинаковое

1

21.03

101

Когда стоимость одинаковая

1

22.03

102

Цена набора товаров

1

23.03

103

Учимся решать задачи

1

04.04

Логика

7

104

Вычисления с помощью калькулятора

1

05.04

105

106

Как и в математике применяют союз «и» и союз «или»

2

06.04

09.04

107

108

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно; но и другое.

2

11.04

12.04

109

Проект «Учимся решать логические задачи»

1

13.04

110

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

1

16.04

111

Контрольная работа

1

18.04

Геометрические фигуры и тела

112

Квадрат и куб

1

19.04

113

Куб и шар

1

20.04

114

Площадь и объем

1

23.04

115

Измерение площади с помощью палетки

1

25.04

116

Поупражняемся в нахождении площади и объема

1

26.04

117

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

1

27.04

Уравнение

118

Уравнение. Корень уравнения

1

30.04

119

Учимся решать задачи с помощью уравнений

1

02.05

120

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

1

03.05

121

122

Проект «Разные задачи»

2

04.05

07.05

Повторение

123

Натуральные числа и число 0 (повторение)

1

10.05

124

Алгоритм вычисления столбиком (повторение)

1

11.05

125

Действия с величинами (повторение)

1

14.05

126

127

Как мы научились решать задачи (повторение)

2

16.05

18.05

128

Годовая контрольная работа

1

17.05

129

Геометрические фигуры и их свойства (повторение)

1

21.05

130

Буквенные выражения и уравнения (повторение)

1

23.05

131

Учимся находить последовательности

1

24.05

132

136

Резервные уроки

5

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

4-3

Реквизиты программы

УМК обучающего

УМК учителя

Рекомендовано программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию авторы А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова

Учебник: А.Л.Чекин Математика.

 4 класс.

В 2 частях. – М.: Академкнига/Учебник,

2016 г.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятель

ной работы №1,№2, №3 – М.: Академкнига/Учебник,

2016 г.

Р. Г. Чуракова

Тетрадь для проверочных работ

№1, №2 Академкнига/Учебник,

2016 г.

Электронная форма учебника и печатных тетрадей

Учебник: А.Л.Чекин Математика

 4 класс.

В 2 частях. – М.: Академкни

га/Учебник,

2016 г.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика Тетради для самостоя

тельной

работы №1,№2, №3 – М.: Академкни

га/Учебник,

2016 г.

Чекин А.Л. Математика

Методическое пособие для учителя.

М.: Академкни

га/Учебник

2016 г.

О.А.Захарова

Методическое пособие Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся 1-4 класс

Москва Академкнига/Учебник 2016г.

Электронные пособия:

тренажер по математике, электронная форма учебника и печатных тетрадей,

подготовка к ВПР

Москва Академкнига/Учебник 2017г.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

• Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.

• Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).

• Описание явлений и событий с использованием величин.

• Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.

• Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.

• Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

• Выполнение геометрических построений.

• Выполнение арифметических вычислений.

• Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

• Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.

• С равнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.

• Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.

• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.

• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.

• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков

Система оценки достижений планируемых результатов

Методы и формы организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности работы подбирается несколько вариантов работы. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера. В этих работах сначала отдельно оценивается решение задач, примеров, заданий арифметического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в программе.

              Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Письменная проверка знаний, умений и навыков.

              В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки: 

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

          Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

         При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;

            При оценке работ, состоящих только из задач:

Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;

Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;

Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;

Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;

           При оценке комбинированных работ:

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;

Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;

            При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:

  • считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;

        При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:

  • считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;

При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:

  • считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;

           Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. 

Оценка устных ответов.

         В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки: 

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты 

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  • при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
  • производит вычисления правильно и достаточно быстро;
  • умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
  • правильно выполняет практические задания.

Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:

  • ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
  • не всегда использует рациональные приемы вычислений.

          При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

           Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.          

           При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

           Особенности организации контроля по математике.

           Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

              Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление).

На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

               Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

              При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...